12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондратюк Надежда Николаевна1070
Россия, Ростовская обл., Донецк

Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса

Ключевые слова: эффективная коммуникация, доброжелательность, сотрудничество, анализ, педагог, родители, ученик, собеседник

Деятельность педагога включает в себя взаимодействие учителей, учеников и родителей. Особенности такого взаимодействия влияют на учебный процесс, определяют его успешность. Общение учителей и родителей наполнено особенностями, проявляющихся в разном взгляде на ситуацию, однако только при налаженной коммуникации достигается главная цель образования  - развитие и воспитание всесторонне развитой  личности ребенка, готовой к самостоятельной жизни.

Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения  учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети. Для практикующего учителя не секрет, что часто приходится работать с детьми, чтобы пересмотреть их жизненный уклад, научить самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения. Это, в основном, происходит при работе с «трудными» семьями, где ребёнок с детства воспринимает объективно неблагоприятную среду как естественную. Поэтому, для создания успешной среды для осуществления разностороннего педагогического воздействия необходимы три составляющие: ребенок, учитель и родитель.

t1640201243aa.jpg

Ребёнок, учитель и родители. Кто с кем должен быть? Или кто против кого? Именно так родители часто рассматривают свои отношения с учителем, забывая, что они должны быть, по крайней мере, союзниками (а лучше всего, партнерами), и что у них есть общая цель - обучить и воспитать ребенка. Следовательно, ребёнок объединяет треугольник образовательных взаимоотношений в данной локализации и занимает вершину этой фигуры, а родители с учителями представляются как места у основания данной модели. Данная конструкция должна быть максимально прочной и устойчивой, её не должно «косить» в какую-либо сторону. Поэтому правильно выстроенные отношения между родителями и педагогами — это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.

Взаимодействия педагога с родителями - это установка на эффективное общение и конструктивное сотрудничество.    

Основная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократический стиль отношений.

Налаживание контакта и активное взаимодействие упомянутых субъектов образовательного процесса – это гораздо больше, чем просто обмен информацией.  Речь идет о понимании эмоций и намерений, стоящих за словами. Помимо способности четко передать сообщение, учителю необходимо выслушать родителя и создать ощущение понимания и заинтересованности, его педагог активно выбирает пути и способы помощи родителям и их ребёнку.

Сотрудничество и предполагает нахождение взрослых «на стороне» ребенка. А вот родителю увидеть союзника в учителе, а учителю - в родителе помогут правила эффективной коммуникации.  

К сожалению, бывают случаи, когда учитель и родители не находят общий язык, что может вызвать гласный или же негласный конфликт, стойкую неприязнь. Всем известно, что дети очень остро чувствуют и воспринимают эмоциональное напряжение, которое чувствуется между взрослыми, что, в свою очередь, негативно влияет на учебный процесс.

Доброжелательная атмосфера в отношениях учителя и родителей школьников обеспечивается вышеупомянутой эффективной коммуникацией. Хорошо, когда обе стороны могут выразить мнение и понять позицию друг друга. Мирное и конструктивное решение неотложных вопросов – вот к чему нужно стремиться, обезопасив ребёнка от негативных импульсов. Конечно, педагоги не должны показывать свои чувства, чаще негативные, перед детьми во избежание неловких ситуаций, однако родители могут не сдерживаться в быту, ребёнок также может быть настроен впоследствии на учителя, что прибавит проблем в коммуникации педагога и ребёнка.

Что же лежит в основе эффективной работы механизма обучения? Доброжелательное общение, беседа, во время которой все участники свободно выражают мысли, прислушиваются к позиции другой стороны, а также находят пути конструктивного решения обсуждаемого вопроса.

Рассмотрим основные правила успешной коммуникации между индивидуальными субъектами образовательных отношений:

Желание и способность к общению – основное профессиональное качество учителя.

Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И неважно, кто именно выступает в качестве собеседника – школьник или его родители. Во всех этих ситуациях должны проявляться соответствующие, объективно подходящие личностные и профессиональные качества.

Привлекать к сотрудничеству.

Построенные отношения педагога с родителями должны мотивировать последних показать себя с хорошей стороны, вызвать желание и доверие во взаимодействии. Родители должны понимать и видеть помощь, уверенность в том, что упомянутые "взрослые помощники" на одной стороне, которые совместно достигают общей цели, заключающейся в воспитании, обучении и развитии ребёнка. Зачастую как учителя, так и родители изначально готовят себя к неприятному разговору, настраивают на негативные эмоции - всеми давно известная картина. Доброжелательность и открытость - залог грамотного построения совместной работы.

Учитель и родитель - равны.

Не стоит переоценивать или недооценивать друг друга.  Задача учителя - продемонстрировать и различными способами (использование различных брошюр, так называемых помощников, с целью подсказать, настроить на нужный, правильный лад, грамотно подобранных слов, помогающих обозначить проблему на "бытовом" уровне, непрофессиональном) указать, напомнить за "статус" родителей в "построении" ученика в таком образе, какой мы представляем, упоминая данное понятие.

Покажите родителям важность ребенка для вас.

Убедите родителей, что их ребёнок очень важен для вас и что вы стараетесь для него, его будущего, которое, кстати, скажется и на будущей жизни родителей (не забываем про связи, нынешнее положение дел, экономики и т.д. - родители не хотят угнетающего будущего, именно поэтому в процессе обучения активно идёт работа по формированию у детей активного взгляда на жизнь, активно выдвигается позиция образования в деятельности людей всех возрастов, которое на школе не заканчивается и открывает двери в желанную всеми жизнь по мере усвоения получаемых знаний).

Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его. Напомним о понятии "педагогический оптимизм", который должен лежать в основе взгляде и построении мыслей каждого педагога - хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе или двоечнике. Задача педагога - направить и обогатить ученика знаниями и привить данный оптимизм и родителям, научить им пользоваться.

Когда отец или мать видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной.

Не стоит забывать, что существуют разные типы родителей. Далеко не все, будем честны, могут пойти на контакт первыми или увидеть проблему, которую обнаружит педагог. Так как учитель не располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также потому, что ему приходится налаживать  контакты с разными родителями. Поэтому педагогам следует помнить некоторые правила эффективного взаимодействия с родителями учащихся:

·         родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет;

·         стремитесь наладить деловые связи с родителями;

·         активно привлекайте родителей к воспитательной работе с детьми, опирайтесь на их помощь;

·         на родительских собраниях говорите о планах, проблемах всего класса, а не только некоторых детей;

·         будьте открытыми всем, но не вступайте с родителями в панибратские отношения;

·         не старайтесь угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в вас нет принципиальности и твердости характера.

t1640201243ab.jpg


Во время учебного процесса каждому учителю придется общаться с родителями учеников. Пусть встречи будут приятными, а беседы – плодотворными. А атмосфера уважения и понимания поможет ученикам не только успешно учиться, но и эффективно общаться друг с другом и с взрослыми.


Список использованной литературы



Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. - М. - Советская Россия, 1981

2. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 160 с.

3. Щуркова Н.Е. Классное руководство. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

4. Каприлова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М., 1980.

5. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000. - 304 с.

6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. - С. 27.














Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Трефилова Раиса Поликарповна, 28.12.21 в 03:01 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой во Всероссийском дистанционном конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса»! Желаю успехов в наступающем Новом году!
Кондратюк Надежда Николаевна, 01.01.22 в 13:10 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, коллеги! Вас также с Новым годом!!! Пусть он принесёт только хорошее и светлое в Вашу жизнь!!!

Отредактировано 01-01-2022 13:10

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.