Статья «Использование мнемотехники в развитии связанной речи детей старшего дошкольного возраста»
Статья: «Использование мнемотехники в развитии связанной речи детей старшего дошкольного возраста»
Авторы: Гриневич Людмила Александровна, заместитель заведующего, педагог-психолог, высшая квалификационная категория
Безбородова Светлана Александровна, воспитатель
Сироткина Елена Николаевна, воспитатель, первая квалификационная категория
МАДОУ «Детский сад №184» г. Нижний-Новгород
Аннотация:
Статья посвящена применению приемов мнемотехники для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В ней рассматриваются основные техники, которые помогают детям визуализировать и структурировать свой пересказ, развивая их речевые навыки и когнитивные способности. Приведены пошаговые инструкции по реализации каждой техники в образовательном процессе. Статья подчеркивает важность использования играющих и творческих подходов в обучении, что способствует не только улучшению речевой активности, но и повышению интереса к обучению у дошкольников.
Введение
В современном мире развитие речи у детей, особенно в старшем дошкольном возрасте, играет ключевую роль в их подготовке к школе и общему психолого-педагогическому развитию. Одной из важных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является формирование у детей способностей к связной речи, логическому мышлению и памяти. В этом контексте мнемотехника зарекомендовала себя как эффективный инструмент, способствующий улучшению запоминания и овладению языковыми навыками. Мнемотехника помогает не только улучшить память, но и развить творческое мышление, что актуально для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она позволяет решать такие проблемы, как низкий уровень языковой активности, трудности с пересказом и воспроизведением информации, а также недостаток фантазии и образного мышления.
Задачи
Развитие связанной речи: Создание условий для формирования у детей навыков построения логической и последовательной речи.
Улучшение памяти: Поддержка процесса запоминания информации с помощью визуальных и ассоциативных методов.
Стимуляция творческого мышления: Развитие воображения и креативного подхода к решению задач.
Поддержка самостоятельности: Привлечение детей к самостоятельной работе с материалом, что способствует уверенности в своих силах.
Этапы работы с мнемокарточками
Подготовительный этап: Выбор тем, создание карточек с изображениями и текстами, соответствующими возрастным особенностям детей.
Введение в тему: Объяснение детям значения и назначения мнемокарточек, демонстрация обработки информации с их помощью.
Активная работа: Игры и упражнения с карточками, дающие возможность детям самостоятельно составлять предложения и истории.
Закрепление знаний: Пересказ историй, создание новых карточек и их обсуждение, что позволяет закрепить полученные знания и навыки.
Способы использования
Игра на запоминание: Использование карточек в качестве игрового материала, где дети должны запомнить и отделить карточки по темам, цветам или размерам.
Составление историй: Дети могут по очереди вытаскивать карточки и на основе изображенного на них рассказывать историю. Это развивает их речь и воображение.
Командные игры: В группах дети могут работать над созданием общей истории, используя карточки, что помогает развивать навыки взаимодействия и коммуникации.
Задания, которые можно предложить детям
Задачи на ассоциации: Попросить детей сопоставить карточки с другими на основе тематики (например, кот – молоко, собака – поводок).
Пересказ по карточкам: Дети слушают короткую историю, а затем по карточкам пересказывают её, заполняя пробелы.
Картинки и слова: Предложить детям составить предложения на основе изображений, используя карточки с написанными словами.
Мнемотехника предоставляет разнообразные методы для развития связной речи у дошкольников. Эти приемы можно адаптировать под разные возрастные группы, учитывая их когнитивные и речевые способности. Рассмотрим основные приемы для детей старшего и среднего дошкольного возраста более подробно.
Для детей старшего дошкольного возраста используются следующие способы работы с мнемотехникой:
1. Работа с мнемоквадратами
Этапы:
Подготовка: Выбираем тему – это может быть знакомая детям сказка или рассказ.
Создание квадрата: Рисуем квадрат, который делится на несколько частей (обычно 4-6), каждая из которых содержит ключевое слово или фразу, связанное с темой.
Обсуждение: Дети по очереди делятся, что они видят и как это связано с темой, формируя предложения.
Пересказ: Дети используют свои мнемоквадраты для пересказа истории с опорой на ключевые слова.
2. Работа с мнемодорожками
Этапы:
Создание дорожки: Рисуем путь с определенными этапами, где каждое "перекресток" – это момент или событие в рассказе.
Идентификация событий: Дети обозначают каждую остановку короткими предложениями, описывающими, что происходит в этой части рассказа.
Тренинг пересказа: Используя дорожки, дети пересказывают свою историю, переходя от одной остановки к другой.
3. Работа с мнемотаблицами
Этапы:
Составление таблицы: Разделяем таблицу на столбцы с различными аспектами (персонажи, места, события).
Заполнение таблицы: Дети по очереди добавляют информацию, обсуждая каждый элемент.
Создание рассказа: На основе таблицы дети составляют связный рассказ, используя все собранные элементы.
4. Составление коллажей
Этапы:
Сбор материалов: Подбираем картинки, рисунки и другие материалы, которые будут связаны с темой.
Создание коллажа: Дети вместе создают коллаж, обсуждая, что они вклеивают и почему это важно для истории.
Рассказы о коллаже: Дети представляют свои коллажи группе, развивая связную речь и описывая, что они создали и почему.
5. Составление загадок
Этапы:
Формирование загадки: Дети придумывают загадки на основе знакомых предметов или животных.
Обсуждение: Делятся своими загадками с другими и объясняют логику их построения.
Создание рассказа: На основе загадок создаются небольшие рассказы, где каждая загадка является элементом сюжета.
6. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.
Вариант 1
Этапы:
Выбор картины: Выбираем яркую, интересную картину.
Обсуждение элементов: С помощью мнемотаблиц дети описывают элементы на картине, формируя предложения.
Создание рассказа: На основе обсуждения дети сочиняют связный рассказ о том, что изображено на картине.
Вариант 2.
Этапы:
Выбор темы: Определяем тему, к примеру, «Животное Африки».
Сбор информации: Дети по очереди делятся тем, что они знают о определенном животном, используя простые предложения, после чего подбираются подходящие карточки.
Состыковка информации: Помогаем детям соединить все предложения воспитанников в единое связное описание с опорой на мнемокарточки.
7. Составление творческих рассказов с использованием мнемотаблиц
Вариант 1.
Этапы:
Создание таблицы элементов: В таблице могут быть слова, связанные с темой для создания рассказа.
Генерация идей: Дети в группе обсуждают, какие события могут произойти с этими элементами.
Составление рассказа: Дети применяют мемуары для создания своих уникальных историй.
Вариант 2.
Этапы:
Выбор подходящих карточек: Каждый ребенок выбирает понравившиеся карточки с картинками, которые будут использовать в своих рассказах.
Группировка идей: Обсуждаем идеи, которые могут быть связаны с карточками.
Составление рассказа: Дети создают короткий рассказ, используя все карточки как сюжетные элементы.
8. Словестное творчество детей с помощью приема «Синквейн»
Этапы:
Обучение структуре синквейна: Объясняем детям, что синквейн состоит из пяти строк, каждая из которых выполняет свою функцию.
Создание синквейна по теме: Дети выбирают тему и составляют синквейн, используя простые слова и фразы.
Обсуждение результатов: Каждое произведение звучит в группе, что способствует развитию уверенности и навыков связной речи.
Взаимодействие с родителями
Значение участия родителей в процессе развития речи детей нельзя недооценивать. Важно организовать совместную деятельность, предлагая родителям следующие рекомендации:
Совместная работа с карточками:
Обучить родителей методам использования мнемокарточек для работы дома.
Регулярные совместные занятия: Проведение мастер-классов для родителей, где они смогут увидеть, как их дети работают с мнемотехникой на занятиях.
Обсуждение успехов: Организация родительских собраний, где обсуждается прогресс детей, что помогает родителям быть вовлеченными в процесс обучения и контролировать развитие своей ребенку.
Вывод
Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет значительно улучшить параллельные навыки, такие как связанная речь, логическое и креативное мышление. Комплексный подход, включающий этапы работы, разнообразные способы использования и активное сотрудничество с родителями, создает условия для гармоничного развития личности ребёнка. Мнемотехника становится ценным ресурсом в формировании основ языкового развития, закладывая фундамент для успешной учебной деятельности в будущем.
Спицына Любовь Ивановна