Статья «Формирование гуманного отношения детей дошкольного возраста к живой природе»

2
0
Материал опубликован 19 February

Статья «Формирование гуманного отношения детей

дошкольного возраста к живой природе»


История человечества неразрывно связана с историей природы.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать в детях экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Формирование экологической культуры дошкольника – это воспитание человечности, добра, милосердия, ответственного отношения к природе. Все эти качества следует формировать с самого раннего возраста. Сопереживание, сочувствие, возникающее в душе ребёнка, - это и есть момент переоценки, пересмотра своего поведения, своего отношения ко всему живому. Особенностью психического развития дошкольника является его потребность в активном усвоении общечеловеческих ценностей, способность отвечать за свои поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла.

Как же возможно построить процесс формирования экологической культуры дошкольника?

В дошкольном возрасте можно сформировать не только систему знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающей действительностью, но и систему ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за природой.

«Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы можем возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа», - писал К.Г.Паустовский.

Богат, прекрасен и бесконечен, разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить беречь и любить природу – долг и задача взрослых: родителей, педагогов. И сделать это нужно как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по родной земле.

Исходным звеном формирования осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.

В настоящее время педагогам необходимо ориентироваться не на простую передачу детям знаний экологического характера, а на воспитание через эти знания в каждом ребенке гуманного отношения к природе.

И главная цель педагогов – воспитать защитников природы, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу «по – хозяйски», а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Важнейшими задачами экологического воспитания являются:

- воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путём систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой;

- обучение умению слушать природу, сопереживать ей, радоваться, учить видеть прекрасное;

- формирование чувственно-эмоционального отношения к окружающей среде;

- формирование системы элементарных научных экологических знаний об объектах и явлениях природы, доступных пониманию дошкольников.

Для решения поставленных задач целесообразно использовать комплексный подход, объединяющий серию мероприятий экологического содержания единой проблемой (ООД, экскурсии, беседы, наблюдения, игры-викторины и др.).

В нашем детском саду мы проводим:

- занятия познавательного цикла: «Природа и человек», «Планета Земля в опасности»;

- цикл экскурсий в берёзовую рощу;

- целевая прогулка «Поможем нашим зелёным друзьям»;

- серия занятий «Птицы – наши друзья»;

- занятия «Знакомство с Красной книгой», «Наблюдение за комнатными растениями», «Берегите первоцветы», «Сохраним зеленую елку» и др.

Экологические знания, полученные на занятии и, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, легко входят в их самостоятельную игровую деятельность.

На таких занятиях можно использовать такие приемы, как моделирование, психогимнастику, методы и приемы ТРИЗ. Они помогают понять причинно-следственную зависимость законов природы.

Игры с экологическим содержанием представляют возможность детям проявить активную, экологически верную позицию.

Организация трудовой деятельности способствует формированию навыков по уходу за природой.

Экспериментирование – это активный процесс, система действий, при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы. Этот метод позволяет детям проявить максимальную активность и самостоятельность в решении проблемы, а также использовать свой информационный багаж.

Также с детьми проводятся интересные викторины. Такие как: «Что мы знаем о птицах?», «Кто живет в пруду?», «Лесные домишки» и др.

В группах действуют сменные выставки рисунков по временам года : «Здравствуй, осень», «Зимушка-зима», «Весна-красна».

Летом ежегодно проводится конкурс рисунков на асфальте «Наш дом природа».

Работа по экологическому воспитанию строится в тесном сотрудничестве со всем коллективом ДОУ и родителями.

Совместно с музыкальным руководителем проводятся досуги, экологические праздники, слушаем музыкальные произведения (звуки природы, песни о природе и др.).

Нами организуются конкурсы для детей и их родителей: конкурс поделок из природного материала; конкурс поделок из овощей и фруктов; выставка рисунков и плакатов на тему «Берегите природу» и др.

С родителями проводятся консультации и беседы, такие как «Пусть научатся любить природу», «Куда пойти в выходной день с ребёнком», «Опасные растения вокруг нас» и др. Также предоставляется информация в родительских уголках и чатах о микро- и макро-среде.

Не один год наш детский сад участвует в работе районного методического объединения работников дошкольных организаций по экологическому воспитанию. На РМО были проведены такие занятия, как «Мы – друзья природы», «Знакомство с Красной книгой», «Лес – многоэтажный дом», «Прогулка по зимнему лесу», «В гости к зайчику»(путешествие в сказку «Колобок»), досуг «Земля – наш дом».

Диагностика показывает, что знания и умения детей, а также их отношение к природе соответствуют требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

В дальнейшем наш педагогический коллектив будет продолжать работу по экологическому воспитанию детей, искать новые и более интересные методы и формы работы.

Мы уверены, что удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть ему способами познания связей между предметами и явлениями можем только мы, взрослые.

Чтобы знания, которые мы даем детям, стали частью внутренней культуры, мы делаем их усвоение эмоционально окрашенным радостью от встречи с природой, стремлением глубже понять её. Мы прививаем любовь к родной земле и чувство ответственности перед ней. Ведь только от взрослых зависит научится ли ребёнок замечать, понимать и чувствовать красоту природы.



Список литературы


1.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.А.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова – Москва: ВАКО, 2005 – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)

2.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

3.Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М, 2005

4.Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5.Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» М.,2010г.

6.Федеральная образовательная программа дошкольного образования –

М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.: табл. (Правовая библиотека образования).









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации