12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
uvolodina55
Россия

Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях

У.В. Володина


Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования мотивации в учебной деятельности, которая на сегодняшний день остается дискуссионной. Рассмотрены различные определения понятия учебной мотивации, а также педагогические условия, стимулирующие повышение уровня мотивации обучающихся.

Ключевые слова: мотивация, мотивация в учебной деятельности, условия повышения уровня мотивации.

Проблема формирования мотивации в учебной деятельности на современном этапе развития является дискуссионной. Актуальность ее исследования обоснована обновлением содержания обучения, новые стандарты устанавливают новые требования к образовательным результатам обучающихся, выдвигают требования к формированию у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), являющихся базой для овладения ключевыми компетенциями, которые составляют основу умения учиться. С возникновением новых требований к образованию появилась необходимость в повышении уровня мотивации учебной деятельности. На сегодняшний день обществу необходимы люди, отличающиеся мобильностью, способные самостоятельно принимать решения, обучаться самостоятельно. Мотивация способствует формированию таковых качеств личности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения концепций формирования мотивации в учебной деятельности школьников (И.П. Подласый, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Е.П. Ильин, Н.А. Березовин, Г.И. Щукина, Н.В. Афанасьева, Т.А. Саблина, Л.П. Кичатинов, В.И. Махновская, О.А Чувакова, В.С. Юркевич, М.А. Данилов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); положения различных теорий развития мотивации (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, У. Джеймс, Дж. Роттер, Г. Келли, Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Д. Маккеланд), концепции, раскрывающие основные условия оптимизации деятельности обучающихся на уроке (А.П. Панфилова); исследования факторов формирования и развития мотивации (К. Левин, В.Г. Асеев, Л.И. Бoжoвич, И.В. Имeдaдзе, А.Н. Леонтьев, А.А. Файзуллаев) и методы реализации педагогического процесса (В.С. Селиванов).

Анализируя работы отечественных и зарубежных ученых в исследуемом направлении (В.Д. Шадриков, В.И. Махновская, В.С. Юркевич, П. Гольбах, Дж. Роттер, Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд, К. Левин, Г. Олпорт,  В.Г. Асеев, А.А. Файзуллаев), можно сделать вывод о том, что проблема выявления педагогических условий формирования мотивации в учебной деятельности на сегодняшний день является дискуссионной. Мы можем утверждать о том, что, несмотря на многочисленные исследования, остается не вполне ясным какие педагогические условия могут обеспечить формирование мотивации в учебной деятельности.

Целью исследования является выявление педагогических условий формирования мотивации в учебной деятельности. В исследовании были поставлены следующие задачи:

проанализировать современные подходы к определению понятия мотивации в учебной деятельности в научной литературе;

охарактеризовать факторы, влияющие на формирование мотивации в учебной деятельности.

Само слово «мотивация» происходит от лат. movere — «двигаться». Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» [4, с. 65].

Мотивация учебной деятельности определяется как частный вид мотивации, включённый в деятельность учения. Она системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью [2]. Мотивация учения формируется под воздействием всей системы педагогического воздействия, но первоначально она формируется в процессе непосредственной учебной деятельности. Воспитание положительной мотивации зависит от содержания обучения, организации учебного процесса, личности преподавателя, которые могут влиять на формирование положительной мотивации, как отдельно, так и в совокупности.

С позиции психологии и педагогики можно выделить ряд основных подходов к определению понятия мотивации: бихевиористский, гуманистический, когнитивный, социально-когнитивный и деятельностный, в рамках которых разработаны модели учебной мотивации. Каждый подход рассматривает определения понятие мотивации в целом и понятие учебной мотивации с различных аспектов.

Бихевиористский подход к определению понятия мотивации опирается на представления о том, что поведение человека всегда является реакцией на стимулы окружающей его среды. В качестве теории мотивации в учебной деятельности в этом подходе наиболее интересна теория драйва К. Халла, в которой мотивацией поведения является биологическая потребность, так называемый драйв, которая стимулирует человека действовать, пока потребность не будет удовлетворена. Здесь же описывается «эффект Торндайка», который говорит о том, что становится привычным поведение, дающее положительные последствия, и прерывается поведение, дающее отрицательные последствия. Соответственно, человек стремится достичь потребностей и избежать наказания [цит. по 6]. По нашему мнению, «эффект Торндайка» имеет место быть в учебной деятельности. Это можно проследить в ситуациях проявления интереса обучающимся к изучению предмета, если он имеет успех, видит хороший результат своих стараний. В такие моменты, как правило, у школьника появляется мотивация к предмету.

Гуманистический подход подчеркивает важность внутренней мотивации личности, ее свободы, выбора, самоопределения, стремление к личностному росту, самоактуализации. Центральную роль в мотивации поведения человека играет потребность в самоактуализации [5]. С такой позиции рассматривается и определение понятия учебной мотивации, уровень которой зависит от внутренней мотивации школьников к обучению. На наш взгляд, элементы данного подхода также присутствуют в формировании мотивации в учебной деятельности. Очень часто мотивация на этой основе возникает у обучающихся к тем предметам, которые необходимы им для поступления в высшие учебные заведения. Здесь учениками управляет мотив самоактуализации и самореализации себя в будущем. Также одним из мотивов здесь может выступать потребность в саморазвитии, желание узнать что-то новое, научиться чему-то.

Когнитивный подход к определению понятия мотивации утверждает, что действия человека зависят не столько от внешних стимулов, сколько от их интерпретации, понимания и оценки. Это можно проследить в теориях «ожидания – ценность», которые описывают моти­вацию как функцию оценки индивидом возможностей достижения цели и ценности самой цели [5]. Данный подход встречается в учебной деятельности. Ученик сам понимает и оценивает свое отношение к предмету, свой интерес или его отсутствие. Всё же, мы считаем, что чаще именно внешние стимулы оказывают влияние на формирование мотивации, нежели их интерпретация, понимание и оценка. Такой подход характерен для старших школьников, для младших же важны внешние стимулы.

Согласно теории мотивации достижения Дж. Аткинсона, обучающийся по-настоящему включается только в такую учебную деятельность, которую он оценивает как с большой вероятностью успешную (ожидание успеха) и имеющую значимую цель (ценность успеха). X. Хекхаузен описывает ряд признаков, которыми обладает деятельность при мотивации достижения: оставляет после себя результат; результат должен быть оценен; требования по оценке должны быть оптимальными; для оценки необходима сравнительная шкала и обязательный нормативный уровень; человек должен хотеть достичь результата [цит. по 3]. Имея способности к изучению предмета, обучающийся начинает увлекаться им. Он видит свои успехи и эти успехи формируют мотивацию ещё больше. Но всё же, данная теория не применима ко всем школьным предметам, ведь ученик может не иметь способностей к определенному предмету или они могут быть не раскрыты. В таком случае, мотивация не будет формироваться.

Социально-когнитивный подход рассматривает поведение как результат постоянного взаимодействия между личностью и внешней средой. Внешней средой здесь могут выступать отношения со сверстниками (желание отличиться, иметь больше знаний по предмету), методы учителя в формировании мотивации и другое [2]. На наш взгляд, положения данной теории можно увидеть в поведении школьников, особенно среднего звена и старшеклассников. Подростки часто сравнивают себя с другими, старшеклассники же ставят себе цели: хорошо сдать экзамены, поступить в университет, получить аттестат с отличием. Здесь у них одновременно формируется и самоуважение, и мотивация к обучению. Хотя и среди учеников младшего звена есть те, у кого мотивация к обучению формируется вследствие имеющихся потребностей к самоуважению.

Деятельностный подход реализуется в исследовании учебных мотивов как структурного элемента учебной деятельности. Существуют различные мнения определения понятия мотивации в данном подходе. В исследованиях Л.И. Божович были выделены две категории учебных мотивов:

1) мотивы общения детей с другими людьми, одобрения;

2) познавательные интересы детей, потребность в знаниях. Л.И. Божович указала на побудительную силу познавательного интереса – это потребность в знаниях, выражающаяся в переживании удовольствия от познания [1].

А.К. Маркова выделяет следующие уровни мотивов:

познавательные мотивы делятся на широкие познавательные мотивы (интерес к новым знаниям), учебно-познавательные мотивы (интерес к приобретению способов добывания знаний, приемов самостоятельной работы) и мотивы самообразования (приобретение дополнительных знаний, и самосовершенствование);

социальные мотивы включают в себя широкие социальные мотивы (долг, ответственность, социальная значимость учения), узкие социальные мотивы (стремление занять определенную позицию среди сверстников, получить одобрение) и мотивы социального сотрудничества (взаимодействие с другими людьми) [6].

Проанализировав современные подходы к определению понятия мотивации в учебной деятельности в научной литературе, можно сделать вывод о том, что существуют различные теории к определению этого понятия. На наш взгляд, можно говорить о том, что все определения имеют общие черты и встречаются в школьной жизни. Каждая концепция определения понятия мотивации в учебной деятельности может быть объяснена и доказана, если рассмотреть и проанализировать учебную мотивацию сегодняшних школьников.

Рассмотрев все представленные выше мнения и подходы, можно дать общее определение понятия мотивации в учебной деятельности. По нашему мнению, мотивация в учебной деятельности – это система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности ученика, сознательно определяющих линию ее поведения и включающих в себя познавательные потребности, цели, эмоциональное отношение, интересы.

На формирование устойчивой положительной мотивации в учебной деятельности оказывают влияние различные факторы. Основными факторами являются:

содержание учебного материала;

организация учебной деятельности;

коллективные формы учебной деятельности;

оценка учебной деятельности;

стиль педагогической деятельности учителя [6].

По нашему мнению, отдельно взятые факторы не смогут полностью стимулировать формирование мотивации к обучению, только используя их в совокупности, можно добиться желаемых образовательных результатов. Поэтому мы пришли к выводу, что педагогу необходимо учитывать все факторы, стимулирующие развитие учебной мотивации.

В процессе исследования были рассмотрены теоретические обоснования для дальнейшего изучения проблемы мотивации в учебной деятельности, которые станут основой при разработке методических рекомендаций по формированию учебной мотивации для педагогов.

В результате исследования была решена цель данной работы: выявлены педагогические условия формирования мотивации в учебной деятельности. Данными условиями, по нашему мнению, являются факторы, стимулирующие развитие учебной мотивации; а также методы, приемы и средства, которые педагог может использовать на уроке и которые также способствуют повышению уровня мотивации в учебной деятельности.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что учебная мотивация является одним из главных условий формирования познавательного интереса учеников к предмету, для становления положительной устойчивой мотивации педагогу следует учитывать факторы, стимулирующие развитие данного вида мотивации. Также учителю необходимо применять на своих уроках методы, приемы, средства, повышающие уровень учебной мотивации обучающихся. Для повышения уровня учебной мотивации школьников педагог должен учитывать все педагогические условия в определенной системе, комплексе.

Литература

Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. – М. : «Педагогика», 1972. – 352 с.

Бордовская Н.В. Психология и педагогика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 624 c.

Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002 – 343 с. – С. 47 – 102.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы : учебное пособие / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 512 с.

Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002 – 343 с. – С. 13 – 46.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения : книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва : Просвещение, 1990. – 192 с.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.