12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна155268
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»

Условия эффективной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»

t1643824671aa.jpg

Автор статьи: Ковалева Г.В.

учитель географии МКОУ Нововоронежская СОШ № 4, Воронежской обл.


gal.kovaleva64@yandex.ru 


Аннотация: для личностного саморазвития школьника необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на выявление, поддержку и развитие индивидуальных способностей одаренных и талантливых детей. В статье обобщен личный многолетний опыт работы.


Ключевые слова: благоприятный психологический климат, одаренные и талантливые дети, индивидуальный образовательный маршрут.


«Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который нужно зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»! Я всегда помню это высказывание великого мыслителя Древней Греции Плутарха.

«Творчески одаренный ребенок» - это особый, неповторимый мир детства! Наша задача принять этот мир и направить все усилия, чтобы максимально раскрыть его талант, способности, реализовать его дар!

 Целью современного психологического и педагогического сопровождения одаренных, талантливых детей в образовательном процессе является целая система деятельности, которая направлена на выявление и развитие индивидуальных способностей, формированию устойчивого интереса и создание оптимальных условий для гармоничного развития ученика.​​​​​​​

h1643880836.jpg

Я учитель географии в 5-11 классах и хочу поделиться своим опытом работы по выявлению и сопровождению одаренных детей в своей предметной области. Считаю, что для работы по выявлению одаренных учеников, необходимо преемственность начального и среднего звена обучения. Знакомлюсь с характеристиками каждого ученика, их интересами и направлениями. Можно провести беседу с учителями начальных классов. На своих уроках стараюсь применять разнообразные приемы, формы, методы работы.

Для получения учащимися дополнительных географических знаний и умений, развития личностной самореализации школьника необходимо в комплексе развивать такие качества как творческое, неординарное мышление, проявлять инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, давать адекватную самооценку, иметь высокую работоспособность. Нужно иметь навык и индивидуальной работы, и умение сотрудничать в группе при выполнении коллективных заданий. Всегда учитываю личностные и возрастные особенности школьника.

Реализуя свой деятельностный подход, регулярно использую метод проектов, проблемное обучение, исследовательская деятельность, технология развития критического мышления и т.д. Постоянно направляю усилия на то, чтобы деятельность учащихся была осмыслена. На уроках использую интеллект-карты, викторины, пресс-конференции, театральные минутки, дебаты. Только мотивированное и системное обучение может быть личностно - ориентированным и развивающим.

Одним основным действенным условием является благоприятный психологический микроклимат на любом этапе учебного процесса. Не ленитесь похвалить ученика, нужно создать для любого обучающегося ситуацию успеха. Для этого поддерживаю ребёнка, опираясь на его сильные стороны, стараюсь развить их, подчеркиваю достижения, сделанные на определенном этапе обучения. Если у него возникают неудачи, ошибки, обращаю внимание на возможность их устранения, определяем вместе понятный алгоритм преодоления возникших сложностей. В работе учитываю индивидуальные способности каждого ученика, стараюсь предоставлять ему больше самостоятельности, для того чтобы в полной мере раскрыть его творческий потенциал. Необходимо чтобы ученик чувствовал доброжелательное отношение к нему, иногда вношу юмор в отношения с учащимся, доверяю им и уважаю их взгляды. Среди невербальных средств, которые использую в своей работе, это приветливый и добрый взгляд, улыбка, открытые жесты.

С одаренными учащимися веду большую внеклассную работу, для этого разрабатываю авторские программы. Пример: «Клуб путешественников» «Окно в Европу».

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rabochaya_programma_vneurochnoj_deyatelnosti_klub_pu_142142.html

Реализация таких программ призвана способствовать:

- созданию благоприятных условий для развития талантливых учащихся 5-11 классов, через целенаправленную структуру школьного внеклассного географического образования;

- воздействие на мотивационную сферу, которая способствует осознанию многоаспектной ценности полученных географических знаний;
- изменение в личностном развитии, которое сопровождается общей успешностью не только по географии, но и в различных видах учебной деятельности;
- победы во всевозможных конкурсах разного уровня;
- обогащение внутреннего мира учащейся;

- изучение выбранной дисциплины в объеме, необходимом для успешного прохождения государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ;
- развитие самоконтроля, самооценки, ответственности за правильность выбранного решения;

- повышению качества образования по географии.

В процессе работы у учащихся формируются и развиваются ряд познавательных и творческих способностей и навыков, а также жажда новых знаний необходимых в информационном обществе: установление причинно-следственных связей, нахождение новых нестандартных способов решения задач, критичность мышления, пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое, интерес к импровизациям и восприятию неоднозначных идей.

Кроме рабочей программы веду индивидуальный образовательный маршрут для каждого одаренного ребенка. Девиз этого маршрута - ежедневно подниматься на ступеньку выше, целенаправленно идти к достижению цели.

Основными целями индивидуального образовательного маршрута являются:
- для учащихся это личностный подход, формирование познавательных интересов и потребностей, а также создание ситуации успеха;
- для родителей это гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка»;
- для учителя и школы это гарантия права на самореализацию и собственный стиль профессиональной деятельности.

Сопровождение индивидуального образовательного маршрута состоит из четырех пунктов:

1. Мое представление о себе (Кто я? Какой я?);

2. Мои цели и задачи;

3. Мои планы;

4. Моя программа действий.

Индивидуальный маршрут включает в себя карту индивидуального психологического развития ребенка: характеристику познавательных процессов, мышление, память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала), внимание и др.

Имеется индивидуальный план подготовки к участию в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях разного уровня с целями и задачами.

Более подробно можно ознакомиться на примере одного Индивидуального маршрута развития одаренного ребенка пройдя по ссылке:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/individualnij_marshrut_razvitiya_odarennogo_rebenka_181232.html

Самая большая радость для учителя видеть успехи и достижения своих учеников, это окрыляет и хочется дальше «творить» и еще больше «созидать». Фото1-2


t1643824671ab.jpgt1643824671ac.jpg
Фото 1. Итоги муниципальных научно – практических конференций

image%283%29.pngt1643824671ae.jpgt1643824671af.jpgt1643824671ag.jpg
Фото 2. Дипломы всероссийских и региональных конкурсов


Приложение 1.

Итоги работы обучающихся по географии с признаками общей одаренности за 2016-2021 г.

Итоги работы обучающихся по географии с признаками общей ода
DOCX / 32.74 Кб

Многие выпускники девятых классов для сдачи экзамена выбирают предмет география. Для них мною разработана рабочая программа по внеурочной деятельности «За страницами учебника географии», для повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ. На занятиях я стараюсь дать учащимся не только знания, которые пригодятся им во время сдачи экзаменов, но также психологически настроить их позитивно отнестись к экзамену, меньше волноваться, как лучше сосредоточиться на заданиях. Пример рабочей программы.

 https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rabochaya_programma_po_vneurochnoj_deyatelnosti_za_s_191207.html 

В моем рабочем кабинете постоянно кипит работа, которая напоминает муравейник. После уроков, во второй половине дня начинаются дополнительные занятия по внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися предметом география: подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, ОГЭ, краеведческая работа и создание научно-исследовательских проектов.
В начале учебного года составляю график работы своего кабинета, он помогает систематизировать работу во внеурочное время, который располагается на самом видном месте в географическом кабинете.


График работы кабинета на 2021-2022 учебный год

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

13.35

14.35

12.55

14.35

14.35

Индивидуальная

работа с учащимися.

Занятие по научно- исследовательской работе

Индивидуальная работа с учащимися.  

Подготовка к олимпиадам

Подготовка к конкурсам, праздникам: «Творческая лаборатория»

Работа с учениками ОВЗ

Занятия по подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

Работа с талантливыми, одаренными учениками – это непрерывный, кропотливый процесс, требующий от учителя личностного роста, как в предметной области, так и в области психологии. Я не замыкаюсь только в пределах своей школы. Своими знаниями и опытом я охотно делюсь с коллегами на городских методических объединениях, областных семинарах, сетевых сообществах РФ. Имею печатные публикации по теме работы с одаренными детьми.

Приложение 2.

Работа учителя в рамках обмена опытом с одаренными учениками (2016-2021 г.)

Работа учителя в рамках обмена опытом с одаренными учениками
DOCX / 20.02 Кб

Но как говорится, что нет пределу совершенства, я постоянно ищу для себя что-то новое, ведь жизнь не стоит на месте. Для самосовершенствования, росту педагогического мастерства регулярно прохожу, курсы повышения квалификации, принимаю участие в семинарах, вебинарах, различных тренингах. Пример из последнего: на платформе системы дистанционного обучения научно-образовательного сетевого издания Высшей школы делового администрирования S-BA.RU в 2021 году успешно прошла онлайн-семинар на тему: «Организация работы с одаренными детьми на уроках и внеурочное время при изучении учебных дисциплин в условиях реализации ФГОС».

Приложение 3.

v1643826230.jpg

Быть учителем сложно, я с этим согласна, но, в тоже время, это невероятно интересная, творческая профессия, в которой каждый следующий день не похож на день предыдущий. 

Приложение 4.

Благодарственные письма и дипломы Ковалевой Г.В DOCX / 2.75 Мб

В заключении хочется напомнить одну народную мудрость, которая гласит: «В жизни можно по-разному жить. Можно не принося людям радости: вовремя есть, вовремя пить и периодически делать всякие гадости. А можно и так: на рассвете встать и, не помышляя о чуде, рукой обнаженное солнце достать и подарить его людям». Мне кажется, это о нас, то мы с вами, не замечая, не считаясь со своим личным временем, ежедневно совершаем чудо! Я согласна с мнением Дмитрия Лихачева: «В руках учителя наше будущее»!

Мы создаем будущее нашей страны. И будет оно таким, каким его создадим!


Источники информации:

1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007

2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

3. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений / Департамент образования г. Москвы; сост.: Л.Г. Порошинская, В.И. Раздин; отв. ред. Л. Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2006. – Вып. 3.

4. http://900igr.net/up/datas/233140/010.jpg - схема Система выявления и поддержки одаренных учащихся.

P.S Статья публикуется впервые.

Уникальность статьи - 98%, приложений - 100%.


Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Язенина Ольга Анатольевна, 03.02.22 в 01:19 5Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна, с удовольствием познакомилась с Вашей публикацией! Согласна с Вашими мыслями, выводами. Как всегда, Вы пишете правильно и очень разумно. Спасибо за то, что делитесь своим опытом!
Ковалева Галина Валентиновна, 03.02.22 в 07:21 3Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна, благодарю за положительный отзыв, очень приятно, что Вам понравилась статья!
Куликова Ирина Геннадьевна, 03.02.22 в 02:22 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Валентиновна, работа очень заинтересовала
Ковалева Галина Валентиновна, 03.02.22 в 07:22 3Ответить Пожаловаться
Ирина Геннадьевна, спасибо за положительный комментарий!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 03.02.22 в 06:49 2Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна, огромное спасибо за ваш опыт работы с одарёнными детьми! Вы совершенно правы, что "работа с талантливыми, одаренными учениками – это непрерывный, кропотливый процесс, требующий от учителя личностного роста!" Спасибо!!!
Ковалева Галина Валентиновна, 03.02.22 в 07:28 2Ответить Пожаловаться
Наталия Алексеевна, спасибо за положительную оценку моей статьи! Работа с талантливыми учениками - ежедневный процесс. Сейчас у меня в работе 9 проектов и 2 олимпиады. Готовимся к научно-практической конференции.
Елена Штерн, 04.02.22 в 13:59 1Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна, спасибо за Ваш труд! У вас есть очень важное профессиональное качество - системность. Читая ваши статьи, я понимаю, что школа - это не просто ваша профессия, это ваше призвание
Ковалева Галина Валентиновна, 04.02.22 в 14:24 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за высокую оценку моей работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.