СТАТЬЯ «КАК ТРЕНИРОВАТЬСЯ ДЕТЯМ?»

0
0
Материал опубликован 12 October

СТАТЬЯ «КАК ТРЕНИРОВАТЬСЯ ДЕТЯМ?»

Автор: Тимофеева О.Г., учитель физической культуры МОУ «Гимназия №53» г. Магнитогорска.

В настоящее время дети в спорте подвергаются экстремальным нагрузкам, что нарушает здоровье и естественное развитие. Тренеры под давлением завышенных требований к подготовленности юного спортсмена далеко не всегда находят научно-методическую опору в принятии решений на тренировке. Целесообразно дать ответы на часто встречающиеся вопросы.

К л ю ч е в ы е с л о в а: современный спорт, современные дети, большие нагрузки, технологии спорта высших достижений, физическое развитие, энергообеспечение движений.

Актуальность. В современном спорте все больше политизируются и коммерциализируются молодежные, юношеские и даже детские состязания. К этому подталкивает современное восприятие спорта обществом («победа любой ценой»), подводится «научное» обоснование, дескать, современные дети более развиты и способны переносить большие нагрузки. Таким образом, уже в раннем возрасте юные спортсмены подвергаются экстремальным тренировочным воздействиям.

Современный спорт отличает все более скоростно-силовой характер двигательной деятельности и удлинение соревновательных периодов с соответственным укорочением подготовительных. В результате неизбежно возрастающей специализации в спектре физических нагрузок у спортсмена остается все меньше времени на кондиционную подготовку, и тренеры вольно или невольно пытаются решить проблемы физического развития в специализированных или специальных упражнениях. Это удается далеко не всегда. К тому же специальная подготовка выполняется, как правило, с повышенной интенсивностью, что больше направлено на реализацию потенциала, нежели на его созидание.

Все это приводит к тому, что спорт все менее становится средством развития человека, и в спорте человек является средством для достижения иных целей, что противоречит категорическому императиву Канта.

Проблема. Технологии спорта высших достижений и профессионального спорта переносятся на детско-юношеский спорт. Попытаемся внести вклад в разрешение проблемы в виде ответов на часто встречающиеся вопросы.

Целесообразны ли большие нагрузки для детей? В детско-юношеском возрасте рост структур и функций организма обеспечивается естественным развитием. Нет необходимости чрезмерно стимулировать естественные зоны роста физических качеств через преодоление больших нагрузок. Более того, преждевременность повышенных нагрузок после первоначального всплеска в спортивных результатах в дальнейшем приводит к регрессу. Ни к чему форсировать спортивную подготовку. «Ни к чему бежать впереди паровоза у природы» [3, с. 7–15]. Тем не менее, как и у «взрослых», в детско-юношеском спорте на всех этапах подготовки жестко требуется спортивный результат, что подталкивает тренера к форсированию подготовки. «Но практика спортивного онтогенеза показала, что это неразумно. Сам ритм жизни задан генотипом. ...Что касается объемов и темпов этого развития, здесь, вероятно, можно что-то «наопережать». Форсированный режим спортивного онтогенеза не выводит на высший уровень спортивных достижений, ибо нарушает естественный ритм жизни» [3, с. 7–15].

Целесообразно ли преобладание специальных нагрузок в раннем возрасте? Форсирование подготовки сопровождается ранней спортивной специализацией, что объективно входит в противоречие с физическим совершенствованием, основой спортивного мастерства. Противоречие обусловлено тем, что для физического совершенствования целесообразен широкий спектр движений, в то время как специализация спектр движений сужает, тем самым ограничивая развитие [2, с. 14–19].

К чему приведут высокоинтенсивные нагрузки? Преобладание анаэробного гликолитического энергообеспечения в преодолении физических нагрузок повышенной мощности, сопровождающееся лактатным кислородным долгом и повышенной концентрацией молочной кислоты, сопровождается разрушением мышечных структур и нарушением их функций. Компенсация долга увеличивает расход адаптационных ресурсов, что активизирует деятельность организма, то есть повышает спортивную форму. Но чем интенсивнее расход ресурсов, тем быстрее они закончатся и тем быстрее наступит спад. Для юных спортсменов нецелесообразны длительные физические нагрузки с гликолитическим энергообеспечением. Часто повторяющиеся подобные нагрузки неизбежно приведут к нарушению здоровья юного спортсмена.

Почему снижается выносливость при преобладании нагрузок с гликолитическим энергообеспечением движений? Анаэробный гликолиз при превышении критической мощности (при среднестатистическом значении пульса 170 уд/мин) угнетает ферменты окисления, нарушает транспорт эритроцитов, содержащих гемоглобин, что затрудняет доставку кислорода к мышцам, приводя в конечном счете к отказу от работы.

Как развить силу? Следует различать силу как биологическое свойство мышцы, проявляемое как сокращение (динамика) или как напряжение (статика). Или силу как физическое качество, которое определяется, помимо сокращения или напряжения, в противодействии внешним механическим воздействиям, межмышечной и внутримышечной координацией, влиянием психики, температурой тела и т. д. Методическим условием развития силы как биологического свойства мышцы является выполнение упражнения до отказа [5]. Если это не соблюдается, развития силы не происходит. Сила как физическое качество проявляется в конкретном движении, то есть в разных движениях разная координация обусловит различия в проявлении силы. Например, увеличение силы ног на тренажере вовсе не обязательно проявится в отталкивании на коньках.

Как повысить выносливость? Выносливость – способность противостоять утомлению в течение длительного времени без ущерба для здоровья. Следовательно, для развития выносливости надо достичь утомления, затем его преодолевать. Это возможно при условии достаточности аэробного энергообеспечения преодоления нагрузок.

Как повысить скорость и быстроту движения? Скорость движения зависит от силы сопротивления движению (чем больше сопротивление, тем меньше скорость) и силовой подготовленности (чем лучше силовая подготовленность, тем выше скорость). Быстрота движения проявляется при минимальном сопротивлении, следовательно, не зависит от уровня развития силы. Большинство факторов быстроты определены генетически и фактически не поддаются тренировке. Значимым фактором быстроты движения является скорость принятия решения, что и надо тренировать.

Как повысить скоростно-силовую выносливость? Скоростно-силовая выносливость определяется двумя компонентами. Сила обеспечивается анаэробным энергопродуцированием (гликолизом), а выносливость – аэробным (окислением). При нагрузках умеренной мощности окисление угнетает гликолиз. При нагрузках большой мощности гликолиз возрастает, что поначалу активизирует окисление. При нагрузках субмаксимальной и максимальной мощности еще более возросший гликолиз угнетает окисление. Таким образом, целесообразно сначала раздельно повысить уровень силы и выносливости в общефизических упражнениях. Затем их объединить в скоростно-силовую выносливость, тренировать которую целесообразно только в соревновательных движениях.

Как совершенствовать спортивную технику? В онтогенезе показатели развития структур и функций асимптотически приближаются к естественным биологическим пределам и далее со временем начинают неуклонно снижаться. Однако рост спортивных результатов продолжается. За счет чего? Необъятное поле деятельности открывается в нервно-мышечной регуляции. Число степеней свободы (траекторий движений человеческого тела) 1020 степени. В природе нет одинаковых движений. Внешне однотипные движения по форме, например шаг при ходьбе, всегда различны по содержанию. По-разному и непредсказуемо в работе мобилизуются мышечные волокна. Одну и ту же двигательную задачу центральная нервная система каждый раз решает по-разному, другой иннервацией. Непредсказуемая иннервация приводит к предсказуемому результату. В этом бесконечном множестве вариантов решения повторяющейся двигательной задачи постоянно формируется наилучший вариант в виде динамического стереотипа. Итак, повторяемость – условие развития. При этом сила не является фактором нервно-мышечной регуляции движений [1]. Исходя из этого, совершенство заключается в достижении желаемого результата движения или двигательного действия при минимуме собственных усилий. Именно этому и нужно учить юного спортсмена. На практике же зачастую все происходит с точностью до наоборот: тренеры требуют от спортсмена максимального приложения собственных сил в тренировке. «Тяжело – терпи» – главный «педагогический» принцип. Есть ли возможность оценки методики тренировки? Нами разработан «Способ определения (оценки) физической работоспособности по динамике отношения минутного объема дыхания к мощности возрастающей нагрузки» [4]. Активизация внешнего дыхания при увеличении мощности работы очевидна. Отношение минутного объема дыхания к мощности преодолеваемой нагрузки имеет физический смысл как количество вентилируемого воздуха, необходимого для выполнения единицы работы. Его динамика позволяет судить о соотношении аэробного и анаэробного энергообеспечения, физической работоспособности, утомлении. А также дать прогноз развития спортивной формы.

Заключение. Развитие структур и повышение функций обусловлено естественным биологическим ростом, и разнообразные физические нагрузки даже при тренерских ошибках повысят уровень физического развития.

Дети весьма восприимчивы к обучению движениям, что и должно стать основным методическим направлением в детско-юношеском спорте.

Литература

Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М. : Наука, 1990. 494 с.

Вашляев Б. Ф. Противоречие спортивной специализации физическому совершенствованию // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2014. № 1. С. 14–19.

Наталов Г. Г. Принц крови и Золушка педагогики (посвящается кафедре педагогики РГУФКа, которая учила и учит нас, куда и как вести детей) // Теория и практика физической культуры. 2004. № 9. С. 7–15.

Способ определения (оценки) физической работоспособности по динамике отношения минутного объема дыхания к мощности возрастающей нагрузки. Патент Российской Федерации № 2449727.

Физиология адаптационных процессов / О. Г. Газенко, Ф. З. Меерсон и др.; под ред.П. Г. Костюка. М. : Наука, 1986. 635 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.