Статья на Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Статья на Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Семейкина Альбина Николаевна, преподаватель экономических дисциплин ГБПОУ «Ардатовский аграрный техникум».
Ключевые слова: потребность; мотив; цель; деятельность; профессия.
Введение
Мотивация — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются ввиду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы — это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.
Мотивами или, другими словами, причинами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельности, в данном случае — учиться, — могут быть самыми различными.
Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения.
Мотивация в учебном процессе
Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.
В жизни человека - мотивация играет немаловажную роль. Мотивация учебной деятельности это важный вопрос в формировании личности студента. Отсутствие мотивации влияет на результаты учебы, а так же в более глобальном плане на жизненную установку и дальнейшее формирование личности и стиля жизни.
Одним из факторов - мотивация является, определяющих уникальность человека. Каждый человек определяет свой набор ценностей. Для кого-то - это деньги, для другого - впечатления, для третьего – умение преодолевать препятствия. За формирование личности хороший преподаватель всегда чувствует особую ответственность. Поэтому каждый преподаватель должен постоянно развиваться и мотивировать своих студентов.
Целым комплексом мероприятий в учебном процессе представлена мотивация. Мотив является ключевым понятием в этом направлении – это определенное направление учебной деятельности студента, которая связана с его отношением к предмету. Нужно привлечь как можно больше студентов и просто обучать их по единой схеме, каждый техникум нацелен на то, чтобы заинтересовать их, чтобы они сами желали познавать новое, получать новые знания и навыки.
Интересным делом заниматься гораздо легче и проще давно доказано, чем выполнять какие-либо задания по принуждению. Чтобы мотивировать студентов на своих занятиях в нашем техникуме действует не только единая система мотивации студентов, но еще и каждый преподаватель использует какие- то свои подходы. Мотивация – это процесс двусторонний. Важно то, чтобы студент сам понимал, что от него хотят и к чему это все приведет.
Два основных вида мотивов можно выделить:
1.Внешние мотивы
2. Внутренние мотивы
Внешние мотивы
На студента данная разновидность представлена внешним воздействием, теми условиями, которые создаются для его привлечения в образовательный процесс: рекомендации педагогов, наставления родителей, правила учебного заведения. Это могут быть как простые беседы, уговоры, пожелания, так и ультиматумы, законодательные акты или закрепленные документально правила. Считаю, что иногда мотивирую и родителей, что любому родителю приятно услышать доброе слово о своем сыне или дочери, поэтому в конце семестра обязательно обзваниваю родителей и благодарю за хорошее воспитание их ребенка, родители лучших студентов получают благодарственные письма.
Мотивы и мотивацию если рассматривать, то важно, чтобы студенту нравилось и хотелось учиться, получать новые знания и навыки. Для чего он учится, как пригодятся ему полученные знания в перспективе - для этого достаточно просто понимать.
Могут оказывать различное влияние внутренние и внешние мотивы. Вызывают отвращение к учебе порой принуждение и настояние со стороны родителей. Может заставить студента изучить предмет в то же время натиск преподавателя. Внешним мотивам в последнее время все чаще уделяю внимание, хотя пробуждение внутренних мотивов действует гораздо эффективнее.
В своей деятельности я использую некоторые способы мотивации студентов:
1. Вручение грамот, благодарностей и дипломов
Этот метод мотивации является поощрительным и действует в отношении активных и успешных студентов, которые принимали участие в различных научных мероприятиях: олимпиадах, конференциях и прочих мероприятиях
2.Присуждение стипендий и дополнительных выплат
Люди стали чаще оценивать отношение к себе в «рублевом» эквиваленте. В течение семестра студент старательно и на «отлично» учился, принимал участие в конференциях и семинарах республиканского или международного уровня, то ему полагается повышенная стипендия, а иногда и получение дополнительной «денежной награды». Это тоже мотивация, побуждающая студента учиться.
3. Мотивация от преподавателя
Одну из ведущих ролей играет преподаватель в процессе обучения и его умение заинтересовать студентов. Стараюсь обозначить в начале изучения предмета, что «нельзя» и что «можно», что должен усвоить студент и для чего, как полученные навыки и знания пригодятся ему в жизни, показать ценность учебы и получения специальности. Применяю и личные мотивационные меры: всегда говорю о том, что готова поставить «автоматы» по зачетам и экзаменам, но оговариваю правила их получения. В последнее время в образовательных учреждениях все чаще используются информационно - коммуникационные технологии. Также способствуют развитию мотивации учебной деятельности ИКТ.
4. Взаимоотношения преподавателя и студента
Взаимоотношения педагога и студента могут стать еще одним вариантом мотивации к учебе взаимоотношения педагога и студента. Следует отнести к факторам, снижающим мотивацию студентов к обучению, низкую удовлетворенность индивидуальной помощью и поддержкой студента преподавателем. Формирование теоретической логики изучаемой дисциплины, принятой в развивающем обучении, должно стать нормой на каждом занятии. Выстраивать занятия преподавателям следует так, чтобы у студентов не возникало чувство беспомощности перед учебным материалом.
5. Игры на занятиях
Игра является одним из самых эффективных способов привлечения внимания студентов к предмету. В своей повседневной практике игры и игровые методы используют почти все педагоги. Занятия студентам нравится в форме деловых или ролевых игр. Необходимо не только заинтересовать студента предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.
Заключение
Можно сделать вывод, не так уж сложно чтобы повысить профессиональную мотивацию. Главное – это желание преподавателя.
С различным профессиональным и жизненным опытом студентов сталкиваются преподаватели разных дисциплин в целом с поиском нового подхода к мотивации. Из опыта мотивация позволяет улучшить результаты работы и учебы: чем лучше замотивирован человек, тем лучше результаты его деятельности.
Признаки мотивированности:
-проявление инициативы;
-активность. Попытка повлиять на быстрое завершение дела;
-действует сам, а не ждет, что кто-то сделает за него;
-студент любит свое занятие;
-уверенность. Он горд за взятую на себя ответственность.
Гораздо лучших успехов добиваются в жизни мотивированные студенты, чем живущие без цели. Студенты мотивированные знают, чего хотят получить от жизни, стремятся достичь своей мечты, поэтому по факту живут лучше тех, кто не ставит перед собой жизненных целей. Нужно мотивировать студентов так, чтобы у них не пропало желание двигаться вперед при появлении трудностей. Помочь студенту пробудить все заложенные в нем задатки при помощи мотивации к учебной и внеурочной деятельности, понять и найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать хорошим.
Список источников:
1.АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. – 146 с.
2.Леонтьева, А.М. Мотивация и деятельность / А.М. Леонтьева. – М.: Жизнь, 2020. – 111 с.
3.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с.
4.Родионов М.А., Макаров Ю.А. Психология мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. - Пенза: Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского.- 2004.- 186 с.