Статья «Формирование гуманного отношения детей дошкольного возраста к живой природе»
Статья «Формирование гуманного отношения детей
дошкольного возраста к живой природе»
История человечества неразрывно связана с историей природы.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать в детях экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Формирование экологической культуры дошкольника – это воспитание человечности, добра, милосердия, ответственного отношения к природе. Все эти качества следует формировать с самого раннего возраста. Сопереживание, сочувствие, возникающее в душе ребёнка, - это и есть момент переоценки, пересмотра своего поведения, своего отношения ко всему живому. Особенностью психического развития дошкольника является его потребность в активном усвоении общечеловеческих ценностей, способность отвечать за свои поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла.
Как же возможно построить процесс формирования экологической культуры дошкольника?
В дошкольном возрасте можно сформировать не только систему знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающей действительностью, но и систему ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за природой.
«Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы можем возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа», - писал К.Г.Паустовский.
Богат, прекрасен и бесконечен, разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить беречь и любить природу – долг и задача взрослых: родителей, педагогов. И сделать это нужно как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по родной земле.
Исходным звеном формирования осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.
В настоящее время педагогам необходимо ориентироваться не на простую передачу детям знаний экологического характера, а на воспитание через эти знания в каждом ребенке гуманного отношения к природе.
И главная цель педагогов – воспитать защитников природы, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу «по – хозяйски», а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Важнейшими задачами экологического воспитания являются:
- воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путём систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой;
- обучение умению слушать природу, сопереживать ей, радоваться, учить видеть прекрасное;
- формирование чувственно-эмоционального отношения к окружающей среде;
- формирование системы элементарных научных экологических знаний об объектах и явлениях природы, доступных пониманию дошкольников.
Для решения поставленных задач целесообразно использовать комплексный подход, объединяющий серию мероприятий экологического содержания единой проблемой (ООД, экскурсии, беседы, наблюдения, игры-викторины и др.).
В нашем детском саду мы проводим:
- занятия познавательного цикла: «Природа и человек», «Планета Земля в опасности»;
- цикл экскурсий в берёзовую рощу;
- целевая прогулка «Поможем нашим зелёным друзьям»;
- серия занятий «Птицы – наши друзья»;
- занятия «Знакомство с Красной книгой», «Наблюдение за комнатными растениями», «Берегите первоцветы», «Сохраним зеленую елку» и др.
Экологические знания, полученные на занятии и, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, легко входят в их самостоятельную игровую деятельность.
На таких занятиях можно использовать такие приемы, как моделирование, психогимнастику, методы и приемы ТРИЗ. Они помогают понять причинно-следственную зависимость законов природы.
Игры с экологическим содержанием представляют возможность детям проявить активную, экологически верную позицию.
Организация трудовой деятельности способствует формированию навыков по уходу за природой.
Экспериментирование – это активный процесс, система действий, при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы. Этот метод позволяет детям проявить максимальную активность и самостоятельность в решении проблемы, а также использовать свой информационный багаж.
Также с детьми проводятся интересные викторины. Такие как: «Что мы знаем о птицах?», «Кто живет в пруду?», «Лесные домишки» и др.
В группах действуют сменные выставки рисунков по временам года : «Здравствуй, осень», «Зимушка-зима», «Весна-красна».
Летом ежегодно проводится конкурс рисунков на асфальте «Наш дом природа».
Работа по экологическому воспитанию строится в тесном сотрудничестве со всем коллективом ДОУ и родителями.
Совместно с музыкальным руководителем проводятся досуги, экологические праздники, слушаем музыкальные произведения (звуки природы, песни о природе и др.).
Нами организуются конкурсы для детей и их родителей: конкурс поделок из природного материала; конкурс поделок из овощей и фруктов; выставка рисунков и плакатов на тему «Берегите природу» и др.
С родителями проводятся консультации и беседы, такие как «Пусть научатся любить природу», «Куда пойти в выходной день с ребёнком», «Опасные растения вокруг нас» и др. Также предоставляется информация в родительских уголках и чатах о микро- и макро-среде.
Не один год наш детский сад участвует в работе районного методического объединения работников дошкольных организаций по экологическому воспитанию. На РМО были проведены такие занятия, как «Мы – друзья природы», «Знакомство с Красной книгой», «Лес – многоэтажный дом», «Прогулка по зимнему лесу», «В гости к зайчику»(путешествие в сказку «Колобок»), досуг «Земля – наш дом».
Диагностика показывает, что знания и умения детей, а также их отношение к природе соответствуют требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
В дальнейшем наш педагогический коллектив будет продолжать работу по экологическому воспитанию детей, искать новые и более интересные методы и формы работы.
Мы уверены, что удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть ему способами познания связей между предметами и явлениями можем только мы, взрослые.
Чтобы знания, которые мы даем детям, стали частью внутренней культуры, мы делаем их усвоение эмоционально окрашенным радостью от встречи с природой, стремлением глубже понять её. Мы прививаем любовь к родной земле и чувство ответственности перед ней. Ведь только от взрослых зависит научится ли ребёнок замечать, понимать и чувствовать красоту природы.
Список литературы
1.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.А.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова – Москва: ВАКО, 2005 – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
2.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
3.Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М, 2005
4.Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5.Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» М.,2010г.
6.Федеральная образовательная программа дошкольного образования –
М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.: табл. (Правовая библиотека образования).