12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алымова Елена Петровна1526
Россия, Московская обл., Наро-Фоминск



«Особенности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»


Применение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования, является актуальным, так как сохранение здоровья подрастающего поколения - самая насущная проблема государства.

На ухудшение здоровья влияют многие факторы, так же, как и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Учреждения дополнительного образования - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни детей.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главная цель здоровьесберегающих технологий - правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.

В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:

санитарно-гигиенические;

психолого-педагогические;

физкультурно-оздоровительные.

Применение каждой из этих технологий невозможно без учета соответствующих критериев здоровьесбережения:

Критерии санитарно-гигиенические - это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете.

К психолого-педагогическим критериям, прежде всего, относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.

Физкультурно-оздоровительные критерии - организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на физкультурно-оздоровительном виде здоровьесберегающих технологий, которые я использую в работа с детьми дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста быстро утомляются, они не могут долго сидеть на одном месте и заниматься одним видом деятельности. У них снижается внимание и память, теряется интерес к занятию.

Для повышения умственной работоспособности дошкольников, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части ребят.

На своих занятиях использую разные виды физкультминуток:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

дыхательная гимнастика.

Комплексы упражнений подбираю в зависимости от вида занятия, его содержания.

 На занятиях «Обучение грамоте» главным видом деятельности является чтение и письмо. В процессе письма дошкольник, как правило, пишет не рукой, а всем телом. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Поэтому на занятиях использую:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук.

В процессе чтения у ребенка очень большая нагрузка на глаза. Для снятия зрительной нагрузки провожу гимнастику для глаз, рекомендую отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких занятий у детей формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сохранить остроту зрения.

Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому на занятиях «Учимся говорить правильно» я ввожу упражнения для глубокого дыхания, стихотворные физкультминутки.

Одним из главных положительных аспектов применения подобных технологий является тот факт, что они способны научить  детей укреплять, сохранять свое здоровье.

Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что  педагог дополнительного образования - должен создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс.

Список используемой литературы.

З.М. Зарипова, И.М. Хамитов Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. - Н. Челны, 2003.

И.В Винтенбах, Применение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования Образование и воспитание. -2020. -№ 2 (28). - С. 40-43.

М.Д. Маханева Воспитание здорового ребёнка. – М.:АРКТИ, 1999.

Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- СПб.: ООО «Изд-во» «Детство-Пресс, 2011.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.