Статья на тему «Диалоговая речь: как побороть трудности в старших классах?»

1
0
Материал опубликован 1 June 2023

Статья на тему «Диалоговая речь: как побороть трудности в старших классах?»

Трудности в процессе изучения речи могут возникать по многим причинам. В зависимости от характера, принято выделять несколько типов трудностей.

Трудности, связанные с работой педагога: нехватка времени, неумение организовать различные формы общения (индивидуальное, групповое и т.д.), неграмотное планирование и подбор презентационного материала.

Трудности, связанные с учениками: низкая мотивация, недостаток в общении, боязнь совершать ошибки и критики, застенчивость.

Диалоговая речь строится только в том случае, если оба участника адекватно реагируют на вопросы друг друга и поддерживают разговор. Чтобы диалог состоялся и грамотно строился, школьникам не хватает навыков речевого и компенсаторного слушания, навыков социального общения. Свой отрицательный вклад вносит и низкий эмоциональный интеллект. Формирование разговорной речи и преодоление вышеперечисленных трудностей осуществляется во время практики.

Упражнения по изучению речи, основанные на диалоге, делятся на следующие категории:

подготовительно-репродуктивные упражнения — они формируют базу для диалоговой речи, а именно лексические, грамматические, фонетические умения и навыки;

продуктивные упражнения — направлены на использование полученных ранее знаний на практике.

При обучении диалоговой речи важно определить конечную цель и промежуточные учебные задачи, выделить этапы формирования базовых навыков ведения диалога и их практики — совершенствования.

Для диалоговой речи школьники должны освоить следующие знания и навыки:

- Умение отвечать на вопросы собеседника и продолжать разговор.

- Умение следовать своему стратегическому маршруту в общении.

- Умение учитывать новых участников общения.

- Умение угадывать, прогнозировать речь, поведение и эмоции собеседника.

Два варианта обучения диалогу: «сверху вниз» и «снижу вверх»

Вариант «сверху вниз» реализуется следующим образом: ребята знакомятся с эталоном диалога, разбирают его, читают по ролям, потом в парах и строят новый немного видоизменённый диалог.

В варианте «снизу вверх» нет исходного диалога-образца. Способ этот индуктивный. Реплики диалога осваиваются на основе дидактико-коммуникативной ситуации. Для этого ученики должны владеть следующими навыками:

- умение задавать разные типы вопросов;

- логично, последовательно и четко отвечать на вопросы;

- использовать разные реплики ответов в процессе общения;

- использовать разные вводные конструкции и клише;

- использовать невербальные средства общения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации