Статья «Использование мнемотехники в развитии связанной речи детей старшего дошкольного возраста»

0
1
Материал опубликован 18 September

Статья: «Использование мнемотехники в развитии связанной речи детей старшего дошкольного возраста»

Авторы: Гриневич Людмила Александровна, заместитель заведующего, педагог-психолог, высшая квалификационная категория

Безбородова Светлана Александровна, воспитатель

Сироткина Елена Николаевна, воспитатель, первая квалификационная категория

МАДОУ «Детский сад №184» г. Нижний-Новгород


 


 

Аннотация:

Статья посвящена применению приемов мнемотехники для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В ней рассматриваются основные техники, которые помогают детям визуализировать и структурировать свой пересказ, развивая их речевые навыки и когнитивные способности. Приведены пошаговые инструкции по реализации каждой техники в образовательном процессе. Статья подчеркивает важность использования играющих и творческих подходов в обучении, что способствует не только улучшению речевой активности, но и повышению интереса к обучению у дошкольников.


 

Введение

В современном мире развитие речи у детей, особенно в старшем дошкольном возрасте, играет ключевую роль в их подготовке к школе и общему психолого-педагогическому развитию. Одной из важных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является формирование у детей способностей к связной речи, логическому мышлению и памяти. В этом контексте мнемотехника зарекомендовала себя как эффективный инструмент, способствующий улучшению запоминания и овладению языковыми навыками. Мнемотехника помогает не только улучшить память, но и развить творческое мышление, что актуально для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она позволяет решать такие проблемы, как низкий уровень языковой активности, трудности с пересказом и воспроизведением информации, а также недостаток фантазии и образного мышления.


 

Задачи

Развитие связанной речи: Создание условий для формирования у детей навыков построения логической и последовательной речи.

Улучшение памяти: Поддержка процесса запоминания информации с помощью визуальных и ассоциативных методов.

Стимуляция творческого мышления: Развитие воображения и креативного подхода к решению задач.

Поддержка самостоятельности: Привлечение детей к самостоятельной работе с материалом, что способствует уверенности в своих силах.


 

Этапы работы с мнемокарточками

Подготовительный этап: Выбор тем, создание карточек с изображениями и текстами, соответствующими возрастным особенностям детей.

Введение в тему: Объяснение детям значения и назначения мнемокарточек, демонстрация обработки информации с их помощью.

Активная работа: Игры и упражнения с карточками, дающие возможность детям самостоятельно составлять предложения и истории.

Закрепление знаний: Пересказ историй, создание новых карточек и их обсуждение, что позволяет закрепить полученные знания и навыки.


 

Способы использования

Игра на запоминание: Использование карточек в качестве игрового материала, где дети должны запомнить и отделить карточки по темам, цветам или размерам.

Составление историй: Дети могут по очереди вытаскивать карточки и на основе изображенного на них рассказывать историю. Это развивает их речь и воображение.

Командные игры: В группах дети могут работать над созданием общей истории, используя карточки, что помогает развивать навыки взаимодействия и коммуникации.


 

Задания, которые можно предложить детям

Задачи на ассоциации: Попросить детей сопоставить карточки с другими на основе тематики (например, кот – молоко, собака – поводок).

Пересказ по карточкам: Дети слушают короткую историю, а затем по карточкам пересказывают её, заполняя пробелы.

Картинки и слова: Предложить детям составить предложения на основе изображений, используя карточки с написанными словами.


 

Мнемотехника предоставляет разнообразные методы для развития связной речи у дошкольников. Эти приемы можно адаптировать под разные возрастные группы, учитывая их когнитивные и речевые способности. Рассмотрим основные приемы для детей старшего и среднего дошкольного возраста более подробно.

Для детей старшего дошкольного возраста используются следующие способы работы с мнемотехникой:


 

1. Работа с мнемоквадратами

Этапы:

Подготовка: Выбираем тему – это может быть знакомая детям сказка или рассказ.

Создание квадрата: Рисуем квадрат, который делится на несколько частей (обычно 4-6), каждая из которых содержит ключевое слово или фразу, связанное с темой.

Обсуждение: Дети по очереди делятся, что они видят и как это связано с темой, формируя предложения.

Пересказ: Дети используют свои мнемоквадраты для пересказа истории с опорой на ключевые слова.


 

2. Работа с мнемодорожками

Этапы:

Создание дорожки: Рисуем путь с определенными этапами, где каждое "перекресток" – это момент или событие в рассказе.

Идентификация событий: Дети обозначают каждую остановку короткими предложениями, описывающими, что происходит в этой части рассказа.

Тренинг пересказа: Используя дорожки, дети пересказывают свою историю, переходя от одной остановки к другой.


 

3. Работа с мнемотаблицами

Этапы:

Составление таблицы: Разделяем таблицу на столбцы с различными аспектами (персонажи, места, события).

Заполнение таблицы: Дети по очереди добавляют информацию, обсуждая каждый элемент.

Создание рассказа: На основе таблицы дети составляют связный рассказ, используя все собранные элементы.


 

4. Составление коллажей

Этапы:

Сбор материалов: Подбираем картинки, рисунки и другие материалы, которые будут связаны с темой.

Создание коллажа: Дети вместе создают коллаж, обсуждая, что они вклеивают и почему это важно для истории.

Рассказы о коллаже: Дети представляют свои коллажи группе, развивая связную речь и описывая, что они создали и почему.


 

5. Составление загадок

Этапы:

Формирование загадки: Дети придумывают загадки на основе знакомых предметов или животных.

Обсуждение: Делятся своими загадками с другими и объясняют логику их построения.

Создание рассказа: На основе загадок создаются небольшие рассказы, где каждая загадка является элементом сюжета.


 

6. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.

Вариант 1

Этапы:

Выбор картины: Выбираем яркую, интересную картину.

Обсуждение элементов: С помощью мнемотаблиц дети описывают элементы на картине, формируя предложения.

Создание рассказа: На основе обсуждения дети сочиняют связный рассказ о том, что изображено на картине.

Вариант 2.

Этапы:

Выбор темы: Определяем тему, к примеру, «Животное Африки».

Сбор информации: Дети по очереди делятся тем, что они знают о определенном животном, используя простые предложения, после чего подбираются подходящие карточки.

Состыковка информации: Помогаем детям соединить все предложения воспитанников в единое связное описание с опорой на мнемокарточки.


 

7. Составление творческих рассказов с использованием мнемотаблиц

Вариант 1.

Этапы:

Создание таблицы элементов: В таблице могут быть слова, связанные с темой для создания рассказа.

Генерация идей: Дети в группе обсуждают, какие события могут произойти с этими элементами.

Составление рассказа: Дети применяют мемуары для создания своих уникальных историй.

Вариант 2.

Этапы:

Выбор подходящих карточек: Каждый ребенок выбирает понравившиеся карточки с картинками, которые будут использовать в своих рассказах.

Группировка идей: Обсуждаем идеи, которые могут быть связаны с карточками.

Составление рассказа: Дети создают короткий рассказ, используя все карточки как сюжетные элементы.


 

8. Словестное творчество детей с помощью приема «Синквейн»

Этапы:

Обучение структуре синквейна: Объясняем детям, что синквейн состоит из пяти строк, каждая из которых выполняет свою функцию.

Создание синквейна по теме: Дети выбирают тему и составляют синквейн, используя простые слова и фразы.

Обсуждение результатов: Каждое произведение звучит в группе, что способствует развитию уверенности и навыков связной речи.


 

Взаимодействие с родителями

Значение участия родителей в процессе развития речи детей нельзя недооценивать. Важно организовать совместную деятельность, предлагая родителям следующие рекомендации:

Совместная работа с карточками:

Обучить родителей методам использования мнемокарточек для работы дома.

Регулярные совместные занятия: Проведение мастер-классов для родителей, где они смогут увидеть, как их дети работают с мнемотехникой на занятиях.

Обсуждение успехов: Организация родительских собраний, где обсуждается прогресс детей, что помогает родителям быть вовлеченными в процесс обучения и контролировать развитие своей ребенку.


 

Вывод

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет значительно улучшить параллельные навыки, такие как связанная речь, логическое и креативное мышление. Комплексный подход, включающий этапы работы, разнообразные способы использования и активное сотрудничество с родителями, создает условия для гармоничного развития личности ребёнка. Мнемотехника становится ценным ресурсом в формировании основ языкового развития, закладывая фундамент для успешной учебной деятельности в будущем.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Мне не хватило фото карточек как визуального сопровождения вариантов работы с ними.

19 September

Похожие публикации