12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калашникова Валентина Владимировна42
Россия, Иркутская обл., Ангарск

Создание «безбарьерной» образовательной среды


Никогда не смейся над человеком, если в его сердце тикает то, что тебе никогда не понять… Анна (Фрида) Бергстрем


Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.

За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями «безбарьерной» среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками. Образовательная среда – это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов. Организация «безбарьерной» образовательной среды обеспечивает оптимизацию ее влияния на личность. Субъект, управляющий образовательным процессом (педагог), выполняет систему действий по превращению среды в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.

В педагогической общественности имеется понимание необходимости процесса создания «безбарьерной» образовательной среды, и назрела потребность в разработке технологий организации их учебной деятельности, обеспечивающей эффективность процесса социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями. Таким образом, современная система обучения и воспитания должна будет подстраиваться под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используя новые подходы к обучению, с применением различных вариантов форм, методов обучения и воспитания.

Особую роль в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры. Организация адаптивной образовательной среды в работе с детьми с ограниченными возможностями развития подразумевает, что при определенной поддержке родителей и педагогов ребенок с проблемами в развитии становится обычным, часто неотличимым от других членом общества.

В каждом образовательном учреждении должна быть создана «безбарьерная» образовательная среда. Надо исправлять недостатки жизненного уклада, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества. Процесс создания «безбарьерной» образовательной среды направлен на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.







Список используемой литературы и ресурсов:

Никитина Е. Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 31–35.

https://infourok.ru/obuchenie-detey-s-osobimi-obrazovatelnimi-potrebnostyami-1213969.html



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.