Игра для автоматизации звука С в словах «СССпешилки»
Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов
«Логопедическая настольная игра»
Развивающая логопедическая настольная игра «СССпешилки»
Автор игры: учитель-логопед Сергачёва Анна Анатольевна
Актуальность
Закрепление навыков произношения поставленного логопедом звука требует от ребёнка ежедневных многократных повторений его в словах и фразах. Но однообразные логопедические упражнения делают процесс коррекции дефектов произношения скучным и поэтому малопродуктивным. Для того чтобы естественная для дошкольников игровая мотивация дала толчок к формированию мотивации коррекционной, детям нужны интересные эмоционально насыщенные игры с духом соревнования, с радостью побед и горечью поражений. Данный материал превращает однообразную, монотонную, рутинную работу по закреплению произношения звука в увлекательное, интересное занятие для ребёнка, а логопеду даёт возможность «играючи» осуществлять методичный логопедический тренинг. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, а значит, способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи.
Цель данной логопедической игры: автоматизация звука С в начале, середине, в конце слова, в словах со стечением согласных.
Задачи:
закрепление правильного произношения звука С в словах в разных позициях, во фразах;
обогащение предметного словаря;
развитие мелкой моторики рук;
развитие коммуникативных навыков.
Возрастная аудитория: дети 4-9 лет, имеющие недостатки произношения звука С.
Описание игры и рекомендации по её использованию
Игра «СССпешилки» состоит из набора игровых полей. Для игры необходим игральный кубик, фишки. Фишками могут служить цветные камушки, крупные пуговицы, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, геометрические фигурки, вырезанные из цветного картона.
В данной игре, как и в большинстве игр – «ходилок», используется игральный кубик. Я обучаю детей не просто бросать его на стол, а при помощи кубика выполнять массаж ладоней. Для этого следует поместить кубик между ладонями и с усилием растирать его. Затем, не выпуская кубика из рук, поставить сложенные вместе ладони рёбрами на стол, округлить их и выпустить кубик. Таким образом, ладони не дают кубику укатиться и упасть на пол.
Для поддержания речевой активности детей следует ограничивать количество игроков до 2-3.
Так как цель каждого ребёнка – поскорее добраться до финиша, поэтому задание четко проговаривать в словах звук С воспринимается как обуза, тормозящее движение. В этом случае игра теряет свою коррекционную логопедическую направленность. Логопеду следует требовать, чтобы ребёнок передвигал фишку только после правильного называния картинки. Это требование должно стать частью правил игры.
Содержание заданий
«Шустрый мышонок»
Цель: автоматизация звука С в начале слова.
В игре принимают участие два игрока.
Логопед: «Два мышонка заметили кусок сыра и наперегонки бросились к нему. Самому шустрому мышонку достанется сыр».
Один игрок ставит фишку над клеткой с сумкой, второй игрок – над клеткой с совком. Дети договариваются с помощью считалки, кто будет первым делать ход.
Сидел петух на скамеечке,
Считал свои семечки:
— Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты!
Затем игроки поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество клеток, четко проговаривая звук С в словах: «С-сумка – один, с-салат – два...:» Игроки движутся навстречу друг другу, обходят полный круг. Игрок, начинающий движение с картинки с сумкой, заканчивает игру на картинке с совком, а второй игрок, начиная с картинки с совком, заканчивает на картинке с сумкой.
Слова: сумка, салат, самолёт, сухари, сук, собака, сабля, соль, сок, спутник, сом, сандалии, санки, сундук, суп, самокат, соты, сова, сахар, сапоги, скамейка, совок.
«Весёлая геометрия»
Цель: автоматизация звука С в середине слова.
В игре принимают участие два-три игрока.
Игроки поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество фигур, четко проговаривая звук С в словах. Если фишка игрока останавливается на картинке в квадрате, то игрок получает задание повторить чистоговорку:
Асса-асса-асса, в магазине касса.
Сунок-сунок-сунок, на стене рисунок.
Сылка-сылка-сылка, тяжёлая посылка.
Сы-сы-сы, точные весы.
Сок-сок-сок, в песочнице песок.
Если фишка игрока останавливается на картинке в круге, то игрок выполняет задание на согласование прилагательного «круглый» с существительным-названием картинки: круглый патиссон, круглые часы, круглое колесо, круглая капля росы.
Если фишка игрока останавливается на картинке в треугольнике, игрок составляет с названием картинки предложение, например: Траву косят косой. У девочки длинная коса. В комнату влетела оса. Соня потеряла носок.
И наконец, если фишка игрока останавливается на картинке в многоугольнике, игрок добавляет к названию картинки слово «много».
Слова: касса, патиссон, коса, мясо, рисунок, часы, коса, посуда, посылка, колесо, оса, бусы, весы, роса, носок, косынка, песок.
Можно дать предложить детям «покрасить» предмет в цвет фигуры, внутри которой этот предмет находится. Или поиграть в игру «Бывает – не бывает»: «Зелёная касса бывает? А голубой патиссон? И т. д.»
Словарный материал этого игрового поля позволяет поиграть в игру «Рифмы». С этой целью логопед даёт задание найти слова, которые одинаково заканчиваются.
Рифмы: коса-оса, носок-песок, часы-весы, роса-коса, роса-оса.
«Любопытные сороки»
Цель: автоматизация звука С в конце слова.
В игре принимают участие два игрока.
Логопед: «Две сороки поспорили, кто первой долетит до леса и узнает все лесные новости».
Игроки ставят фишки на клетках с сороками в правом и левом нижних углах. Договариваются, кто будет делать ход первым. Затем поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество клеток, четко проговаривая звук С в словах.
Сначала игроки передвигают свои фишки вверх, затем вниз, а потом опять вверх по направлению к лесу.
Слова: лотос, пояс, кактус, компас, кокос, ананас, квас, поднос, абрикос, кекс, нос, колос, автобус, глобус.
Можно предложить детям задание на развитие зрительного внимания: «Найдите и назовите все повторяющиеся предметы». «Найдите и назовите предметы, которые не повторяются». «Найдите предметы, которые называются одним словом». (нос человека и нос самолёта)
«Троечки»
Цель: автоматизация звука С в словах со стечением согласных.
В игре принимают участие два игрока. Возраст игроков – 6-9 лет.
Для игры нужны комплекты фишек двух цветов. Количество фишек в каждом комплекте 7-10.
Игроки определяют, кто будет первым делать ход. Затем поочереди начинают ставить фишки на клетки и называть предметы. Выигрывает тот, кому удаётся поставить три фишки в ряд по вертикали, или по горизонтали, или по диагонали.
Игрок ставит фишку на «хвост» и выигрывает, т. к. поставил в ряд три фишки: маска-пистолет-хвост.
Слова: стакан, скат, свитер, светофор, стул, стадион, спутник, стол, скамейка, статуя, скат, носки, капуста, коляска, хвост, ласты, пистолет, лестница, куст, галстук, остров, брусника, маска, смородина, лист.
Постепенно правила игры можно усложнить: выиграет тот, кто поставит в ряд четыре фишки.
Задание на развитие зрительного внимания: какой предмет встречается два раза?»
«Слова-однофамильцы»
Задачи: автоматизация звука С в словах в разных позициях, знакомство со словами, имеющими несколько значений.
Перед началом игры логопед знакомит участников игры с игровым полем.
Логопед: «Ребята, посмотрите: это соль и это тоже соль. Слова одинаковые, а предметы разные: в первом случае это пищевая добавка, а во втором – нота. Найдите ещё предметы, которые имеют одинаковые названия. Все эти предметы находятся в зелёных рамках».
Игроки ставят свои фишки на старт, поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями чётко называют определённое количество картинок на игровом поле: «Соль – один, коляска – два, хвост – три...». Если фишка останавливается на картинке в зелёной рамке, она переносится на квадрат с парным предметом. Можно дать задание составить предложения с этими словами. Например, фишка остановилась на клетке, где «соль». Ребёнок составляет предложение: «В суп положили соль». Затем передвигает фишку на клетку с парной картинкой и тоже составляет предложение: «Музыкант играет ноту соль».
«Бег с препятствиями»
Цель: автоматизация звука С в разных позициях в слове.
Логопед: «В этих соревнованиях победит тот, кто первым доберётся до финиша, преодолев препятствия: два звука С в каждом слове».
Игроки договариваются, кто первым делает ход. Затем поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество клеток, четко проговаривая два звука С в каждом слове.
Информационные ресурсы
Лебедева И. Л. Большая логопедическая игротека. Звук Л. – Изд-во «Детство-Пресс», 2016 г.
Лебедева И. Л. Большая логопедическая игротека. Звук Р. – Изд-во «Детство-Пресс», 2017 г.
Картинки из интернета.
Троечки
JPG / 1.59 Мб
Любопытные сороки
JPG / 1.98 Мб
Весёлая геометрия
JPG / 1.49 Мб
Шустрый мышонок
JPG / 1.41 Мб
Слова-однофамильцы
JPG / 1.32 Мб
Бег с препятствиями
JPG / 1.36 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Сергачева Анна Анатольевна
Стародубова Наталья Александровна
Сергачева Анна Анатольевна
Порошина Ольга Анатольевна
Сергачева Анна Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сергачева Анна Анатольевна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Сергачева Анна Анатольевна
Дементьева Ирина Михайловна
Сергачева Анна Анатольевна
Паненкова Ирина Михайловна
Сергачева Анна Анатольевна