12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трофимова Татьяна Викторовна32
Россия, Ростовская обл., ДНР, город Енакиево
6

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»

Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях.

Для того, чтобы вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятий. Наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьётся живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на "коварный" вопрос учителя.

Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и не поддельный интерес учащихся к предмету, являются поистине счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. Нужна мотивация. Различные виды мотивации в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

Мотивация — это искусство заставлять людей делать то,

что вы хотите,  так, как будто они сами хотят это сделать.

Причинами снижения уровня учебной мотивации могут послужить следующие факторы:

отношение ученика к учителю;

отношение учителя к ученику;

личная значимость предмета;

умственное развитие ученика;

продуктивность учебной деятельности;

непонимание цели учения;

страх перед школой.

Мотивационная сфера учащегося имеет свои источники в практической деятельности. Ученик всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы он успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные. Формирование учебной мотивации у учащихся - одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.

Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).

Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.

Эмоциональный компонент мотивации учения

Главная характеристика эмоционального компонента - переживания школьников в процессе учебной деятельности и их эмоциональное отношение к обучению. Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.

Надо создать атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении.

В целях формирования и развития учебной мотивации необходимо создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности:

быть признанным;

самостоятельно достигать успеха;

принадлежать к общности, к коллективу;

самореализация своего «Я»;

видеть в учителе друга, союзника и помощника.

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности, реализация мотивации.

Во всех видах работы в процессе обучения младших школьников соблюдаются одни и те же дидактические принципы: научности, сознательности и активности учащихся, наглядность, индивидуальный подход. Все части урока - учебно-воспитательного процесса не только содействуют формированию знаний, умений, но и моральных качеств подрастающего поколения.

"...Ни один наставник не должен забывать,- говорил К.Д. Ушинский,- что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду" .

Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду на уроке может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса учащихся. Развивать: 1) заинтересованность к изучению материала на уроке, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном; 2) способность к оперированию числовой и знаковой символикой; 3) способность к "последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению", связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах; 4) способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свёрнутыми структурами; 5) способность к обратимости мыслительного процесса ( к переходу с прямого на обратный ход мысли); 6) гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свободу от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов. Эта особенность мышления важна в творческой работе на уроке 7) память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы; 8)способность к пространственным представлениям.

Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания не обязательны для него? Во всяком случае не принуждение. Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребёнка. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения. Поэтому для повышения мотивации, большое внимание уделяю формированию познавательных интересов учащихся. Для этого включаю на уроках:

-творческие, практические работы;

-элементы исследования;

-занимательные ситуации;

-игровые технологии, ИКТ

Сюда относятся:

задачи в стихах,

задачи-смекалки,

задачи-шутки,

драматизированные игры,

интересные факты,

ребусы, головоломки,

кроссворды и многие др.

Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.

При организации работы на уроке надо добиваться максимальной деятельности каждого ученика- организаторской, трудовой, мыслительной. Надо, чтобы каждый представлял себя или был активным участником той ситуации, которую организовал учитель.

Приемы мотивации на уроке:

эффект загадки;

противоречия, сомнения;

реальные препятствия и принятие «вызова»;

обсуждение вопросов, волнующих учеников;

возможность высказать свою точку зрения.

Необходимо вести работу по формированию и развитию логического мышления начиная с младших классов.

Логические упражнения представляют собой из средств, с помощью которого происходит формирования у детей правильного мышления. Народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определённые признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки - это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам.

Логические упражнения позволяют строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения правил логики. Правильность суждения детей обеспечивается тем, что на страже её находится учитель. Под его руководством, путём упражнений школьники практически знакомятся с применением знаков и правил логики, с применением логических приёмов. Так на своих уроках, в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Наблюдения показали, что при выполнении детьми логических упражнений отсутствие необходимой наглядности служит основным тормозом к осознанным мыслительным действиям.

Сравнение - логический приём, с помощью которого устанавливается сходство и различие предметов, явлений объективного мира.

Сравнению в процессе познания объектов придавал большое значение

К.Д. Ушинский. Он говорил : ..."в дидактике сравнение должно быть основным приёмом. Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нём сходство с самыми отдалёнными от него предметами : тогда только вы уясните себе все существенные признаки предмета, а это значит понять предмет".

При обучении приём сравнения я использую такие способы:

1) Принадлежащие самим предметам : форма, величина, цвет, масса.

2) Состояние объекта : стоит, лежит, летит и т.д.

3) Временные признаки: вчерашний, сегодняшний, ранний, осенний и др.

4) Количественные признаки: один, два, больше, меньше, столько же и пр.

Логические упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса в школе. Например загадки- своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам.

 Ещё один интересный метод - создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.

На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. 

Проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников также будут способствовать дифференцированные задания. Разной сложности задания. Например дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала , есть самое здоровое ядро разумной школы детства. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию. Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметами усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящим от характера организуемой деятельности- репродуктивной или творческой. При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребёнка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Например:

1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например игра " Составим узор"- выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Игры на сложение и вычитание можно применять в следующей последовательности. На этапе объяснения нового материала применяется, например, игра "Составим поезд", где на наглядной основе дети осмысливают приёмы прибавления и вычитания 2,3,4, и т.д. В игре "Цепочка" учащиеся проговаривают приёмы прибавления и вычитания чисел на примерах. В игре "Математическая рыбалка"- ученики воспроизводят приёмы прибавления и вычитания по представлению числового ряда и др.

3. Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними: "Цепочка"- закрепление десятичного состава числа, "Математическая эстафета" учить преобразовывать одни примеры в другие, "Круговые примеры".

4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. (загадки, ребусы, викторины, кроссворды, головоломки)

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

словесные

наглядные и практические методы

репродуктивные и поисковые методы

методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Так же необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей. Цель — это направленность ученика на выполнение отдельных действий, относящихся к учебной деятельности. Мотивы характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают реальное выполнение действия. Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Способность к целеполаганию является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей ученика. Эта способность будет основой целеполагания для учащихся в будущем в профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им собственного поведения придает личности определенную нравственную устойчивость.

Каждому учителю надо: одобрять успехи; опираться на желания; давать обучаемым шанс; учитывать интересы и склонности; показывать последствия поступков; признавать достоинства; одобрять успехи; хвалить; создавать хорошую ситуацию; искать нестандартные решения.

ПРАВИЛА МОТИВАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь.

2. Мука учения всего лишь временная. Мука незнания — вечна.

3. Учеба — это не время. Учеба — это усилия.

4. Жизнь — это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, то на что ты вообще способен?

5. Только тот, кто делает все раньше, только тот, кто прилагает усилия, по-настоящему сможет насладиться своим успехом.

6. Во всем преуспеть дано не каждому. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.

Статью по теме: "Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях" подготовила Трофимова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов



Список литературы

1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев - М., 1976.

2. Берг, О. Мотивация на «ура» / О.Берг // Кадровый вопрос. — 2019. — №8. С. 64

3. Волкогонова, О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: Учебник. — М.: ИД «Форум»; НИЦ «Инфра-М», 2019. — 352 с.

4. Даниленко, П. С. Реформы системы мотивации персонала в ОАО «РЖД» / П.С. Даниленко // М. гос. ун-т. — 2018. № 9 – С. 185-186

5. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В.Благонадежной. - М., 1972, с.7-44.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.