Статья «Методика изучения личностных профессионально-значимых качеств необходимых в работе медицинской сестры и методы их формирования»

2
0
Материал опубликован 29 October 2018

Методика изучения личностных профессионально-значимых качеств необходимых в работе медицинской сестры и методы их формирования

Преподаватель: Нужина Марина Николаевна,

 

ГАПОУ РБ «Белорецкий медицинский колледж», г. Белорецк

Важнейшими составляющими профессиональной деятельности медицинского работника являются качества его личности. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально-значимых качеств.

Под профессионально значимыми качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. [1]

К индивидуально-психологическим качествам относятся сенсорные, перцептивные, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека. Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т.д. Основные характеристики нервных процессов также накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в работе медицинской сестры.

Профессия медицинской сестры предполагает наличие специализированных и профессионально важных черт и качеств и относится к типу «человек-человек». В любом из направлений сферы «человек - человек» специалист помимо сугубо профессиональных знаний и умений должен обладать знаниями и умениями по работе с людьми.

В своей профессиональной деятельности медицинская сестра обладает ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствует и понимает других людей, стремится решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способна к сопереживанию и состраданию.[4]

Значимые личностные черты медицинской сестры, включают в себя 4 основных аспекта:

1) готовность к эмоциональному сопереживанию внутреннему состоянию другого;

2) способность учитывать последствия своих действий для окружающих;

3) развитые морально-этические нормы, задающие эталоны оценки субъектом своего альтруистического поступка;

4) тенденция приписывать ответственность за совершение или не совершение альтруистического действия себе, а не другим людям и внешним обстоятельствам.

Благодаря формированию и развитию специфических у медицинских сестер профессионально значимых качеств можно достичь оптимальной трудовой мотивации и высокой эффективности труда. Представляется возможным на основании вышеприведенных аспектов выделить следующие группы профессионально важных качеств медицинских сестер.

Морально-нравственные качества: трудолюбие, ответственность, сострадательность, эмпатия, терпение, альтруизм, доброжелательность, внимательность, решительность, отзывчивость, коммуникабельность.

Умственные качества и профессиональные способности: профессиональная эрудированность, последовательность, логичность, аналитический склад ума.

Эстетические качества: опрятность, аккуратность, небрезгливость.

Таковы профессионально важные качества для медицинских сестер, зависящие от специфики профессиональной деятельности и обеспечивающие эффективность трудовой деятельности.

Медицинский работник в отношении своих коллег всегда должен быть ориентирован на сотрудничество. В то же время, при общении в медицинском коллективе, принципиальное значение имеет соблюдение служебной субординации. И конечно, эффективное общение невозможно, если медицинский работник боится или стесняется проявлять инициативу в общении. Робость, застенчивость, неуверенность - могут стать причиной профессиональной непригодности в дельнейшем.[1]

Однако медицинский работник должен быть не просто общительным, его навыки общения должны быть ориентированы на оказание помощи. Умение слушать, эмоционально поддерживать, безоценочно воспринимать у медицинского работника должны значительно превосходить уровень, достаточный в быту.

Необходимо так же иметь гибкость, снисходительность и терпение. Нужно быстро осваивать новые навыки, чтобы поддерживать квалификацию. А потому, необходимо избегать самоуверенности и быть всегда готовым к получению новой информации. Важно не только соблюдать основные права пациента, связанные с информацией о его состоянии здоровья (право на информированное добровольное согласие и право на информацию, право на соблюдение тайны), но и сохранять доверительные отношения с людьми.[3]

Таким образом, личностные качества, обеспечивающие успешность в профессии медицинской сестры:

1. Ярко выраженные коммуникативные способности, включающий в себя три основных направления.

Информационно-коммуникативные способности. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;

Аффективно-коммуникативные способности. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;

Регуляционно-коммуникативные способности. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.

2. Эмпатия.

3. Толерантность.

Личностные особенности медицинской сестры оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты трудовой деятельности.

Благодаря формированию и развитию специфических у медицинских сестер значимых личностных качеств можно достичь оптимальной трудовой мотивации и высокой эффективности труда. На практических занятиях по учебной дисциплине Психология мы используем различные методики исследования личностных качеств:

1. Диагностика коммуникативной толерантности (Бойко В.В.);

2. Диагностика уровня эмпатических способностей (Бойко В.В.);

4. Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера);

5. Методика диагностики темперамента Г.Айзенка;

6. Методика Н. Шмишека (выявление акцентуаций характера);

7. Методика определения коммуникативно-организаторских склонностей (КОС)

Все перечисленные психологические методики помогают нашим студентам изучить личностные качества, которые для медицинской сестры являются профессионально важными и характеризуют профессиональную пригодность.

 

Рекомендации для преподавателей.

1. Дать обучающимся общее представление о профессионально важных качествах личности и необходимости их развития в условиях высокой конкуренции на рынке труда.

2.Способствовать формированию у студентов внутренней положительной мотивации, стимулирующей активную познавательную и практическую деятельность в освоении данной профессии

3. Обеспечить возможность оценить собственный уровень и особенности развития своих личностных качеств и соотнести их с требованиями профессии.

Условиями формирования партнерских отношений между больным и медработником являются:

уважение интересов больного;

разумная серьезная позиция;

осведомленность больного;

доверие, основанное на честности и правдивости;

разделение ответственности;

подсознательное чувство симпатии. [2]

Существуют общие правила общения в основе взаимодействия «медработник-пациент»:

Проявление искреннего интереса к пациенту.

Понимание достоинств пациента и максимальное одобрение - похвала, подчеркивание значимости.

Понимание смысла поступков собеседника вместо огульной критики.

Доброжелательность, приветливость.

Обращение к взрослым пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджа.

Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

Умение внимательно слушать и, с другой стороны, дать пациенту «выговориться».

Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего собственного.

Умение указать пациенту на ошибки, не нанося ему обиды.

Умение правильно формулировать вопросы самому и помочь формулировать высказывания о своем состоянии пациенту. [1]

Взаимоотношения в медицинском коллективе рассматриваются не только как одно из важнейших условий эффективной работы, но и позволяют сохранить здоровье и душевное равновесие всех его членов.

Профессионал – работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. [8]

Для качественного формирования специалиста и последующего профессионального отбора нужны описания содержания тех или иных профессионально важных качеств и указания о допустимых пределах их варьирования. Профессионально важные качества- это качества личности, включенные в процесс деятельности и положительно влияющие на эффективность ее выполнения.

Для того чтобы подобрать авторитетного руководителя-лидера, нужно знать качества, которые ему в обязательном порядке должны быть присущи. Это качества: личные, профессиональные, организаторские и деловые. [7]

К личным качествам, в первую очередь, относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим, уверенность в себе. Р.Л. Кричевский, ссылаясь на Р. Стогдилла, выделяет важнейшие свойства руководителей: «Доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, коммуникабельность». [3]

 

Список литературы

1. Бессонов Ю. О. Стереотипы в восприятии медсестер // Медицинская сестра. — 2010. — N 4. — С. 43.

2. Васильева А. З. Инновационные методы подготовки специалистов здравоохранения среднего звена для обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи // Главная медицинская сестра. – 2010. – N 9. – С. 139-145.

3. Двойников С. И. Управление развитием сестринского персонала. - М.: ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2006.- 119 с.

4. Дривер М. Роль медицинской сестры в общении с пациентом // Вестник ассоциации медицинский сестер. - 2008. - № 1. - С. 22-23.

5. Индейкин Е. Н. Оценка качества сестринской деятельности (сестринский аудит): опыт больниц Великобритании // Вопросы экспертизы качества медицинской помощи. - 2008. - № 11. - С. 19-26.

6. Камынина Н. Н. Стандартизация сестринской деятельности: современные подходы к улучшению качества оказываемой медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2007. - № 12. - С. 3-6.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации