12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матвеева Светлана Николаевна1267
Служу коррекционному образованию. Педагогический стаж службы - 31 год. Фото моё, настоящее, не фотомонтаж. Какая есть, такая и сейчас есть!
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
8

Статья «Эффективные приёмы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения выпускника начальной школы с ОВЗ на этапе подготовки к новой ступени образования и реализации ФГОС ООО»

Автор: Матвеева Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «С(К)ОШИ №4»


Статья «Эффективные приёмы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения выпускника начальной школы с ОВЗ на этапе подготовки к новой ступени образования и реализации ФГОС ООО»


Конкурсное задание:  педагогическая статья «Мои инновации в обучении и воспитании»

Краткая аннотация: В статье представлены эффективные приёмы, которые применяются учителями начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ  в 4 классе на уроках литературного чтения на этапе подготовки их к обучению в среднем звене. Приведено подробное описание наиболее эффективных  и апробированных приёмов.

Ключевые слова: познавательная активность, дети с ОВЗ, современные приёмы, познавательная активность.


         Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать активным и вдумчивым читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт.

      К концу четвертого класса учащиеся должны уметь самостоятельно выбрать литературу, необходимую для получения то или иной информации по разным направления или предметам. Уметь ориентироваться в произведении и извлекать из него нужные знания, а также находить ответы на поставленные вопросы. Все эти знания необходимы для продуктивного продолжения обучения в пятом и последующих классах. Очень важно, чтобы ребёнок перешёл в среднее звено подготовленным к усвоению большого  объёма информации. 


  Как известно, познавательная деятельность является одной из ведущих видов деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса. А низкий уровень развития познавательной сферы – главная особенность развития ребенка с ОВЗ. Это значит, что дети не всегда понимают сути поставленной перед ними задачи, не могут установить причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.   

    Чтобы помочь ребенку с проблемами в развитии осознать прочитанное, пробудить интерес к чтению книг, необходимо на уроках чтения использовать разнообразные виды работ, создавать положительный фон для чтения, который обеспечивал бы возможность каждому ученику получать удовлетворение от читательской деятельности. Необходимо построить учебную деятельность так, чтобы дети с ОВЗ могли принять активное участие в работе.  Одним из возможных путей достижения успеха в читательской активности учащихся на уроках чтения является развитие познавательного интереса через включение их в творческую деятельность.
    Целью развития познавательной активности у детей с ОВЗ является формирование  таких качеств, как: любознательность, фантазии, альтернативное мышление, изобретательность, оригинальность, самостоятельность.

     Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

     Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного.

     Если ребёнок понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если он уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.

Для проявления у обучающихся творческих способностей и активизации познавательной активности я использую следующие приёмы и задания:

 - На уроках изучения и чтения сказок разных народов можно предложить такое задание, как заполнение сюжетной таблицы. Многие дети затрудняются дать подробный ответ на поставленные учителем вопросы устно. Такая таблица поможет замкнутому и стеснительному  ребёнку проявить активность и участвовать  в работе класса, выражать свою точку зрения. Ребёнок учится давать анализ поступкам героев сказки. Учится находить в тексте только нужную информацию.

Сюжетная таблица к турецкой сказке "Ашик-Кериб".

Кто?

Где?


Чем занимались?

Что ты думаешь о герое?

Что случилось?

Магуль- Мегери

В Тефлизе

Любила и хотела быть женой Ашик-Кериба

верная, терпеливая

красивая

умная

Должна была выйти замуж за нелюбимого

Ашик-Кериб

В Тефлизе

Ходил по свадьбам, веселил богатых и счастливых

талантливый

добрый

весёлый

честный

Ходил по свету, чтобы стать богатым, зарабатывал пением

Аяк-Ага

В Тефлизе

Богатый отец Магуль- Мегери

щедрый


Куршуд-бек

В Тефлизе

Обманул Ашик-Кериба, и сказал что он утонул в реке

хитрый

подлый

Хотел обманом жениться на Магуль- Мегери


Для проявления творческой активности на уроке можно использовать творческий пересказ, например, сказки П.П.Бажова "Серебряное копытце" от лица персонажа сказки Дарёнушки:

«Когда мне было 6 лет, я осталась одна. Родители мои умерли, старших братьев и сестёр забрали в другие семьи. В избу, в которой я жила со своими родными поселили чужих людей. Они должны были меня кормить пока я не вырасту. Меня там никто не любил, только кошка Мурёнка.

Однажды в дом зашёл старик. Позвал он меня жать к себе. Глаза у старика были добрые и весёлые. Обещал он показать мне козлика одного, который умел своим копытцем камни волшебные выбивать...».

- Очень интересен приём "Плюс-Минус-Интересно". Данный приём позволяет ребятам находить положительные и отрицательные черты характера героев произведений в тексте, задавать интересующие вопросы.

-что хорошего

-что плохого

-что интересного

В качестве примера приведу использования данного приёма при изучении произведения В.Ю.Драгунский " Главные реки".

+ Дениска понял, что нужно делать уроки всегда, чтобы не попасть в глупую ситуацию.

-Мальчик проспал.

-Не выучил уроки.

-Забежал в класс перед учителем и не извинился.

- Он думал, что Раиса Ивановна как и он может забыть, что она задала на дом.

- Мальчик не признался учительнице, что не выучил стихотворение , а вместо этого врал и изворачивался.

? Интересно, как поведут себя одноклассники, если Дениска выучит стихотворение?

Не менее эффективный приём на уроках чтения  совместная разработка памятки для работы над стихотворением. Это поможет обучающимся спланировать свою работу с информацией.

В старших классах это умение будет необходимо.

Урок на тему И.А.Бунин  «Листопад» был проведен с помощью презентации и аудио записи стихотворения. По итогам урока была разработана памятка «Работа над стихотворением»

  1. Скажите название стихотворение и его автора.
  2. Прочитав стихотворение, скажи, о чем рассказывает поэт?
  3. Перечитай стихотворение еще раз. Попробуй нарисовать картины к стихотворению.
  4. Какие выражения применил автор, чтобы мы лучше представили красоту природы в произведении?
  5. Какие чувства выражает автор в стихотворении?
  6. Что тебе понравилось в стихотворении?
  7. Подготовься к выразительному чтению стихотворения.

   На уроках чтения нередко применяю приём «Образец классической музыки» (произведения Вивальди. Моцарта, Чайковского и др. композиторов), а также звуки живой природы. Музыка вселяет в учеников веру в собственные возможности, пробуждает лучшие стороны их души, обладает релаксационным эффектом.

      При работе над произведениями К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» произведение Эдварда Грига "Норвежское Утро В Подарок Дочери Лесника Дагни На Её 18 Летие" , а к сказке «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина такими иллюстрациями будут отрывки из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова. Подобная практика поможет детям в жизненных ситуациях, а также расширит кругозор.

   Ещё хочется отметить о  ведении дневника чтения. Дневник чтения  является документом, в котором дети отражают количество прочитанных книг. Один раз в неделю дети делятся информацией о прочитанных книгах, кто из героев понравился, что они рекомендуют прочитать своим одноклассникам и почему они сделали такой выбор. Выступление перед классом стимулирует ребят к самостоятельному выбору книг. Такая работа позволяет детям не стесняться выражать своё мнение, учит аргументировать свой выбор. Ведение дневника воспитывает также привычку познавать новое и делиться впечатлениями о прочитанных произведениях  с одноклассниками. Самый активный читатель к концу года награждается грамотой.

      Таким образом, вопрос социальной реабилитации и интеграции детей с проблемами в развитии в общество можно решать не только путем устранения причин, приводящих к ограничению их возможностей и формирования конкретных навыков и умений, но и развитием внутренних резервов личности через формирование устойчивого интереса к книге, любви к чтению. И моя задача, как учителя – помочь учащемуся с ОВЗ осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению, как общепризнанному средству развития и совершенствования чувств и качеств социально адаптированной личности.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Елена Картавцева Олеговна, 11.05.20 в 10:38 0Ответить Пожаловаться
Света, молодец. Все приёмы расписала, некоторые взяла на заметку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.