12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ершова Надежда Алексеевна2702
Россия, Тюменская обл., Тюмень

Ершова Н.А., учитель географии

МАОУ «Московская СОШ» Тюменская область

Статья на тему «Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей
из личного опыта Ершовой Н.А

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди.
 Из них на первом месте — родители и педагоги»

А. С. Макаренко

Сегодня одним из наиболее важных направлений теории и практики воспитания является взаимодействие педагогов с родителями учащихся. Оно имеет большое значение для учащихся образовательных учреждений. Ведь именно в подростковом возрасте у человека осуществляется переход к самосознанию, формируются собственные ценности, нравственное поведение, суждения, освоение моральных норм. К любому подростку педагог должен найти свой подход, поскольку только так можно сформировать нравственное развитие отдельно взятой личности и правильное отношение подростка к окружающей действительности.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

Для реализации поставленной цели, я использую как коллективные, групповые формы работы с родителями, так и индивидуальные (рис.1).

image-20210511123511-6.jpeg

Рис. 1. Формы взаимодействия педагогов с родителями обучающихся.

Конечно же, без исключения, можно выделить одну из самых распространенных форм работы с родителями— это родительское собрание. В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний. Например, организационные, тематические собрания-консультации, круглый стол и совместные собрания с детьми. Как правило, для детей одного возраста характерны одинаковые проблемы, поэтому обычное тематическое собрание можно с легкостью превратить в круглый стол или конференцию.

На родительских собраниях стараюсь придерживаться нескольких основных правил: не стремиться отстаивать свою точку зрения; обсуждать проблемы классного коллектива, а не личность конкретного ребенка и обязательно поблагодарить всех, кто смог найти время и прийти.

В нашей школе практикуется еще одна из универсальных форм взаимодействия с родителями— родительский всеобуч. Здесь обсуждают актуальные вопросы школьной жизни, а также приглашают специалистов: работников правоохранительных органов, членов администрации ОУ, общественных организаций.

Традиционно, каждый год в день рождения школы, проводятся дни открытых дверей. В коридорах устанавливают информационные стенды, где в этот день можно посетить уроки, задать интересующие вопросы педагогам или администрации школы, а также пообщаться с другими родителями и обменяться опытом. Все желающие могут оценить столовую или спортивный зал.

Коллективные творческие дела. Большое внимание уделяется внеурочной деятельности и внеклассным общешкольным мероприятиям, в которых родители, как правило, принимают активно участие. Например, в рамках открытия фестиваля «Золотая осень» в учащиеся начальных классов разыгрывали сказки совместно с родителями, создавали яркие афиши и пели песни из известных сказок. Ученики постарше исследовали свойства воды и представляли экологические проекты «Вторая жизнь вещей» (рис.2, рис.3). Мероприятием остались довольны и дети, так и родители.

image-20210511123511-7.jpeg

Рис.2 Работа учащихся и родителей 6 «Б» класса

image-20210511123511-8.jpeg

Рис.3 Работа учащихся и родителей 6 «Б» класса

В нашей школе практикуются совместные экскурсии с родителями и педагогами. Проведение вместе выходных как нельзя лучше сплачивают детей, педагогов и родителей в их совместной деятельности.  Экскурсии - это те же уроки, но уроки на природе или в музее, на выставке и так далее, то есть в иной внешней обстановке.

К сожалению, в связи с введенными ограничительными мерами, количество экскурсий уменьшилось. Но, несмотря на это, совсем недавно мы побывали в трехдневной экскурсии по «Императорскому маршруту» из г. Тюмени в г. Тобольск (рис.4, рис.5).

image-20210511123511-9.jpeg

Рис.4. Культурно-просветительский тур «Императорский маршрут»

image-20210511123511-10.jpeg

Рис.5. Культурно-просветительский тур «Императорский маршрут»

Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагога и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. Согласно ФГОС, можно выделить несколько основных индивидуальных форм взаимодействия учителя и родителей: индивидуальные консультации педагога (педагога-психолога); телефонные разговоры или переписку (Веб-образование 72), приглашение родителей в школу, посещение на дому.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе или коллективе значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Достигнутая в результате индивидуальной работы высокая включенность родителей в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться и настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей.

Для обновления социального паспорта учащихся, для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения в работе я часто использую анкетирования или диагностики.  Заполненные анкеты хранятся в плане воспитательной работы. Особенно актуальная эта форма работы в начале учебного года.

Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений или портфолио.

Индивидуальные консультации (беседы). Это одна из самых распространенных и эффективных форм работы классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, для преодоления боязни разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке я выясняю необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств, членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.

В ходе работы я часто использую телефонные разговоры, переписки в электронном журнале или мессенджерах с родителями. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, в связи со своей загруженностью. Также эта форма работы удобна для информирования об объявлениях, мероприятий, фотографий детей.

Приглашение в школу.  Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия класса или отдельного ребенка в театральной постановке, надо помочь ребятам изготовить костюмы или декорации. На практике стараюсь приглашать родителей в школу для помощи, а не, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.

Такую форму работы, как посещение семьи на дому, я использую редко, при острой необходимости, применительно к тем, кто в этом нуждается. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. Посещая учащихся на дому, выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания, об успехах ребенка вне учебного заведения. Меня интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Подводя итоги, можно сказать, что работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Здесь важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас, учителей, поддержка, помощь и просто добрый совет.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира» А. С. Макаренко


Список используемых источников:

  1. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. 1986. С. 57-58
    https://apni.ru/article/456-vzaimodejstvie-pedagogov-s-roditelyami-uch
  2. Волкова О.В. «Совершенствование работы с родителями во внеурочной деятельности и в условиях модернизации образовательного процесса»
    https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sovershenstvovanie_raboti_s_roditelyami_vo_vneurochno_203554.html 
  3. Калашникова Л.Б. «Формы индивидуальной работы с родителями»
    https://infourok.ru/formi-individualnoy-raboti-s-roditelyami-3275545.html
  4. Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования
    https://krippo.ru/biblioteka/563
  5. Центр развития образования. Формы работы с родителями в рамках реализации ФГОС
    http://cro.berdsk-edu.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/50-metodicheskaya-kopilka/fgos-noo/166-formy-raboty-s-roditelyami-v-ramkakh-realizatsii-fgos
  6. Шибаева Н.А. «Взаимодействие семьи и школы»
    https://ustschool.edusite.ru/p46aa1/p12aa1.html#:~:text=%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%D0%BC,%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8%2C%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0
  7. Шаблон дорожной карты
    https://templates.office.com/en-us/product-roadmap-infographics-poster-tm00954201
    ​​​​​​​
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Надежда, 11.07.21 в 22:18 1Ответить Пожаловаться
Спасибо. Заинтересовала схема.
Ершова Надежда Алексеевна, 15.07.21 в 11:25 1Ответить Пожаловаться
Благодарю! Эта схема называется дорожная карта. В интернете много примеров и шаблонов в открытом доступе
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.