12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лазаренко Любовь Ивановна189
Украина, ДНР, Донецкая область, Шахтерск
3

Статья «Деловая игра как основной компонент дидактической системы совершенствования процесса формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов»

Конкурс: «Проблемы, подходы и решения при разработке современного занятия»

 

 

Любовь Ивановна Лазаренко,

преподаватель-методист

ГПОУ «Шахтёрский техникум кино

и телевидения им. А.А. Ханжонкова»,

г. Шахтёрск, Донецкая Народная Республика

 

Деловая игра как основной компонент дидактической системы совершенствования процесса формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов

 

Профессиональная пригодность младшего специалиста определяется не только объемом знаний и уровнем сформированных профессиональных умений, но и наличия у специалиста таких личностных качеств как интерес к профессии, самостоятельность, инициативность, личная активность, склонность к общению, старательность, ответственность. В то же время, отсутствие таких качеств приводит к блокированию определенных знаний и в целом к снижению качества и продуктивности труда будущего специалиста. Усовершенствование процесса формирования таких качеств наиболее эффективно происходит, если в обучение включать деловые игры.

Использование деловых игр в образовательном процессе позволяет направлять основные виды деятельности студентов в профессиональные русла, что способствует формированию характера, общей трудоспособности, одаренности и всей совокупности явных ресурсов и потенциальных сил, резерва и психического развития.

Деловые игры – это способ обучения, развития и трансформации целей педагогической системы образования. Она выступает как интенсивный и интерактивный метод педагогического влияния на процесс формирования профессиональных качеств будущего специалиста. Игра создает наиболее благоприятные возможности для установления тесных двусторонних контактов между теми, кто обучает и теми, кто обучается, педагогического содружества как по близости взаимосвязи, так и по эмоциональному фону взаимодействия. Более того, деловая игра обеспечивает не менее важные в учебном процессе связи внутреннего коллективного характера между студентами – участниками игры.

В процессе проведения деловой игры студенты по аналогии с реальною обстановкой используют свой опыт, те знания и умения, которые получили в ходе теоретического и практического обучения на прошлых занятиях. Игра создает оптимальные условия для свободного самовыражения участника, предполагает открытость, умение отображать определенные жизненные ситуации, передавать характер и эмоциональное состояние личности. Учащиеся ощущают удовольствие от обучения в игре, эмоциональную насыщенность, высокую мотивацию, усваивают профессиональные функции на личном опыте. У них развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение брать участие в дискуссиях и эффективно общаться.

Деловая игра, в конечном счете, является одним из основных компонентов дидактической системы усовершенствования процесса формирования профессионально значимых качеств будущих младших специалистов. Она позволяет использовать основные виды деятельности студентов в профессионально направленных путях развития, что дает возможность формировать характер и качества общей трудоспособности, дает возможность получить более полную информацию об индивидуальности студентов, определить склонность к организационной работе и общению, степень заинтересованности и отношения к выбранной профессии.

Учебные занятия в виде деловой игры помогают систематизировать полученные знания, определять личную позицию студента к процессу обучения, предусматривают овладение знаниями и практическими умениями путем самостоятельного решения проблем, а также развивают абстрактное и творческое мышление студентов.

Для примера рассмотрим урок – конференцию, который был проведен в ГПОУ «Шахтерский техникум кино и телевидения им. А.А. Ханжонкова»

 

Урок – конференция на тему: «Металлические элементы и их соединения»

 

 

Ведущий: Металлов много есть, но дело не в количестве

В команде работящей металлической

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не пристало

Заслуги безусловные металла

Прекрасные стихи, которые точно определяют те ощущения, возникающие у человека при виде такого чуда природы как металл. Вот и сегодня тема нашей практической конференции «Металлические элементы и их соединения». Наша аудитория – это виртуальный конференц-зал научно исследовательского института. И сегодня научные сотрудники лабораторий нашего НИИ выступят с докладами по исследуемым темам. А начнет свое выступление наши гость историк.

 

Историк 1: Добрый день, уважаемые гости и организаторы нашей конференции

Смена эпох у разных народов, в различных точках земного шара происходила неравномерно, и их хронологические рамки могут быть названы лишь приблизительно. Но каждая эпоха характеризовалась появлением нового материала и, в частности - новых металлов. Исторически сложившиеся названия «бронзовый век», «железный век», «век электричества», «век электроники», говорят о значении металлов на определенном этапе развития человека.

В древности и в средние века были известны только семь металлов. Это число соотносилось с числом известных тогда планет: Солнце (золото), Юпитер (олово), Луна (серебро), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

Медь, серебро и золото – эти металлы были в числе первых, освоенных человеком. Из них чеканили монеты, изготовляли предметы домашнего обихода, орудия труда и украшения. Со временем серебро и особенно золото стали универсальным мерилом материальных ценностей. Получение золота из других металлов составляло предмет алхимии – ярчайшей страницы в истории человеческой мысли, давшей начало современной химии.

Аристотель в свое время разместил металлы в особый ряд по степени уменьшения благородности: золото, серебро, медь, олово, железо. Золотобойное искусство очень древнее. Еще 5 тысяч лет назад мастера умели изготавливать из драгоценного металла тончайшие пластинки. До нашего времени дошли египетские папирусы и предметы, украшенные позолотой толщиной 6 микрометров. В киевской Руси в 10 – 11 веках для позолоты куполов и шпилей пользовались фольгой, толщина которой составляла 0,1 микрометр. Кубическая гранецентрированная кристаллическая решетка золота обуславливает его исключительную тягучесть и пластичность: из этого металла можно изготовить проволоку в тысячу раз более тонкую, чем человеческий волос. Два километра такой проволоки весит всего 1 грамм.

А в период Древнего царства в Египте, в эпоху постройки египетских пирамид, ремесленники применяли исключительно медные инструменты. Некоторые из них отличались поразительной твердостью. Это позволило египтологам предположить, что уже в 3 –м тысячелетии до н.э. египтяне владели секретами закаливания меди. Медь шла не только для изготовления инструментов. Египетское войско того времени было вооружено копьями с наконечниками из меди. Из нее же делали драгоценные украшения.

 

Историк 2: Распространение в передовых культурных центрах металлургии бронзы началось с конца 4-го тысячелетия до н.э. Древнейшие бронзовые изделия найдены на территории Месопотамии, Турции, Ирана. В конце 3 – го тысячелетия до н.э. бронза появляется в Индии, во 2- м тысячелетии до н.э. - в Китае и Европе. В Америке бронзовый век охватывает период с 6 по 10 века н.э. Здесь ведущие металлургические центры располагались на территории современных Перу и Боливии.

Наряду с изготовлением орудий труда и изделий культового назначения в глубокой древности из бронзы начали отливать скульптуру. Первая бронзовая скульптура появилась в Месопотамии, затем литейным искусством овладели в Египте и Китае.

В России бронзовое литье достигло весьма высокого уровня развития в 16 столетии, а в 17 веке наступил подлинный расцвет колокольного дела. О секретах состава бронз, обеспечивающих «малиновый звон», написано немало. Известно, что в лучших колокольных бронзах содержится от 5 до 25% олова и не более 1% свинца и мышьяка.

 

Историк 3: В древности железо ценилось очень высоко: в государстве хеттов в 14 веке до н.э. железо стоило в пять раз дороже золота, в 20 раз дороже серебра, в 6400 раз дороже меди. Вполне естественно, что и профессия кузнеца у многих народов относилась к наиболее уважаемым.

Во времена Гомера одна часть железа приравнивалась к десяти частям золота. Почему же железо ценилось так дорого? А причин всего две. Во – первых, оно было самым прочным из известных тогда металлов, незаменимым при изготовлении оружия и орудий труда. Вторая причина – сложность добычи железа.

В наше время колоссальная масса железа истрачена на Земном шаре в ходе различных войн. Только в Первую мировую войну было израсходовано не менее 200 миллионов тонн стали. За вторую мировую – 800 миллионов тонн. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства.

Современное человечество активно использует в своих промышленных и бытовых нуждах различные металлы. Широко в обиход вошел столь известный теперь крылатый металл алюминий. Еще в 1889 году Д.И. Менделееву, во время пребывания в Лондоне, как драгоценный подарок поднесли весы, одна чаша которых была изготовлена из золота, а другая из более дорогого на то время металла алюминия. Четыре пятых части таблицы Менделеева составляют металлы. Они активно участвуют в жизни всего человечества, и еще долго будут им использоваться для своих жизненных потребностей.

 

Ведущий: А теперь мы приглашаем представителей физико – химической лаборатории нашего НИИ. Хотелось бы сразу задать им вопросы: какое же место занимают элементы – металлы в периодической таблице химических элементов? Чем они отличаются от неметаллических элементов? Что это за особый вид связи – металлическая связь? И каковы свойства металлов с точки зрения физики?

 

Представитель лаборатории: Прежде чем ответить на вопрос: какое место занимают металлы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, вспомним сначала, как в ней расположены неметаллы, так как их значительно меньше. Из таблицы видно, что металлы в основном расположены в левой и нижней части периодической таблицы, то есть в в 1- й, 2- й, 3- й группах, а неметаллы –в правой части наверху. У атомов металлов на наружном энергетическом уровне обычно находится от одного до трех электронов. Их атомы обладают, как правило, большим радиусом, Атомы металлов в отличие от атомов неметаллов легко отдают наружные электроны, т.е. являются сильными восстановителями. Поэтому атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы. Оторвавшиеся от атомов электроны относительно свободно перемещаются между положительно заряженными ионами металлов. Между этими частицами возникает связь, т.е. электроны как бы цементируют отдельные слои положительно заряженных ионов, которые находятся в узлах кристаллических решеток. Так как электроны находятся в непрерывном движении, то при их столкновении с положительно заряженными ионами последние превращаются в нейтральные атомы, а затем вновь в ионы и так далее.

Связь, которую осуществляют эти относительно свободные электроны между ионами металлов, образующих кристаллическую решетку, называют металлической. Металлическая связь очень прочная. Свидетельством чего является то, что металлы – твердые, кристаллические вещества, большинство из которых – тугоплавкие.

Моделью, изображающей строение металлов есть металлические кристаллические решетки, в углах которых расположены нейтральные атомы или положительно заряженные ионы. Атомы или ионы металлов расположены в определенном геометрическом порядке. Известны: гексагональная или шестигранная и кубическая или четырехгранная кристаллическая решетка. Кубообразная решетка бывает гранецентрованая и объемноцентрованная. Металлическая связь сохраняется в металлах и в расплавленном виде, поэтому расплавленный металл является хорошим проводником тепла и электричества.

Типичные физические свойства металлов исследовала наша аналитическая группа. О своей работе вам доложит руководитель группы

 

Руководитель группы: Прежде чем мы перейдем к рассмотрению общих физических свойств металлов необходимо вспомнить, что все металлы делятся на две основные группы: черные и цветные. Черные, в свою очередь, подразделяются на железные металлы (железо, кобальт, никель); тугоплавкие металлы (молибден, вольфрам); урановые металлы (актиноиды) и редкоземельные (лантан, неодим, цирконий и лантаноиды); щелочные и щелочноземельные. Цветные металлы делятся на: легкие (бериллий, магний, алюминий) и благородные металлы (серебро, золото, платина).

И наконец – легкоплавкие – цинк, кадмий, ртуть, олово и другие

Именно особое строение кристаллических решеток металлов обуславливает их общие свойства. Первое что всегда бросается в глаза при первом знакомстве с металлом – это их металлический блеск и непрозрачность. Все металлы обладают этим свойством, которое объясняется тем, что металлы хорошо отражают от своей поверхности световые лучи. Металлы отражают также и радиоволны. Это явление широко используется в радиолокаторах.

Металлы – хорошие проводники электричества и теплоты. Это обусловлено наличием в металлических решетках свободно перемещающихся электронов, которые в электрическом поле приобретают направленное движение. Электрическая проводимость увеличивается от ртути к серебру. Из наиболее доступных металлов хорошей электрической проводимостью обладают медь и алюминий, поэтому их используют в качестве проводников электрического тока.

Для металлов характерны такие физические свойства как ковкость и пластичность, что так же объясняется особенностью металлической связи. Эти свойства металлов используются при их механической обработке.

Плотность, твердость и температуры плавления у металлов весьма различны. Например, наименьшую плотность имеют щелочные металлы, а наибольшую - осмий. По твердости металлы сравнивают с алмазом. Самые мягкие - щелочные металлы, самый твердый - хром. Самую низкую температуру плавления имеет ртуть, самую высокую – вольфрам.

 

Ведущий: Большое спасибо за интересные доклады, а мы с вами рассмотрим следующие вопросы.

Роль металла в развитии и становлении технической культуры человечества исключительно велика. В обыденной жизни мы ежеминутно встречаемся с металлами: автомобили, стальные мосты, линии электропередач, трамваи, самолеты и многое другое. В их конструкциях используется алюминий, железо, медь, хром, ванадий, титан. А в клетках растений, животных, человека ведь тоже есть металлы? Но только это металлы не в свободном состоянии, а металлы, легко переходящие в ионное состояние, которые образуют соли, входящие в состав ферментов, белков, гемоглобина, у растений – в состав хлорофилла. Более профессионально о распространении металлов в природе и в недрах Земли нам расскажут сотрудники лаборатории геологии.

 

Геолог 1: Металлы широко распространены на земле и под землей, в водах рек и озер, морей и океанов, в организмах животных и растений и даже в атмосфере. Самыми распространенными на Земле металлами является алюминий и железо, менее распространенные - кальций, натрий, магний, калий. В глубинах земных недр возрастает содержание железа, кобальта, никеля, титана, платины.

Однако есть металлы, процентное содержание которых исчисляется миллионами долями (для золота) и даже миллиардными долями (для радия) по отношению к массе Земли. Это так называемые редкие металлы. Среди них наименее распространенные - цезий, рубидий, литий.

В водоемах нашей планеты растворены соли различных металлов, особенно много солей щелочных и щелочноземельных металлов (натрия, калия, кальция, магния). В жизни человека, в процессах, происходящих в организме, огромную роль играют соединения кальция, калия, железа. Даже в воздухе имеются кристаллы морских солей. В виде каменной соли хлорид натрия образует под землей шар толщиной до 100 метров. Калий входит в состав сильвинита (KCl∙ NaCl), карналлита (KClMgCl2∙ 6H2O) и содержится практических во всех растениях.

Геолог 2: Кальций - наиболее широко распространенный элемент. По содержанию в земной коре он находится на пятом месте после Кислорода, Кремния, Алюминия и Железа. В природе кальций встречается только в виде соединений – кальцита (CaCO3), доломита (CaCО3MgCO3), гипса (CaSO4 


Презентация к статье "Деловая игра..." Лазаренко Л.И.
PPTX / 5.64 Мб

/data/files/v1603818107.pptx (Презентация к статье "Деловая игра..." Лазаренко Л.И.)2H2O). Кальцит - самый распространенный минерал на Земле, из него состоят известняк, мел, мрамор, исландский шпат. Соединения кальция имеются в организмах растений и животных. Минеральное вещество костной ткани состоит на 80% из кальция фосфата.

Алюминий – один из распространенных элементов земной коры. Его массовая доля составляет 7,45%. Но он встречается в природе только в химических соединениях. Известно около 250 минералов, которые содержат алюминий

Благородные металлы (золото, серебро, платина) встречаются в природе в самородном состоянии, поэтому их можно добывать механическим путем. Самородные металлы железо и медь встречаются крайне редко. Железо встречается в природе в виде соединений, а в свободном состоянии только в метеоритах. Громадное большинство металлов встречается в окисленном состоянии в виде оксидов, гидроксидов, сульфидов, карбонатов, силикатов, алюмосиликатов. Например, красный железняк (Fe2O3), магнитный железняк (Fe3O4), бокситы (Al2O3H2O), свинцовый блеск (PbS), цинковая обманка (ZnS), сидерит (FeCO3) и другие. Поэтому основными способами добычи металлов в промышленности является восстановление их из руд.

 

Ведущий: Спасибо за интересный доклад, а мы переходим к следующей теме нашей конференции, связанной с получением металлов. Вопросами общих способов получения металлов занимается наша металлургическая лаборатория. Предоставим слово нашим главным специалистам.

 

Металлург 1: Руда - это природное соединение металлов, которое экономически выгодно перерабатывать для получения чистых металлов. В основе всех способов получения металлов из их соединений лежат окислительно – восстановительные реакции. Переработкой руд занимается металлургия – наука о промышленных способах получения металлов. Современная металлургия больше всего производит сплавов железа, алюминия, меди.

В настоящее время у нас в стране добывают около 70 видов металлов, а на их основе изготавливают свыше 5 тысяч различных сплавов. Это обусловлено потребностями хозяйственного комплекса в ценных для машиностроения и самолетостроения металлах и сплавах, что стало возможным благодаря достижениям современной металлургии.

Вы уже знаете, что металлы в природе находятся преимущественно не в свободном состоянии, а в виде соединений. Среди разных соединений наиболее распространенными являются оксиды, хлориды, сульфиды и соли оксигенсодержащих кислот (карбонаты, сульфаты, силикаты).

Это соединения с ионной химической связью, и получение металлов из них заключается в восстановлении катионов металлов до свободных атомов по схеме:

Меⁿ + nе = Меº

Ученые - металлурги изобрели разные способы осуществления этого процесса.

Металлург 2: Один из этих процессов - Пирометаллургия – восстановление металлов из руд при высокой температуре с использованием сильных восстановителей, к которым принадлежит кокс, угарный газ, водород. Этим методом получают большинство металлов, и в первую очередь железо.

Электрометаллургия (электролиз) - восстановление активных металлов электрическим током из расплавов оксидов, хлоридов и гидроксидов.

Гидрометаллургия – восстановление металла более активным металлом или электрическим током в водном растворе его соединения.

Металлотермия – разновидность пирометаллургии, основанная на процессах восстановления металлов из их соединений более активными металлами или силицием

Различают черную и цветную металлургию. К черной металлургии относится производство железа и его сплавов, а к цветной – производство всех остальных металлов и их сплавов.

Металлургические процессы протекают в несколько стадий:

1. Природные руды обогащают, т.е. удаляют примеси различными способами.

2. В процессе химических превращений получают металл или его сплав.

3. Полученный металл или его сплав подвергают механической обработке (давлением или литьем придают металлу соответствующую форму)

В современной технике наибольшее применение находят сплавы железа. Так, например, в машиностроении на их долю приходится более 90% от общей массы применяемых металлов. Важнейшим сплавом железа является чугун и сталь. О производстве чугуна и стали вам расскажут специалисты технологической лаборатории, изучающие процессы производства чугуна и стали.

 

Технолог 1: Что же такое чугун? Чугун – это сплав железа, содержащий более 1,7% углерода, а также кремний, марганец, небольшие количества серы и фосфора. Чугун получают из железных руд в специальных печах, называемых доменными печами. Доменную печь сверху последовательно загружают шихтой: железной рудой, смешанной с флюсами, затем коксом, опять железной рудой и т.д. Снизу вдувают нагретый воздух, обогащенный кислородом, при этом кокс сгорает, образующийся оксид углерода поднимаясь, соприкасается с раскаленным углем и реагирует с ним:

С + О2 = СО2 → СО2 + С = 2 СО

Оксид углерода является основным восстановителем железа из его оксидов. Восстановление железа оксидом углерода происходит последовательно:

3Fe2O3 + CO = 2Fe3O4 + CO2

Fe3O4 + CO = 3FeO + CO2

FeO + CO = Fe + CO2

В железной руде содержатся тугоплавкие примеси. Чтобы их расплавить и удалить, к загруженным в доменную печь руде и коксу добавляют флюсы. Они образуют с примесями легкоплавкие соединении, называемые шлаками. Обычно в качестве флюсов применяют известняк или доломит.

Чугун и шлак не смешиваются: чугун с большой плотностью образует нижний слой, а шлак всплывает.

Технолог 2: Сталь получают из чугуна и железного лома. Частично для этой цели используют также железную руду. Вам известно, что чугун отличается от, стали большим содержанием углерода и кремния. В чугуне содержатся также значительные количества серы и фосфора. Эти примеси нежелательны, так как сера придает стали красноломкость (хрупкость при горячей обработке), а фосфор – хладноломкость (хрупкость при обработке в обычных условиях). Удаление нежелательных примесей достигается окислением их кислородом. Для удаления оксидов кремния и фосфора к перерабатываемому чугуну добавляют известь. Образовавшиеся силикаты и ортофосфаты кальция в виде всплывшего шлака удаляют из расплавленной стали.

Существует несколько способов переработки чугуна в сталь. Все они основываются на рассмотренных выше окислительно – восстановительных реакциях:

1. Кислородно – конверторный способ – по этому методу при переработке чугуна в сталь процесс окисления примесей осуществляется в больших металлических сосудах грушевидной формы – конверторах. Основное достоинство этого метода – ненужность сжигания топлива для поддержания высокой температуры, так как она достигается в результате экзотермической реакции окисления примесей. После окончания процесса наклоняют конвертор, сливают шлак и выпускают сталь.

2. Мартеновский способ - при производстве стали мартеновским способом окисление примесей осуществляется в печи, которая состоит из двух основных частей: ванны, где происходит окисление примесей, и регенераторов. В отличие от кислородного конвертора воздух, обогащенный кислородом, пропускают не через расплавленный чугун, а над ним. Поэтому примесь окисляется только с его поверхности. Внутри расплавленной массы окисление примесей происходит за счет кислорода оксидов железа, содержащихся в железном ломе. Преимущество мартеновского способа заключается в том, что процесс переработки чугуна в сталь можно легко контролировать и получать стали различных марок. В мартеновских печах удобно перерабатывать и железный лом.

3. Производство стали в электропечах - в электропечах необходимая температура достигается с помощью дугового метода, что позволяет поддерживать очень высокую температуру. При помощи этого способа можно получить высококачественные легированные стали с высокими температурами плавления. Кроме того, сооружение электропечей обходится значительно дешевле, чем мартеновских.

 

Ведущая: Спасибо нашим докладчикам. А теперь перейдем к теме, которая не радует людей – это тема загрязнения окружающей среды. Современные технологии металлов не позволяют избежать загрязнения природы. Как следствие, на территориях с развитой черной металлургией повышено содержание вредных веществ в воздухе, воде, продукции растениеводства и животноводства. Такая неблагоприятная экологическая ситуация является предметом внимания технологов, врачей, экологов и других специалистов. Как решаются такие вопросы нам расскажут представители экологической лаборатории.

Эколог: Как вы уже сказали - современные технологии металлов не позволяют избежать загрязнения окружающей среды. С целью обеспечения охраны окружающей среды при производстве и использовании металлов наши научные исследования ведутся в нескольких направлениях. В результате были сделаны следующие выводы:

Во – первых: необходимо эффективно использовать природные ресурсы с извлечением из перерабатываемого сырья максимального количества ценных для народного хозяйства продуктов, то есть стремиться к разработке и внедрению безотходных технологий.

Во - вторых: производство должно быть переведено на замкнутый цикл водопотребления. Дело в том, что на металлургических комбинатах задействовано большое количество воды, и не всегда водоочистительные сооружения обеспечивают полную ее очистку от вредных примесей, прежде чем вода попадает за пределы завода в водоемы.

В - третьих: местная власть и руководство металлургических предприятий должны нести ответственность за соблюдение санитарных норм, за сохранение и приумножение зеленых насаждений, которые играют роль в улучшении состава воздуха, оздоровлении окружающей среды.

В – четвертых: врачи, фармацевты и диетологи должны направлять свои действия на разработку надлежащих рационов питания, средств профилактики и лечения профессиональных заболеваний для работающих на металлургических комбинатах.

Внедрение на предприятиях черной металлургии новейших технологических процессов по производству металлов даст возможность свести к минимуму промышленные отходы и выбросы в атмосферу. В таком важном деле, как охрана среды, усилия ученых, власти и каждого гражданина имеют немаловажное значение.

 

Ведущая: Мы с вами с интересом прослушали доклады специалистов нашего НИИ, а теперь пришло время приступить к практической части нашей конференции.

 

Преподаватель: вы знаете, что металлы – активные вещества. Большинство из них достаточно легко вступают в реакции соединения с неметаллами. Исключение составляют золото, серебро, платина и некоторые другие металлы. Имея на внешнем энергетическом уровне меньше половины электронов, чем их нужно для его завершения, атомам металлов энергетически выгоднее отдавать, а не присоединять электроны. Поэтому в химических реакциях они отдают эти электроны частицам (атомам или ионам), благодаря чему внешний энергетический уровень этих частиц приобретает завершенность.

Задание: предложите возможные способы осуществления реакций. (задание на экране)

 

Преподаватель: Рассмотренные нами общие химические свойства металлов касаются их взаимодействия с другими веществами в искусственно созданных условиях. Однако в окружающей среде металлы, из которых изготовлены машины, разные устройства, инструменты самопроизвольно взаимодействуют с окружающей средой и разрушаются.

Вопрос: как называется такое явление? (Ответ студента – коррозия)

Какой вид коррозии вы знаете? (Ответ студента – химическая и электрохимическая)

Вопрос: каковы последствия коррозии?

Вопрос: Какие вы знаете средства защиты от коррозии.

 

Преподаватель: А теперь проведем небольшой конкурс эрудитов. Внимание на экран, вопрос:

1. Какой металл является самым легкоплавким? Где он используется? (Ртуть, применяется в физических приборах, а в быту – в термометрах)

2. Какой металл широко используется как легкий конструкционный материал? (Алюминий)

3. Почему нельзя использовать медь для нитей электроламп, а вольфрам для электропроводки? (Медь – имеет большую электропроводность, а вольфрам - маленькую)

4. Какой металл имеет красный цвет, а какой - желтый? (Медь – красная, золото – желтое)

5. Какие металлы не окисляются на воздухе, даже после прокаливания? (Платина, золото, серебро)

6. Какую краску называют серебрянкой? (Порошок алюминия)

7. Какой металл самый пластичный? (Золото)

8. Какой металл имеет самую высокую температуру плавления? (Вольфрам)

9. При недостачи какого металла кости у человека становятся хрупкими? (Кальция)

10. Можно ли расплавленным металлом заморозить воду? (Можно, жидкой Ртутью)

11. Где в организме человека чаще всего встречается железо? (Входит в состав гемоглобина крови)

 

Преподаватель: Очень часто в производстве технологам необходимо решать проблемные задачи, связанные с производством. Представьте себя технологами, которые должны решить такие задачи:

1. Можно ли в самолетостроении использовать такой легкий и прочный металл как кальций и почему?

(Кальций - активный металл и под воздействием окружающей среды превращается в карбонат)

2. Вам достался секретный документ, в котором говорится о сплаве металлов. Но к сожалению, он испорчен и название одного из металлов невозможно прочитать. Но в записях имеется его химическая характеристика. Итак, что это за металл, если: он тяжелее кальция, в реакциях с кислородом образует черный порошок, при добавлении серной кислоты порошок превращается в голубой раствор, при добавлении гидрата аммиака – в ярко синий, и вновь в голубой- при кипячении. (Медь)

3. В двух пробирках без подписи находятся два на вид одинаковых порошка - мел и кальция хлорид. Как двумя способами можно определить эти вещества? Напишите план распознавания этих веществ и соответствующие уравнения реакций.

 

Преподаватель: Мы сегодня очень близко познакомились с такими важными элементами как металлы. Неизвестно как бы существовало человечество без них. На каком бы этапе развития мы бы застряли без этих помощников. Я думаю, что вам было интересно и наша конференция помогла разобраться в вопросе - что же такое металлические элементы и их соединения.

 

 

Литература:

1. Ярошенко О.Г. Химия: учебник для 10 кл. / О.Г. Ярошенко. – К.: Грамота, 2010. - 224с.: ил.

2. Буринская Н.Н., Величко Л.П. Химия: учебник для 10 – 11 кл. /Н.Н. Буринская, Л.П. Величко – К.: Ірпінь, 2000. – 176с.: ил.

3. Хомченко И.Г. Общая химия – М.: Химия, 1990. – 480с.

4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия учебник для 11 кл.,– М.: Просвещение, 2014. – 220с.: ил.

5. Энциклопедия, Химия, т. 17 – М.: Аванта, 2002. – 637с.: ил.

6. Буринская Н.Н., Тренировочные упражнения по химии. – К.: Ірпінь, 2004. – 143с.

7. Тестовые задания по химии – Д.: КИТИС, 2000. – 126с.

8. Бондарь В.И. Дидактика: Эффективные технологии обучения студентов.- К.: Вересень,1996. -129с.

9. Васьков Ю.В. Педагогические теории, технологии, опыт. – Х.: Скорпион, 2000. - 240 с.

10. Вердина С.В. Секреты педагогического мастерства. – Х.: Основа, 2011. -

255 с.

11. Ворожейкина О.М. 100 интересных идей для проведения урока. – Х.: Основа, 2011. - 250 с.

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.