Статья «Использование образовательных технологий на уроках химии в учреждениях СПО»
ВСЕРОССИЙСКИЙ
КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА НА ЛУЧШУЮ СТАТЬЮ «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, РЕШЕНИЯ»
Автор: И. О. Морозова, преподаватель химии СПб ГБ ПОУ «Колледж «ПетроСтройСервис»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Современная педагогическая наука располагает большим количеством образовательных технологий, призванных не только оптимизировать учебный процесс и достичь максимальных результатов, но и способствовать появлению мотивации у обучающихся. Однако зачастую выбор преподавателем единственной технологии и использование ее на учебных занятиях невозможен.
Существует несколько причин такой ситуации. Во-первых, индивидуальные особенности каждой учебной дисциплины не позволяют применять некоторые технологии. Во-вторых, современные условия нашей жизни диктуют необходимость постоянной готовности, как педагогов, так и учащихся, к неожиданному переходу на дистанционный формат обучения. Что может внести существенные изменения в образовательный процесс. Например, в курсе «Химии» становится невозможным проведение лабораторных и практических работ. В третьих, специфической особенностью деятельности учреждений среднего профессионального образования является именно профессиональная направленность обучения. Молодые люди, поступающие в колледжи и техникумы, целенаправленно выбирают себе специальность и менее заинтересованы в высоком уровне знаний по общеобразовательным дисциплинам. Таким образом, рациональным подходом к использованию современных технологий можно назвать их сочетание.
Учебно-методический комплекс документов по предмету «Химия» составляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для среднего профессионального образования. Поурочно-тематическое планирование разделено на несколько тем, в рамках которых возможен выбор конкретной образовательной технологии.
Традиционная (репродуктивная) технология обучения — самый распространенный вид обучения. Он предполагает использование схемы: новый материал — закрепление — контроль — оценка. Поскольку для данной технологии главный метод обучения это наглядное объяснение, а основная деятельность учащихся это слушание, запоминание и записывание, она может быть использована при изучении новых для обучающихся тем. Например, в теме «Предельные углеводороды», а также в н6екоторых разделах тем «Непредельные углеводороды», «Азотсодержащие органические соединения». Безусловно, эта классическая технология не обеспечивает индивидуальности обучения, но в случае изучения незнакомого материала полностью подходит.
Технология развивающего обучения, предполагающая образовательный процесс на высоком уровне сложности и в быстром темпе, предполагается неподходящей для учреждений среднего профессионального образования. В учебных группах могут оказаться рядом учащиеся с разным уровнем базовых знаний и уровнями личностных характеристик. Те из них, кто обладает замедленной реакцией неизбежно столкнутся с трудностями.
Очень действенным и полезным на уроках химии можно назвать использование технологии коллективного взаимодействия. Например, элементы этой технологии могут применяться при проведении семинаров или контрольных занятий по теоретическим темам: «Натуральные и синтетические полимеры», «Химия и здоровье человека». Для учреждений среднего профессионального образования преимуществом этой технологии являются возможность учащихся работать в своем темпе, формирование ответственности не только за себя, но и за соседа по парте или всю группу, развитие у них навыков самостоятельной работы с источниками информации.
К сожалению, объем учебных часов по дисциплине «Химия» за последние несколько лет постоянно уменьшался. Между тем максимальная недельная учебная нагрузка обучающихся по планам составляет 36 часов и проведение консультативных дополнительных занятий возможно не всегда. Трудности такого рода делают практически невозможным использование технологии полного усвоения. Т. к. в случае затруднений у нескольких учащихся группы учитель должен не только организовать для них коррекционное занятие, но и выделить время на повторное тестирование.
При изучении больших разделов химии, включающих в себя несколько крупных тем возможно использование технологии поэтапного формирования умственных действий. Например, раздел «Кислородсодержащие органические соединения» содержит темы: «Спирты и фенолы», « Альдегиды», «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры». Поскольку эти темы изучаются строго последовательно друг за другом, применение названной технологии позволит учащимся сократить время на формирование умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией.
Определенные проблемы могут возникнуть и при использовании технологии разноуровневого обучения. Она предполагает деление учебных групп на потоки, изучающие предмет на базовом и вариативном (творческом) уровнях. Причем обучающиеся должны добровольно выбрать для себя уровень. Однако в учреждениях среднего профессионального образования, куда молодые люди стремятся ради получения профессии, возможны ситуации, при которых учащиеся выберут уровень заведомо более простой, чем тот, на который они реально способны.
Очень интересным является применение технологии модульного обучения. В модуль можно включить различные составляющие. Например, по теме «Углеводы» модуль может содержать учебные теоретические материалы; видеозаписи; методические указания для решения задач и цепочек превращений; а также лабораторные работы и домашние эксперименты. Несмотря на то, что основной упор в модульной технологии делается на самостоятельную работу учащихся, ее можно успешно сочетать с классической технологией.
Таким образом, для достижения целей получения обучающимися высокого уровня знаний, умений и навыков, оптимизации времени, затрачиваемого на обучение, повышения уровня мотивации молодых людей при составлении учебной программы по дисциплине «Химия» необходимо использовать сочетание различных образовательных технологий. Только такой подход обеспечит и достаточный уровень самостоятельной работы учащихся и позволит преподавателю уделить необходимое время для индивидуальных консультаций с теми, кто в этом нуждается.