"Создание условий для раннего выявления одаренных детей и реализация их потенциальных творческих возможностей"

0
0
Материал опубликован 8 May

Создание условий для раннего выявления одаренных детей и реализация их потенциальных творческих возможностей.

В течение многих лет являюсь учителем технологии в школе и не могу не отметить тенденцию к сокращению часов, отведенных на преподавание предмета, при общей востребованности в профессиональных рабочих кадрах на всех уровнях экономики. Об этом не раз говорил Президент РФ, члены правительства и представители общественности. Но пока вопрос об увеличении часов не рассмотрен, передо мной, как перед педагогом стоит задача по созданию условий для раннего выявления одаренных детей и реализацию их потенциальных творческих возможностей.

Одаренный ребенок—это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности /Педагогический словарь.6.С. 67-68/. От себя добавлю, что на уроках технологии одаренный ребенок является для всего коллектива примером выполнения задачи, творческого подхода к ней, уместно даже сказать «живой презентацией». Поскольку программа изучения предмета технология настолько обширна и многообразна, перед педагогом стоит задача помочь каждому ученику ставить перед собой выполнимые задачи, ориентированные на его интересы, и овладевать методами, исследовательскими и трудовыми навыками и приемами, необходимыми для решения этих задач.
Для того чтобы работа с одаренными детьми была благотворной и успешной необходимы следующие моменты:
1.     Осознание педагогом важности работы с одаренными детьми, проявление особого внимания всего педагогического коллектива проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2.     Создание и усовершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
3.     Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Только при выполнении этих условий в нашей школе появилась реальная возможность для полноценной работы с талантливыми детьми.   И, поскольку, специалисты единодушно придерживаются мнения, что учебные программы для одаренных детей должны качественно отличаться от программ среднестатистической школы, главной задачей стало применение метода дифференцированного составления учебных программ. Внимательно изучив современные методы и рекомендации отечественных и зарубежных специалистов, мной был выбран метод индивидуально-дифференцируемого подхода. Этот метод позволяет наиболее полно оценивать данные ребенка, гибко составлять и вносить корректировки в программу обучения, и наиболее точно контролировать успешность ребенка и изменения его мотивации к изучению предметных дисциплин. Применение этого метода я условно разбила на несколько этапов.

Изучение индивидуальных условий учащегося – физических, интеллектуальных, специальных навыков, способностей к мыслительному процессу, склонности к публичным выступлениям, психологических и лидерских позиций, изучение условий в семье.

Выделение одаренных детей в отдельные группы внутри каждого класса.

Составление и подбор дифференцируемых заданий и задач, включающих разнообразные методы и приемы, позволяющие учащемуся самостоятельно решать задачи и задания, увеличивая их объем и сложность.

Составление плана контроля, по результатам которого будет проводиться дальнейшее дифференцирование заданий.

Особенно хочу отметить важность и сложность первого этапа в отношении изучения предмета технология. Поскольку предмет является финансово-затратным (покупка расходных материалов), возникает проблема материального обеспечения учащегося. В группах выявляются одаренные дети из успешных семей: их мамы, как правило, успешно строят карьеру и мало бывают дома. Ребенок видит перед собой неправильную модель семьи с нарушением гендерных приоритетов и в силу возраста считает, что можно не изучать «женскую работу», потому что все можно купить. И в то же время одаренные или склонные к изучению предмета дети из менее обеспеченных семей просто не имеют возможности для реализации своих проектов. Я посчитала возможным объединить таких детей в группы, объясняя им важность умения работать в команде. Кроме того, каждый ребенок имеет возможность индивидуальной работы с педагогом.

На сегодняшний день все эти методы оказались очень эффективными , принесли видимые результаты и помогли добиться признания на различных конкурсах.

Использованная литература:

Образовательные модели и технологии работы с одаренными детьми / сост. Башева Е.И. [и др.] Красноярск: ККИПКППРО, 2011. – 24 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.