Статья «Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»
Медведева Г.А.
Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях
Возникновение мотивации учения является одной из значительных проблем нынешней системы образования. Ее своевременность определена реновацией содержания обучения, выработкой у обучающихся способов самостоятельного получения знаний, умений и навыков, исследовательских интересов.
Важной задачей, которую должно решать образовательное учреждение, значится становление положительной учебной мотивации, ее совершенствование у воспитанников.
Учебная мотивация—это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
В педагогике и психологии традиционно выделяют два характерных типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проистекает из желания научиться чему-то для самореализации, овладения предметом, интереса к нему самому. Внешняя мотивация проистекает из желания добиться успеха ради достижения результата и демонстрации его окружающим с целью получения признания, вознаграждения или избегания проблем. Наиболее продуктивная стратегия преподавания состоит в том, чтобы поддерживать внутреннюю мотивацию, т.е. интерес и энтузиазм ученика.
Главные критерии для формирования внутренней мотивации и познавательного интереса:
- вовлеченность воспитанника в поиск нового;
-ситуация успеха для обучающихся;
-использование информационно-коммуникативных технологий;
-возможность для креативности в обучении;
-образность подачи материала;
-разноуровневость заданий.
Рассмотрим основные методы формирования учебной мотивации учащегося к учебной деятельности через содержание учебного материала:
Дидактические игры.
Метод «Ситуация успеха».
«Соревнование».
Метод «Проектов».
Метод «Создание проблемной ситуации».
Можно использовать приемы , которые позволяют изучить новую тему в необычной форме:
- «Привлекательная цель».
- «Отсроченная отгадка».
- «Прогнозирование».
- «Мозговой штурм».
- «Лови ошибку!».
- «Синквейн».
Все эти приемы и методы формирования мотивации обучающегося развивают познавательные мотивы, порождают положительные эмоции от новых форм работы, создают атмосферу непринужденности и раскованности на занятиях, включают процессы целеполагания, когда учащиеся не боятся ставить самостоятельные цели.
Таким образом, систематическое и упорядоченное применение разнообразных форм, методов и приёмов развития учебной мотивации у учеников, фиксирует желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению большинства предметов.