12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анпилогова Любовь Николаевна1626
" Сейте разумное, доброе, вечное" Учитель
Россия, Воронежская обл., село Лозовое
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
5

Статья "Формирование УУД на уроках русского языка ( обучение грамоте)"

Анпилогова Любовь Николаевна

МКОУ « Лозовская CОШ Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Учитель начальных классов

Статья

Формирование УУД на уроках русского языка ( обучение грамоте)



За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учеников в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе. Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.

В данной главе будут рассмотрены особенности русского языка и литературы как школьных предметов, возрастные особенности учащихся, специфика личностных универсальных учебных действий.



Формирование универсальных учебных действий–это умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетентностей, образа мира и ценностносмысловых оснований личностного морального выбора.

Развитие универсальных учебных действий невозможно вне ситуации изучения предметных знаний. Оно реализуется в условиях специально организованной образовательной деятельности по освоению обучающимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных школьных дисциплин. Вместе с тем, освоенные знания, умения и навыки рассматриваются как поле для применения сформированных универсальных учебных действий обучающихся для решения ими широкого круга практических и познавательных задач.

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются  следующие виды заданий

участие в проектах;

творческие задания;

зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений.

Современному  учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Способность «умение учиться» обеспечивается тем, что совокупность способов действия (УУД) учащихся как обобщенные действия открывают последним возможность широкой ориентации как в рамках отдельных предметов, так и
в строении самой учебной деятельности, включающей понимание ее целевой
направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Поэтому достижение данного умения предполагает эффективное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и
учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) комплекс учебных действий и операций (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

Именно в начальной школе, по мнению таких ученых, как В.В. Давыдов,
В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин, должна быть выполнена основная часть работы по
формированию «умения учиться», которое обеспечивается тем, что совокуп-
ность способов действия (УУД) учащихся как обобщенные действия открывают широкие возможности ориентации обучающихся, – как в различных предметных областях, так и в организации самой учебной деятельности, включая осознание
школьниками ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операцио-
нальных характеристик.
Развитие личности младших школьников обеспечивается, прежде всего, че-
рез формирование совокупности способов действия (УУД) учащихся, которые
лежат в основе образовательного процесса начальной ступени образования.



Я хочу поделиться своим опытом работы по формированию универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте в 1 классе.

Методологической основой учебников системы « Школа России », в том числе и « Азбука», является системно-деятельностный подход, цель которого в первую очередь – научить детей учиться. Этот подход предполагает превращение ребенка из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребенок не получает знания в готовом виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных учебных действий. Это достигается на уроках обучения чтению и письму, где я делаю опору на проблемно-поисковый метод обучения, на применение ИКТ-технологии.

Учебник В. Г. Горецкого « Азбука » позволяет решать задачи формирования всего комплекса УУД у учащихся 1 класса, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Для проведения уроков использую высококачественные комплекты демонстрационных таблиц , различные мультимедийные приложения (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), ресурсы интернета.

Обучение грамоте - один из самых ответственных периодов в жизни ребенка. И результат обучения во многом зависит от учителя, от его терпения, доброты, ласки. Надо дать ребенку возможность поверить в собственные силы. Обучение не должно быть связано с негативными эмоциями в общении с педагогом. Каждый из учеников должен почувствовать успех, познать радость «открытия» для себя и с желанием и хорошим настроением идти на каждый урок. Пусть ученик думает, фантазирует, творит!

Формирование у первоклассников УУД, необходимых для дальнейшего учебного процесса, способствует успешному обучению учащихся в школе, уверенности в своих силах и возможностях. С первого класса ученики распределяют языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова) по определённому признаку, дополняют ряды в со​ответствии с определённым признаком, объединяют, сравнивают, сопо​ставляют, учатся объяснять, рассуждать, высказывать своё мнение

В соответствии с требованиями ФГОС не только изучение каждого раздела, но и каждый урок должен начинаться с целеполагания.

На этапе организационного момента, когда необходимо подготовить  учащихся к работе, ставлю конкретную цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. В этом помогают рифмовки:

Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок? 
Все ль на месте, все ль в порядке 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Проверили? Садитесь! 
С усердием трудитесь! 

Станем буквы изучать

И научимся читать.и др.

На этом этапе формируются личностные и регулятивные УУД: смыслообразование, организация учащимися своей деятельности, целеполагание.

На уроках работаем под девизом:

«Всегда, везде и всюду-

Хочу, могу и буду!»

 Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Важно обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность; я на своих уроках использую разрешении проблемной ситуации. Это разгадывание ребусов, таких игр «Найди одинаковый звук в словах», «Сравни первые звуки в словах» и др. Это ставит ребенка в положение первооткрывателя и повышает его мотивацию к усвоению материала урока.

Преобразуй слово путем замены букв:

ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и т.д.

«Где цифры, где буквы?»

Выбрать только буквы.

Составь из них слово

И 1 8 Г 6

Р 10 У 5 Ш

4 К 2 А 7

Игра со словом КОЛОБОК

(кол, лоб, бок, око)

На этапе введения в тему урока стараюсь подвести учащихся к формулированию темы урока (реализация идеи педагогического сотрудничества, формирование познавательных и регулятивных УУД). «Как вы думаете, что мы будем обсуждать на уроке? Какова наша учебная задача? Как же может звучать тема урока?»

Довольно часто я использую такой метод как лингвистический эксперимент. Приведу фрагмент урока:

У.Сегодня мы, как настоящие учёные–лингвисты, будем проводить научные эксперименты со звуками русского языка.

У. Какие вы должны проявить качества, чтобы эксперимент состоялся?

Изучение новой темы.

а). Для анализа новых согласных звуков учитель использует лингвистический эксперимент.

У.Проведя эксперимент, мы сможем дать характеристику двум согласным звукам. Чтобы узнать о каких звуках я говорю, вам надо выполнить следующее задание.

У. Взгляните на фотографии этих животных. Поговорим вместе с птенчиками и с барашком.

Д. Пи-пи-пи.

Д. Бе- бе -бе

У. Выделите первые звуки. Что мы должны сделать, чтобы дать им характеристику.

Д.Мы должны их произнести и проследить за тем, как они ведут себя в речевом аппарате.

Дети произносят звуки и делают выводы.

Д.Звук [ П ] -согласный ,потому что звук встречает препятствие –губы.

Д. Эти звуки согласные, потому что их нельзя петь.

Дети показывают фишки ,обозначающие согласные звуки.

У. Ребята, что ещё мы можем сказать о этих звуках?

Д. Звонкие они или глухие.

У. Какой для этого мы используем приём?

Д. «Моторчик»

Дети прикладывают ладонь к горлу, произносят по очереди звуки и наблюдают за тем, как себя ведёт речевой аппарат.

У. Какой сделаем вывод по результатам данного эксперимента?

Д.Звук – [ п ] -глухой, потому что голос под ладонью не дрожит .

Звук - [ б ] звонкий, потому что голос дрожит. Работает моторчик.

У. Ребята ,что мы ещё можем сказать о звуках[ п ]и [б] ?

Д. Эти звуки могут быть твёрдыми и мягкими?

Дети могут высказать разные предположения.

У. Как вы можете доказать своё предположение?

Д.Прочитаем буквы согласных с буквами гласных и понаблюдаем, как ведут себя звуки.

Дети составляют слоги с гласными, которые командуют «Читай мягко» и с гласными, которые командуют «Читай твёрдо» . Наблюдают как себя ведут согласные звуки.

У.Используя результаты своих наблюдений, сформулируйте вывод.

Д.Звуки [ п] и [б ]могут быть твёрдыми и мягкими.

У.Покажите условные обозначения звуков ( зелёный квадрат - мягкий звук, синий квадрат – твёрдый звук, если анализ даём в слоге слияния, то квадрат заменяем треугольником), которые обозначают мягкий и твёрдые звуки [п] и [б].

У. Ребята, зачем нам надо знать характеристику звуков?

Д.Чтобы правильно читать и грамотно писать.

б)У .Ребята, встаньте кто считает , что выводы эксперимента ему понятны. Вы можете себя проверить, выполнив следующее задание.

У. На какие две группы можно разбить слоги на этой поляне?

Д.На слоги с твёрдыми согласными и мягкими согласными звуками.

У.Распределите слоги на две группы по данному признаку.

Дети выходят по очереди к доске и определяют слоги в нужную группу, комментируют свой выбор.

Игра

Соедините «верёвочкой» буквы со словами.

Б или П

арус …еск …алка

...орт …елка ла..пы

те...ло кар… ...оле

улка …олка ка...итан

В ходе урока идёт работа по формированию УУД:

 Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление.

Познавательные: владеют изученными терминами: буква, звук, слово, слог, владеют приёмом записи звуковой схемы слова, знают звуки и соответствующие им буквы и т.д.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывают свою точку зрения.

Рефлексия/итог/ - /оценка учебной деятельности. Эмоциональная)

 Дети оценивают свою работу на уроке, своё настроение.

- решили проблему урока?

- когда будем писать п, а когда б ?

- когда звуки мягкие, когда твёрдые ? 

- выберите предложение для оценки своей деятельности на уроке и закончите его.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

Плакат – ручеёк «Знания» течёт под солнцем, которое закрывает туча в виде капелек. Если вам всё понятно, то ваша капелька попадает в ручеёк, а если, есть трудности, то капелька остаётся и закрывает солнышко.

  Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Регулятивные: умение провести самооценку (прогнозирование и контроль), понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Современный образовательный процесс предполагает учебное сотрудничество. Каждый ученик на уроке работает в своём темпе, учится ставить перед собой цель, самостоятельно осваивать знания, слушать, принимать другое мнение, отличное от своего, отстаивать свою точку зрения, проводить оценку своей деятельности. Мною была выбрана групповая форма работы. Обучение грамоте подходило к концу, все дети уже читали, могли самостоятельно выделять неизвестный им звук и давать ему характеристику. Новая форма работы повысила познавательный интерес детей к изучаемому предмету.

Фрагмент урока:

Тема урока «Согласный звук [ч, ]. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цели: повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки, способствовать формированию дружного коллектива и разносторонне развитой личности. Ход урока.

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Дети хором произносят:

Мы очень дружные команды,

Успехов на уроке пожелаем.

Мы пишем, счёт ведём, читаем

И про всё на свете знать.

Учитель: – Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам в группе. А я дарю вам свою улыбку… Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы в группе:

работать дружно и активно;

уметь слушать друг друга;

уважать друг друга;

внимательно относиться друг к другу;

выслушивать ответы другой группы;

работать успешно.

Девизом нашего урока являются слова «Мы – самые дружные ребята!».

Прочитаем девиз хором. Какое слово здесь самое главное? Прочитаем, выделяя это слово гол Учащиеся сидят группами. На каждом столе – четыре конверта с заданиями, лист самооценки, набор сигнальных кружков.

1я группа

_бед р_бина м_л_ко _сина в_рона б_ран кро… ч.._й

2 –я группа

ябл_ня л_мон х_р_шо п_мидор к_пуста ст_кан кла__ ч_до

Учащиеся вставляют букву в слово, передают по сигналу - хлопку карточку соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают карточку дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой

3 –я группа

Закончите чистоговорку:

_ Ча – ча – ча – горит в комнате … (свеча)

- Ча – ча – ча – к больному вызову …( врача)

- Чу – чу – чу – больного долго я …( лечу)

Научитесь хором произносить её. Какой звук повторяется?

1 - я группа. Подберите стихотворения к рисункам «На что похожа буква Ч». Научитесь выразительно читать. Придумайте свой вариант. (Заготовка к рисунку «На что похожа буква Ч».)

2 - я группа. Разрежьте модель строчной буквы ч на элементы. Сколько получилось элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.

Сравните строчную ч со строчной г. Что у них общего? Подумайте, как писать букву ч.

Слушаем ответы групп, дополняем, оцениваем.

Формирование личностных УУД – процесс долгий и сложный, требующий проведения кропотливой работы и в урочное и во внеурочное время. Сейчас работаю над созданием детского коллектива класса, отработкой умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Стараюсь в работе с первоклассниками создавать ситуацию успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Учить себя - вот та задача, успешное решение которой учениками зависит от умения учителя организовать учебную деятельность школьников. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Очень важна информационно-коммуникационная технология

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации. Осуществляются метапредметные связи.

Над формированием   личностных универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных универсальных учебных действий необходимо использовать различные технологии в комплексе. И сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные.

 



Литература:

Планируемые результаты начального общего образования. JI.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой. О.Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2009.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.





Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.