Статья на тему «Реализация приёмов обучения школьников с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы»
Реализация приёмов обучения школьников с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы
Поспелова Наталья Юрьевна,
учитель-дефектолог МБОУ СШ №5
г. Архангельск
Ключевые слова: школьники с нарушением слуха, ребёнок с особым слухом, интеграция, интегрированное обучение, коррекционная помощь, формирование устной речи, речевая зарядка, произносительные навыки.
В статье рассматриваются педагогические проблемы интеграции детей с недостатками слуховой функции; раскрываются приёмы обучения школьников с нарушениями слуха, которые в настоящее время успешно реализованы в общеобразовательной школе № 5 города Архангельска.
Речь детей с особым слухом, подготовленных к массовой школе, отличается некоторыми особенностями, которые в ходе обучения оборачиваются ошибками в употреблении и написании слов, в построении предложений, в понимании читаемого. Эти специфические ошибки не объясняются невниманием, недостаточным старанием ученика, - они являются прямым следствием особенностей его слухового и речевого развития.
При выборе места обучения следует учитывать психологическую готовность и желание самого ребёнка учиться вместе со слышащими. Иногда дети с нарушением слуха с достаточно высоким уровнем общего и речевого развития оказываются психологически не готовыми к интегрированному обучению. Такие дети теряются в большом коллективе, для них характерна чрезмерная робость. Некоторые ученики, обычно из семей неслышащих родителей, мало ориентированы на общение с окружающими и поэтому не стремятся контактировать с ними.
Конечно, и учить ребёнка с нарушенным слухом вместе со слышащими детьми трудно, и ему учиться нелегко. Но как важно попытаться максимально реализовать его потенциальные возможности! Основную роль в его адаптации к жизни в коллективе детей играет учитель класса в школе. Ему важно знать особенности такого школьника и владеть некоторыми специальными приёмами, облегчающими для ребёнка с нарушенным слухом устное общение и процесс обучения. Остановимся на некоторых из них.
Наличие в классе такого учащегося требует особого отношения к нему со стороны педагога во время урока. Например, не стоит поворачиваться спиной к ученику с особым слухом во время устных объяснений; стараться контролировать понимание ребёнком заданий и инструкций до их выполнения. Следует постоянно помнить, что в классе есть ученик с нарушенным слухом, который должен всегда видеть лицо педагога, даже в тех случаях, когда тот ходит по классу, пишет на доске, организует работу класса с таблицами, картиной, картой. Поэтому такого ребёнка располагают за первую парту (стол) сбоку от педагога (справа от него), по возможности спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства одноклассников, учителя, доску, отвечающего у доски. Не нужно бояться, что такое размещение парт нарушает «порядок» и специально выделяет одного из учеников. Наоборот, учащиеся должны понимать, что это сделано для того, чтобы их одноклассник видел весь класс и мог активно участвовать в коллективной работе на уроках.
Необходимо призывать ребёнка с нарушенным слухом всегда смотреть на говорящего: и на педагога, и на отвечающего, независимо от того, у доски тот отвечает или с места. Важно следить за тем, как ученик быстро отыскивает говорящего и переводил взгляд с одного собеседника на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для школьника. Для этого полезно чаще контролировать ученика со сниженным слухом в разных формах, например, «Повтори, что я сказала», «Повтори, о чём рассказала Оля», «Что сказал Саша?», «Продолжи, пожалуйста».
Ребёнку с нарушенным слухом необходимо участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допускать, если что-либо важное осталось им не понято. Оставленное без внимания хотя бы небольшое непонимание нового материала ведёт к недопониманию последующих разделов учебного предмета. Школьника со сниженным слухом следует контролировать на каждом уроке. Любой педагог может с помощью одного-двух вопросов выяснить, понял ли ребёнок самое главное в теме или те детали, без усвоения которых нельзя двигаться дальше. При этом нельзя забывать, что сами вопросы должны быть поняты (восприняты) учеником. Проверяя это, следует спросить у него повторения вслух заданного вопроса.
В школе часто ученику с особым слухом предлагают выполнять письменную самостоятельную работу в то время, когда класс работает устно. Такая практика чревата тремя последствиями: ребёнок «выпадает» из определенного вида работы и может даже не знать, чем занимались в это время одноклассники; он не совершенствует своих умений и навыков во фронтальной устной работе; постепенно учителю придётся все чаще создавать для ученика с нарушенным слухом особые условия. Все это может привести к тому, что он не сможет учиться в классе, как все, и, следовательно, будет потерян смысл обучения его в массовой школе, утрачена суть интегрированного обучения.
Одна из наиболее важных и сложных задач обучения и воспитания детей с нарушенным слухом в условиях общеобразовательной школы – это формирование устной речи. Работа над устной речью (в том числе и над произношением) должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на общеобразовательных уроках, во внеклассной деятельности, в ходе повседневного общения в школе, вне её, дома.
Одной из форм организации работы над формированием устной речи в школе является речевая зарядка. Её основная задача – закрепление в устной речи учащихся ранее усвоенных произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада. Не менее важно закрепление вновь приобретённых навыков.
Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи, интонацией. Речевую зарядку определяет для уроков учитель-дефектолог согласно программному содержанию.
Обязательно проводится зарядка на первом уроке в течение 5 минут, а также необходимо организовывать речевые упражнения на всех уроках в течение 2-3 минут. У учащихся с особым слухом страдает произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков, поэтому акцент в содержании зарядок делается на эти звуки.
Виды работ:
1. Работа над слогом
Ча ча ча причастие
Се се се семьсот
2. Чтение слов с последующим восприятием на слух
Четыре – четырнадцать – четыреста
3. Чтение предложений с наращиванием
Будем писать
Будем писать предложения
Будем писать предложения с оборотом
Будем писать предложения с причастным оборотом.
4. Чтение словосочетаний с последующим составлением предложений
Сегодня погода…
5. Подбор слов и словосочетаний по образцу:
Одна функция
Две функции
Три …
Таким образом, наряду с изменениями в системе образования и правом каждого гражданина выбрать формы образовательных услуг, в отношении детей с нарушенным слухом прослеживается большая тенденция к развитию интегрированного обучения.
Организация работы с детьми с нарушением слуха на уроках в условиях общеобразовательной школы зависит от готовности ребёнка к обучению в школе и его желание; от готовности массового учреждения принять на обучение школьников с нарушенным слухом; от возможностей семьи оказывать ребёнку постоянную необходимую помощь; от владения педагогами приёмами работы по обучению школьников с нарушением слуха.
Литература
1. Белущенко В. А., Наумова А. Е. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. СПб.: Каро, 2006.
2. Болбат Л. В. Калашникова Т. В. Материалы для речевых зарядок в начальных классах школы для слабослышащих и позднооглохших детей // Дефектология. – 2004. - № 3
3. Королева И.В. Комплект методических материалов «Учусь слушать, чтобы понимать и говорить»)
4. Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников. М.: Академия, 2001.
5. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха - М.: ВЛАДОС, 2001.
6. Феклистова С. Н.Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб. - метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2008.
7. Шафигуллина А. Г. Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи // Теория и практика образования в современном мире: материалы конференции СПб. Реноме, 2012.