Статья «Спортивный клуб "Кадетская Спарта" как один из важных аспектов воспитания в образовательной среде кадетского корпуса»
Спортивный клуб «Кадетская Спарта» как один из важных аспектов воспитания в образовательной среде кадетского корпуса.
Целью данной статьи является теоретический анализ возможностей школьного спортивного клуба «Кадетская Спарта» как системы воспитания в образовательных организациях среднего образования. При изучении данного вопроса использовались такие методы, как теоретический анализ и нормативно-правовые документы федерального уровня, а также практический опыт клуба «Кадетская Спарта». На основе проведенного анализа методической литературы и имеющейся в Российской Федерации законодательной базы, регулирующих воспитательный процесс в образовательных организациях среднего образования сделан вывод о признании важности деятельности школьного спортивного клуба как своеобразной системы воспитания. Проведенный анализ и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов регулирования воспитательного процесса в образовательных организациях среднего образования.
Ключевые слова: школьный спортивный клуб, кадетский спортивный клуб, спорт, воспитание, среднее образование.
Передо мной стояла задача изучить историю становления клубного движения в отечественной педагогике, охарактеризовать современный зарубежный опыт спортивной клубной деятельности и сформулировать понятие «школьный спортивный клуб». Базу исследования составила научно-методическая литература, раскрывающая сущность образовательного пространства в средних и высших учебных заведениях, изучающая вопросы воспитания в средней школе, проблемы формирования личности обучающихся, а также законодательные документы федерального уровня. При изучении этой темы мною были использованы разные источники.
В России в начале XX века идея клубных объединений как формы работы с подрастающим поколением нашла применение на практике вместе с идеей расширения сферы внеклассной работы в образовательном процессе. Опираясь на воспитательный потенциал теории и практики клубной деятельности, изложенной в работах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, П.П. Блонского и других, клубное движение получило значительное развитие в советский период. Возникло такое научное направление, как клубоведение, которое занималось изучением вопроса воспитательного влияния клуба на личность, изменения сознания и поведения людей в процессе их участия в клубной деятельности.
Исторический анализ показывает, что клубное движение в России имеет глубокие корни, и его развитие в советский период стало основой для формирования современных спортивных клубов. Однако, несмотря на существование множества спортивных клубов, недостаточно внимания уделялось школьным спортивным клубам, которые должны сочетать в себе элементы физической подготовки и воспитания.
В настоящее время роль школьных спортивных клубов возрастает в становлении и развитии полноценной и гармоничной личности учащихся по всей России.
Школьный спортивный клуб, являясь одной из разновидностей клуба - спортивной, ставит своей целью вовлечение личности в физкультурно-спортивную деятельность. А.В. Никулин «Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза» интерпретирует понятие «спортивный клуб» в качестве фактора воспитания и формирования здорового образа жизни, понимая под клубом образовательного учреждения объединение участников образовательного процесса, создающих определенную среду и способствующих их активному включению в эту среду, способствующему формированию опыта бережного отношения к здоровью как ценности.
Клуб как организация, осуществляющая культурно-просветительскую и досуговую деятельность с обучающимися в коллективных формах, трактуется В.В. Полукаровым. В его статье «Теория и практика клубной деятельности, как основа организации досуга современных школьников» раскрывается актуальность использования форм и методов клубной работы для педагогически грамотной и эффективной организации досуга школьников. Раскрыты возможности клубной деятельности для успешной социализации и творческого развития учащихся. Определены признаки субъектной позиции школьников в сфере досуга. Кроме того, важную роль в клубной деятельности играет общение как средство установления контактов и самоутверждения, а также как инструмент организации творческого процесса коллективной или групповой деятельности. Клубная деятельность - это форма воспитания, являющаяся результатом организационно-методически обоснованной деятельности коллективе.
Школьный спортивный клуб «Кадетская Спарта» получил свидетельство за РЕГ. N (номером) РФ 54-28988 08.09.2022 году. Можно сказать, с этого самого момента и началась наша деятельность. Были определены приоритетные направления, которые были всегда актуальны в кадетской среде нашего учреждения. Основными видами, которые мы стали поддерживать и развивать, были различные виды ОФП с элементами единоборств, туристическая подготовка, вокруг которых и стал выстраиваться основной каркас клуба. Ведущими направлениями нашей работы стали: ОФП с элементами самбо, ОФП с элементами рукопашного боя, а на следующий учебный год к этим единоборствам добавился еще и вид ОФП с элементами тхэквондо. Конечно, мы не смогли обойтись и без таких популярных игровых видов среди любой молодежи как футбол, волейбол и баскетбол. Но ввиду специфики нашего учреждения, материально-технической базы, изменений в штатном составе учреждения, а также обусловленности того, что мы входим на данный момент в областной (а не городской) реестр образовательных учреждений, наши игровые виды претерпевают периодически изменения.
Как показывает обзор учебно-методической литературы и педагогической практики в области физической культуры и спорта, наиболее эффективным способом вовлечения обучающихся в процесс образования является совместная деятельность, причем не только со сверстниками, но и с педагогами. В рамках общественных объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности формируются максимально благоприятные условия для подобного вовлечения. Возможный вариант подобной формы организации - школьный спортивный клуб, где кадет имеет возможность добровольного выбора форм деятельности и проявления инициативности и творческого потенциала.
Одним из моментов сотрудничества нашего клуба, является работа с общероссийским проектом «Молодецкие игры народов России», в котором мы принимаем участие с начала работы нашего клуба. И я являюсь одним из руководителей опорных площадок этого проекта в г. Новосибирске. Кадеты нашего спортивного клуба периодически выезжают на разные площадки города, и участвуют в разных соревновательных мероприятиях, представленных этим проектом. Цели и задачи – это не только победа в том или ином конкурсе, но и знакомство с многонациональной культурой, а также духовным наследием культуры народов России, популяризация и развитие физической и игровой культуры, создание условий для активных занятий физической культурой и развивающими подвижными играми.
Школьный спортивный клуб выступает формой воспитания в результате организованной, методически грамотной деятельности педагогов по регулированию взаимоотношений и взаимодействий в коллективе через сотрудничество с организациями в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики, образовательными организациями дополнительного образования и установлением контактов с профессиональным сообществом.
Клубная деятельность, как форма воспитания, предоставляет обучающимся возможность активно участвовать в спортивной жизни, развивать лидерские качества, коммуникативные навыки и стремление к самосовершенствованию. Важным аспектом является то, что клуб создает условия для неформального общения между кадетами и преподавателями, что способствует формированию дружеских связей и поддержанию здорового образа жизни.
Развитие детского и юношеского спорта в странах, где используется механизм клубной системы способствует укреплению здоровья населения и, в то же время, позволяет достичь в спорте высоких результатов. При этом устанавливается тесная связь с образованием и акцент на массовый спорт в школьной и студенческой спортивных системах, характеризующийся условиями заниматься спортом независимо от социального положения или финансовых обстоятельств.
В настоящее время в России достаточно много спортивных клубов, объединяющих как взрослых, так и детей, и решают они, как правило, множество задач от высоких спортивных достижений до массового любительского спорта и досуга. Но вместе с тем, очень немного школьных спортивных клубов, имеющих комплексный характер деятельности для формирования личности с позиций сохранения физического, психического здоровья, а также нравственного воспитания. Социальный заказ системы среднего образования конкретно и полно сформулирован в федеральных нормативно-правовых документах. Возникает необходимость качественной воспитательной среды школ через школьный спортивный клуб не только как метод физической подготовки учащихся, но и как формы воспитания и формирования личности и гражданских качеств человека. Происходит это благодаря функциональным возможностям школьного спортивного клуба, связанным с его деятельностью.
Согласно федеральным нормативно-правовым актам, школьные спортивные клубы должны играть ключевую роль в физическом воспитании и развитии учащихся, а также в формировании их гражданских качеств. Важно, чтобы клубы не только способствовали достижению спортивных результатов, но и создавали качественную воспитательную среду, поддерживающую развитие личности.
Одним из первых мероприятий, стоявших в календарном плане работы клуба, стал областной фестиваль «Память поколений». Этот фестиваль был проведен с целью увековечивании памяти Вице-унтер-офицера 11-го выпуска Сибирского кадетского корпуса капитана Иванова Евгения Владимировича, погибшего при выполнении служебных обязанностей в 2022 году. Данное мероприятие стало регулярным и проведено в 2024 году уже в третий раз. Благодаря фестивалю крепчает дух патриотизма и нравственно-волевые качества воспитанников.
Наш спортивный клуб «Кадетская Спарта» выступает формой включения обучающихся в образовательный процесс, определяет взаимосвязь между поколениями и организует совместную деятельность кадет и преподавателей, офицеров-воспитателей и руководства Сибирского кадетского корпуса.
Реализация этой цели достигается за счет устойчивых организационных и временных компонентов учебно-воспитательного процесса, осуществляющих основную образовательную деятельность кадетского корпуса.
Благодаря работе клуба, в процессе приобретения знаний и формирования компетенций улучшаются взаимоотношения воспитанников с наставниками.
Во-первых, это возможность добровольного выбора форм деятельности и проявления инициативности и творческого потенциала, а также регламентация совместной деятельности учащихся и преподавателей.
Во-вторых, важная роль в деятельности школьного спортивного клуба принадлежит общению, как средству налаживания контактов и самоутверждения, инструменту организации созидательного процесса деятельности коллектива.
В-третьих, через деятельность школьного спортивного клуба у учащихся актуализируется потребность в самореализации, что позволяет развивать коммуникационные, творческие, лидерские задатки и способности.
Деятельность нашего школьного спортивного клуба «Кадетская Спарта» можно представить, как своеобразную систему воспитания через стимулирование многоцелевого общения, интеграцию усилий кадет и преподавателей, обеспечение активной позиции учащихся, мотивацию их к сплочению дружеских групп, самосовершенствование, внутригрупповую конкуренцию, стремление к высоким индивидуальным показателям и результатам, спортивный интерес и потребность в знаниях.
Таким образом, спортивный клуб «Кадетская Спарта» представляет собой эффективный инструмент для реализации воспитательных задач в образовательной среде, способствуя формированию здорового, активного и ответственного гражданина. Конечно, мы стоим еще в самом начале этого пути, но нами уже выбран вектор этого движения по воспитанию подрастающего поколения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон: [от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 7 мая 2013 г. с изм., вступившими в силу с 19 мая 2013 г.)]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174 (дата обращения: 08.08.2021). Текст: электронный.
2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ: [от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ]. http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_73038 (дата обращения: 08.08.2021). Текст: электронный.
3. ФГОС ООО: [приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_110255 (дата обращения: 08.08.2021). Текст: электронный.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 г.: Распоряжение правительства РФ: [от 7 августа 2009 г. № 1101-р]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96059. (дата обращения: 08.08.2021). Текст: электронный.
5. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ: [от 29 декабря 2010 г. № 189 (в ред. от 29 июня 2011 г.)]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083577 (дата обращения: 08.08.2021). Текст: электронный.
6. По созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов: методические рекомендации Министерства образования и науки РФ и Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ: [от 10 августа 2011 г. № МД-1077/19 (НП-02-07/4568)]. URL: https:// rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-RF-N-MD-1077_19,-MinsportturizmaRF-N-NP-02-07_4568-ot-10.08.2011 (дата обращения: 08.08.2021). Текст: электронный.
7. Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов: приказ Министерства образования науки России: [от 13 сентября 2013 г. № 1065]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&document Id=220998 (дата обращения: 08.08.2021). Текст: электронный.
8. Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: приказ Минобрнауки России: [от 28 декабря 2010 г. № 2106]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=172461 (дата обращения: 08.08.2021). Текст: электронный.
9. Ваторопин, А.С. Массовый и «большой» спорт: модели взаимодействия и развития / А.С. Ваторопин, Л.С. Аристов. - Текст: непосредственный // Дискуссия. - 2015. - № 10 (62). - С. 95-102.
10. Полукаров, В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дис. ... д-ра пед. наук // Полукаров Владимир Васильевич. -Москва, 1994. - 405 с. - Текст: непосредственный.
11. Никулин А.В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза: дис. к-та пед. Наук// Никулин, Александр Валентинович- Москва, 2008.