Статья «Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях иностранного языка»
Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях иностранного языка
Мотивация к обучению – это движущая сила прогресса и залог успеха любого ребенка. Она может появиться и без участия учителя, его непосредственного воздействия и каких-либо намеренных способов ее повышения. Но, к сожалению, так бывает нечасто, и это скорее исключение, которое особенно касается некоторых возрастных групп учащихся.
В данной статье речь пойдет об учащихся средних профессиональных учебных заведений неязыковых специальностей и их мотивации к изучению иностранного языка. В большинстве случаев для данной категории обучающихся, уже определившихся с выбором своей будущей профессии, возникает вопрос о целесообразности обучения иностранному языку. Довольно часто среди них можно услышать мнение о том, что иностранный язык им никогда не понадобится, ни в жизненных ситуациях, ни тем более на работе. И даже, если и понадобится, то можно воспользоваться онлайн-переводчиком с функцией озвучивания текста. Доводы о положительном влиянии иностранного языка на когнитивные способности, критическое мышление, кругозор, возможное продвижение по карьерной лестнице также могут быть встречены скептически. Поэтому вопрос о мотивации к изучению языка, ее повышению особо актуален в данном случае.
На основе имеющегося опыта хорошо зарекомендовали себя следующие виды активностей: 1. Фейковые новости (Fake news). Задача обучающихся состоит в определении, какие именно из новостей являются фейковыми. Их можно использовать как на этапе разминки (warming up), так и подводке к основной части урока (lead-in). Как правило, они не должны требовать знания определенной грамматики или лексики, а должны пробудить интерес к предложенной теме. Работу можно организовать как в парах, так и индивидуально.
2. Различные игры. Например, такие как «Крокодил», когда в зависимости от уровня владения иностранным языком, учащиеся либо объясняют слова на карточках остальным участникам на иностранном языке, либо изображают пантомиму. Обычно данная игра очень вовлекает обучающихся в процесс, и обучение происходит естественно и ненавязчиво.
Также для некоторых тем подходит игра «Города», когда учащиеся называют слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова, либо можно использовать алфавитный порядок. Например, данную игру можно применить для изучения стран, национальностей или неправильных глаголов в английском языке.
3. Работа с картинками или фотографиями. Если в классе имеется мультимедийное оснащение в виде проектора, то можно использовать фотографии. Например, можно показать фото в течение одной минуты или меньше, скрыть и задать вопрос о том, что на нем изображено. Больший интерес вызывают фотографии, сделанные собственноручно. Также можно подготовить несколько фактов о себе и попросить определить, какие из них верны. А в качестве подтверждения вывести на экран личные фотографии.
Это лишь небольшая часть приемов, которые позволяют пробудить интерес к изучению языка. Но иногда очень действенно просто обратить внимание учащихся на их образ мышления. Как говорит профессор Кэрол Двек, посвятившая много лет изучению мотивации к обучению, сила слова «Пока нет» имеет решающее значение. На практике это означает, что даже, если обучающиеся уверены в своих слабых способностях или том, что они ничего не знают, необходимо сказать, что это только пока, и у них есть шанс и возможности изменить ситуацию к лучшему.
Список использованных источников
TED talk Tuesday: yje power of yet. Режим доступа: https://www.cornerstoneondemand.com/rework/ted-talk-tuesday-power-yet