12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акатова Ирина Анатольевна3432
Акатова Ирина Анатольевна.Социальный педагог высшей категории, учитель ОДНРК и ОРКСЭ , педагог -психолог МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района Костромской области
Россия, Костромская обл., Галичский район, д Степаново
5

Статья «Из опыта работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения к обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивной образовательной среде общеобразовательной организации»

Из опыта работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения к обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивной образовательной среде общеобразовательной организации.

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека»                                                                               В.А.Сухомлинский

Создавая в нашем общеобразовательном учреждении условия для реализации потенциальных возможностей детей в том числе и детей с ОВЗ, одним из приоритетным направлением является

- создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки, доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самоуправления.                                            

 В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, я , как педагог-психолог, осуществляю следующие виды деятельности:

1. Диагностика:

- оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;

- изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.

2. Консультирование:

- психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;

- формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.

3. Коррекция:

- проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;

- разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных.

Выстраивая свою работу по данному направлению, опираюсь на сотрудничество с детьми, педагогами и родителями.

Совместным видом деятельности с другими специалистами является проведение школьного ПМПК, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.

В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-       развивающей работе поэтапно решается ряд основных задач:

- знакомство учителей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними;

- проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности;

- формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.

При повседневной работе в смешанных группах особое значение отводится:

- формированию у окружающих школьников эмпатии (понимания);

- умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;

- развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;

- прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности;

- стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.


 

В своей практике по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ использую проведение занятий в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры,  которые  способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.

Стало традиционным проведение различных мероприятий, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические конкурсы рисунков и сочинений, классные часы спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ.  Традиционно проводим «Осеннюю Неделю добра», где заключительным мероприятием является акция « Просто так». Ребята приносят подарки , приветствуется поделки , сделанные своими руками, для этого в один из дней работает мастерская добрых дел, где проводим мастер-класс по изготовлению поделок своими руками и класс победитель ( принесшие большее количество ) удостаиваются права подарить эти подарки инвалидам, живущим в нашей деревне Степаново и вбизлежащих деревнях. выпуск информационного бюллютня к Дню инвалидов, проводим акцию « Мудрые мысли о доброте». Где ребята ( инициативная группа) сами готовят мини-памятки с высказываниями великих людей или мудрецов и раздают их в школе другим учащимся, учителям и жителям нашего сельского поселения. Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание доброты и милосердия, в духе мира и уважения каждого человека.


 

В своей работе с детьми особых возможностей ( я еще и социальный педагог) руководствуюсь принципами, предложенной Финской Ассоциацией для лиц с нарушениями интеллектуального развития

- в каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;

- каждый ребенок является уникальной личностью;

- неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения;

- ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей;

- ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь.

Поэтому неотъемлемой частью моей работы по данному направлению, является включение детей-инвалидов и детей ОВЗ в различные конкурсы и проектную деятельность. Так учащаяся 1( дополнительного класса) ребенок инвалид ( ДЦП) стала победителем конкурса Новогодних снежинок, учащиеся 2 и 7 класса ( ребенок инвалид) победителем муниципального конкурса чтецов. Учащийся 4 класса ( ребенок с ОВЗ) стал победителем психологической игры.

( Разработанной мною) Где от учащихся не требуется каких- то особых умений. В течении месяца ребята приходили за различными заданиями, которые они должны были выполнить строго в определенное время и сдать в точно назначенный час или место. Баллы начислялись по сложности заданий.


 

Таким образом, поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей.

Наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность – есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.

Опубликовано в группе «Социальный педагог,воспитатель и Учитель с большой буквы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.