Статья на тему: Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО КОНТАКТА ПЕДАГОГА С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
ПОДГОТОВИЛА:
Дубровина Юлия Олеговна
Учитель начальных классов
Г. Ярославль
«Есть три ошибки в общении людей:
первая — это желание говорить прежде, чем нужно;
вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно;
третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем».
Конфуций
(Древний мыслитель и философ)
Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют устанавливать контакт, взаимодействовать [2]. Для педагога умение сочетать решение рабочих задач в процессе профессионального общения и вне формальной обстановки – один из самых эффективных способов достичь успеха. Дополнительное время, затраченное на неофициальное общение, гораздо активнее стимулируют результаты взаимоотношений, чем короткие встречи в стенах учебного заведения или в спешке текущих дел. Вслушиваться и выслушивать – не одно и то же. Умение хорошо слушать – это важнейший фактор эффективного общения. Этому важно и нужно учиться [1].
Педагогическое общение и есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и ученика. В работе педагога, общение является основным параметром, влияющим на весь процесс обучения и воспитания, поскольку сами цели и задачи обучения реализуются в процессе взаимодействия учителя с учащимися. Основой общения, прежде всего, является гуманное отношение к детям. Так или иначе, другие формы взаимодействия обеспечивают восприятие и усвоение материала учащимися.
Одной из важнейших составляющих общей культуры педагога служит культура общения. Для продуктивной коммуникативной деятельности, учитель должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия.
Анализировать педагогическое общение следует с разных сторон, так как это явление многогранное. Полноценное педагогическое общение является не только разносторонним, но и многофункциональным. Оно обеспечивает обмен информацией и сопереживанием, познанием личности и самоутверждением, продуктивной организацией взаимодействия. Ориентация на многофункциональность общения позволяет учителю организовать взаимодействие на уроке и вне его как целостный процесс: не ограничиваться планированием только информационной функции, а создавать условия для обмена отношениями, переживаниями, а также помогать каждому школьнику «достойно самоутвердиться в коллективе», обеспечивая сотрудничество и сотворчество в классе [3,4].
Связь педагога с учащимися является специфической, потому, что они выступают в различных позициях: учитель организует взаимодействие, а ученик воспринимает его и включается в работу, то есть в контакт. Каждый из нас постоянно становится участником этого процесса (контакта). Он обеспечивает индивидуальное выживание человека и его взаимодействие с окружающими. Большинство людей слушать не любят и не умеют. Типичной является ситуация, когда люди слышат, что говорит собеседник, но не слушают его, думая о своем, занимаясь своими делами или размышляя только о своей позиции. Также могут начать перебивать собеседника, стремясь сообщить что-то более важное и интересное.
Коммуникация сложный, многогранный процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания. Следовательно, мы можем сделать вывод, что коммуникация – процесс обмена информацией между людьми [5].
Коммуникативные умения педагога следует рассматривать как условие его педагогической деятельности, которая является разнообразным процессом общения педагога с учащимися, родителями, коллегами по работе, с администрацией школы и представителями различных общественных организаций, то есть со всеми субъектами образовательного процесса. Различные взаимовлияния коммуникации субъектов мы можем наблюдать на схеме. Модель взаимодействия субъектов образования составлена треугольной пирамидой. Основные субъекты образовательного процесса: ученик, родитель, учитель и администрация ОУ. Они объединены информационными потоками (звеньями) образовательного процесса, взаимодействуя друг с другом. Каждый из них вносит в образовательный процесс свой труд, различающийся уровнем принимаемых решений, а также весом непосредственного участия в этом процессе. Из схемы видно, что информационное взаимодействие субъектов образования может осуществляться как напрямую, так и с использованием ресурсов сервера. Если убрать хоть один сервер (звено), то образовательный и коммуникационный процессы будут нарушены [7].
Схема информационных потоков между субъектами образовательного процесса
Профессиональное педагогическое общение на уровне мастерства обеспечивает трансляцию ученикам человеческой культуры, формирование собственного достоинства, помогает усвоению знаний, способствует становлению ценностных ориентаций. Педагог, как специалист своего дела, может устанавливать взаимодействие с помощью разных средств общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение – это словесное общение, смысл которого не меняется, независимо от того, разговаривают собеседники устно или обмениваются текстовыми сообщениями. А невербальное общение – это передача информации с помощью жестов, мимики, взгляда, смена поз, интонации или манеры речи, тембра голоса или определенные демонстративные действия. Но, даже владея распространёнными средствами общения, педагог не застрахован от возникающих причин, препятствующих установлению нормального педагогического общения между учителем и учеником:
Педагог не принимает в расчёт индивидуальные особенности учащегося, такие как стеснительность, особенности речи, темп умственной деятельности, скорость письма и множество другое.
Учитель высокомерен, унижает учащихся и их человеческое достоинство, не видит в воспитаннике «живую душу», общение которой очень важно. Учителя, которые знают, как установить контакт, умеют промолчать, где это необходимо, выслушать в нужный момент и поделиться советом.
Ученик по каким-то причинам сознательно не хочет принимать требования учителя. Непонимание с обеих сторон возникает, когда учитель, например, не захотел или не сумел объяснить своему слушателю, где и когда ему могут пригодиться те знания, которые он здесь и сейчас им преподносит.
У учителя могут наблюдаться дефекты речи, особенно при объяснении нового материала. Дети могут него – то не понять, смеяться, шутить и говорить неприятные вещи в сторону учителя, задевая его личность. От этого учитель погружается в себя, замыкается и перестаёт общаться.
Личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).
Ещё одна главная и важная причина неудачи – учитель кричит, не выслушав ребёнка до конца; придирается, стараясь наказать за каждый проступок; неуважительно относится к ученику [6].
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Обучающиеся, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, то есть его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать и быть искренним, незлопамятным. Поэтому, как не странно, но самые активные ученики – это дети начальной школы. У них наблюдаются доверительные отношения с классными руководителями: ученики рассказывают учителю о событиях в семье, об обидах, огорчениях и радостях, прочитанных книгах и секретах. Такое общение помогает учителю усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, предугадать срывы в его поведении, наладить контакт с родителями. А вот в средней школе характер общения меняется. Ученик включается в отношения с несколькими учителями – предметниками, которые мало знают его, и общение с ним зависит от многого, например, от успехов ученика по предмету или в поведении на уроке.
Многие задаются вопросом, по каким признакам мы судим о профессионализме учителя в общении? Поразмыслив, можно сказать, что профессионализм педагогического общения зависит от высокого уровня коммуникативной культуры учителя. Её формирование является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания. Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная задача коммуникации. Коммуникативная культура как важнейшая составляющая педагогической компетентности, обеспечивает педагогу успешность в его профессиональной деятельности, во многом способствуя не только передаче информации, но и созданию благоприятной психологической атмосферы, налаживанию отношений с коллегами или друзьями. Она может быть представлена как активность педагога, направлена на других людей и, прежде всего, на учащихся, их чувства, поступки и мотивы. Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к установлению контакта с людьми. Овладеть коммуникативной культурой (техникой общения) можно с помощью специальных упражнений. Наиболее эффективны упражнения, составляющие часть коммуникативного тренинга педагога.
Советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев писал, что «проблема обучения – это, прежде всего, проблема психологии общения. Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех учащихся класса и в то же время как бы адресовалось каждому ученику отдельно, хоть и сложно, но возможно» [7,8].
Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него выразительной речи, жестов, мимики, внешнего облика, умения понять состояние ученика, установить с ним контакт, составить его адекватный образ. Существуют коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения. К ним относятся: ценностные ориентации, приёмы воздействия на другого человека, проявляющиеся в отношении к людям, создание рабочего творческого самочувствия, характеристика речи, такие как, четкая дикция, выразительность, а также личностные особенности: общительность, открытость, умение слушать и чувствовать людей.
Особую роль в общении учителя с учениками имеет преподаваемый учителем учебный предмет. Нельзя забывать, что урок – это деловое общение учителя с классом как с коллективом. Для формирования устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету, учителю необходимо:
Уделять внимание, прежде всего, качеству подготовки к уроку и методике преподавания.
Учитель должен уметь поддерживать темп урока, разбивать урок на части, поскольку через 7-10 минут внимание любой аудитории обычно снижается.
Не должно быть никакой вялости и тягучести.
Учителю необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить и оценить.
Осуществлять рабочий порядок и дисциплину на уроке [8,9].
Следовательно, учитель должен уметь пользоваться приёмами, способствующими достижению высокого уровня коммуникативной культуры, а именно:
Встать на позицию другого человека в общении, проявить интерес к его личности.
Уметь выслушать и принять во внимание взгляды других учащихся, справляться с разными мнениями и конфликтами, а также дискутировать и защищать свою точку зрения.
Не бояться выступить на публике.
Владеть средствами невербального общения (мимика, жесты).
Понимать в нужное время точку зрения ученика.
Создавать обстановку доверия, терпимости к другому человеку разными ролями как средство предупреждения конфликтов в общении.
Быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним.
Поддерживать равное отношение ко всем детям.
Относиться с юмором к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке.
Воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у учащегося желаемого качества, а также не бояться обратной связи от учеников.
Применять грамотное построение фраз, придать речи стройный, осмысленный характер, понятность.
Уметь рассказать просто о сложном материале, сделать его более доходчивым.
Использовать выразительность, интонацию, дикцию и многое другое.
Грамотное произнесение слов из обыденной речи.
Применение естественности и простоты обращения к ученику.
Соблюдать этические нормы общения во взаимодействии с детьми.
Построить личностное развитие и самореализацию.
Для педагогов очень важно уметь наладить позитивное взаимодействие не только с учеником, но и с родителями. В таком общении существуют свои закономерности. К сожалению, этому аспекту коммуникативной деятельности учителя, психологи почти не уделяют внимания. Позитивный и доброжелательный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа учителей с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение к школе в целом. Доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем хорошо проведенное мероприятие. Учитель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, их настроение. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение учителя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации. Поэтому, эффективнее будет создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семье в сложной педагогической ситуации и в этом учителю поможет его коммуникативная культура.
В заключении хочется отметить, что коммуникативная культура является важным условием формирования, развития и реализации профессиональной компетентности педагога и занимает центральное место в общей и профессиональной культуре, а её целенаправленное формирование является приоритетным направлением личностного развития в профессиональной подготовке учителя. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Важную роль играют психолого – педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия. Общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе [10].
Таким образом, показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально – психологический климат в классе. Необходимо подчеркнуть, что общение педагога с ребёнком – это категория социальная и нравственная. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Это общение складывается на основе высоких профессионально – этических установок, а также на отношении к педагогической деятельности в целом. Овладение основами педагогического общения – это творческая задача учителя. Он должен решать её, находя свой индивидуальный стиль общения. Повседневный контакт с учителем можно рассматривать как естественный тренинг, в процессе которого у учащихся формируются определённые коммуникативные умения и навыки. Именно поэтому речевое поведение учителя как руководителя педагогического общения призвано быть «эталоном» [11]. Ведь как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения» [6].
Список литературы и источники:
Кан-Калик В.А. Учитель в педагогическом общении. - М., 1987
Мудрих А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.
Педагогическое мастерство: Учебник /И.А. Зязюн, Л.В. Крамущенко, И.Ф. Кривонос и др..; Высшая школа, 1997.
https://lektsii.org/10-60860.html
https://infourok.ru/statya-na-temu-kommunikativnaya-kultura-pedagoga-3795776.html
https://aforisimo.ru/pro-obshenie/
https://studfile.net/preview/5764775/
https://dshi13.krn.muzkult.ru/media/2018/08/08/1228597201/Churakova_R.G._Pedagogicheskoe_obshhenie.pdf
https://ds191.centerstart.ru/sites/ds191.centerstart.ru/files/archive/методические%20рекомендации(1).pdf
https://forpsy.ru/works/osobennosti-pedagogicheskogo-obscheniya/
https://rubinstein.music.mos.ru/upload/medialibrary/b4a/_-_._._-_-_-_.pdf
Трефилова Раиса Поликарповна
Дубровина Юлия Олеговна
Трефилова Раиса Поликарповна