Статья «Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»
Автор статьи
учитель начальных классов
г. Семёнов, Нижегородская область
«Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»
Стандарты второго поколения указывают: «…идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы, готовый постоянно учиться новому в жизни.» В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности.
Особую актуальность в настоящее время приобрел метод учебных проектов. Эта педагогическая технология эффективно используется в начальной школе, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Термин «метод проектов» возник в США во второй половине XIX в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:
• проблематизация учебного материала;
• познавательная активность ребенка;
• связь обучения с жизненным опытом ребенка;
• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний.
Джон Дьюи говорил: «Всё для жизни, всё для жизни…»
Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:
мини-проекты,
краткосрочные,
долгосрочные.
Сама технология не является принципиально новой, но для меня начинающего учителя и обучающихся, применительно к условиям конкретной школы и класса, формирование опыта работы в данном направлении представляет интерес и является актуальной задачей.
Давайте подробнее рассмотрим метод именно мини – проектов. Ведь как известно, продолжительные проектные работы иногда становятся утомительными для младших школьников, а в некоторых случаях к ним абсолютно теряется интерес.
В чём же заключаются несомненные плюсы мини – проектов?
создаёт ситуацию успеха;
ориентирует на быстрый практический результат;
учит эффективно распределять время и экономно его использовать;
быстро ориентироваться в ситуации;
строить новые отношения в сотрудничестве;
проявить свои организаторские способности.
Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
осуществляется преемственность.
В среднем звене дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов.
Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:
Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения.
Задачи групповой работы:
активизация познавательной деятельности;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.);
совершенствование межличностных отношений в классе.
Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках.
На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.
Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из этапов:
Организационный момент (тема проекта, цель)
Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.
Физкультминутка.
Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.
Презентация готового продукта проектной деятельности.
Рефлексия.
Домашнее задание (обычно творческого характера)
1 этап « Начальный»- Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы
2 этап «Поисковый» - Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного материала.
3 этап «Исследовательский » - Проведение исследования, решение поставленной проблемы
4 этап «Обработка результата» - Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта
5 этап «Заключительный » - Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде мультимедийной презентации, либо в любой другой форме.
Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта:
Четкое соблюдение времени;
Групповая форма работы;
Достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования
«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово — за ребенком, последнее — за учителем». В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат — бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.
В чем мы преимущества метода мини - проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. Работая над мини-проектом, дети быстрее достигают ситуации успеха, удовлетворенности своей деятельностью. Ведь работа в группах в большинстве случаев вызывает у детей позитивные эмоции.
Используя метод мини-проектов в своей работе, я увидела то, что у детей появился интерес к учебной деятельности, повысилась учебная мотивация и соответственно улучшились качественные показатели изучения предмета, в нашем случае – «Окружающего мира».