Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

8
0
Материал опубликован 21 December 2022 в группе

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью “Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения”

Юркина Людмила Владимировна

учитель русского языка и литературы,

ГОУ РК “РЦО”,

структурное подразделение

Центр дистанционного обучения”

Цель: показать виды и способы формирования и внедрения мотивации на обучение.

Содержание:

1. Введение. Специфика обучения в ГОУ РК “РЦО” “Центр дистанционного обучения”. https://rcoedu.ru/

2. Основная часть. Реализация педагогической модели.

3. Подготовка к индивидуальным занятиям.

4. Приёмы, формы и методы работы.

5. Условия для формирования мотивации.

6. Формирование умения учиться.

7. Приёмы повышения учебной мотивации.

8. Приемы повышения интереса к учебному материалу.

        9. Заключение. Мотивация оказывает  влияние на продуктивность учебного  процесса.

Текст статьи.

Учение , лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждение,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача,

чем приневолить.

К. Д. Ушинский.

1. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов: образовательная система ; образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность; организация образовательного процесса; особенности обучающихся (состояние здоровья, возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка); отношение педагога к ученику; специфика учебного предмета.

  Начиная разговор об учебной мотивации, хочу познакомить со спецификой учебного заведения, в котором преподаю уроки русского языка и литературы.

 Ввиду особенностей здоровья, не все ученики с ОВЗ могут обучаться со своими ровесниками, ходить в школу. В нашем Центре дистанционного обучения (ЦДО) созданы все условия, необходимые для реализации права на получение обязательного общедоступного и бесплатного общего образования, в соответствии с реализуемыми основными образовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования.

 Обучение учащихся осуществляется индивидуально. Многолетний опыт работы с учащимися с ОВЗ и детьми-инвалидами с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), необходимость учета конкретных ограничений обучающегося в отношении его возможностей восприятия, темпа работы, допустимой нагрузки, уровня предметной подготовленности определяет особенности индивидуальных учебных программ и необходимость оптимизации форм представления учебного материала, разработки и создания учебно-образовательной среды, интенсифицирующей процесс обучения. Одним из главных условий успешного обучения является мотивация.

2. Реализация педагогической модели формирования учебной мотивации учащихся в образовательный процесс предопределила совершенствование деятельности учителей: создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность обучающихся, использование на уроках проблемных ситуаций, направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к обучению, создание электронной образовательной среды https://mood.rcoedu.ru/, индивидуальный подход к формированию учебной мотивации. Наиболее значимыми для учащихся являются познавательная, коммуникативная, эмоциональная, мотивация достижения, саморазвития.

3. При подготовке к индивидуальным занятиям учитываются:

-  физические возможности обучающихся,

-  возрастные особенности,

- рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), педагогов-психологов,

- использование форм игрового обучения,

- создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества между учителем и учеником,

- применение поощрения ученика в процессе его обучения, формирования верной самооценки у учащегося,

- трансляция ученику позиции веры учителя в его возможности,

- создание ситуации успеха в процессе обучения.

 На обучении в ЦДО находятся такие категории обучающихся, как: слабослышащие, слепые и слабовидящие, дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети-инвалиды с соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы).

4. В процессе обучения педагогами используются специальные приёмы, формы и методы работы, обеспечивающие не только усвоение рабочей программы, но и имеющие важное значение для повышения мотивации среди учащихся.

Для слабослышащих учащихся:

- наличие визуального контакта, позволяющего детям-инвалидам держать в поле зрения педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию слухозрительно и на слух,  видеть фон за педагогом;

- продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры;

- регулирование уровня шума в помещении;

- наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях;

- увеличение времени на выполнение самостоятельных работ.

Для слепых и слабовидящих учащихся:

- использование приемов алгоритмизации деятельности учащихся;

- использование приемов сочетания зрительной и слуховой информации;

- использование приемов сочетания письменной и устной работы;

- использование приемов снятия зрительной и тактильной утомляемости;

- использование приемов, позволяющих выделить существенные признаки изучаемых предметов и процессов;

- замена демонстрационных показов самостоятельными работами;

- использование приемов конкретизации речи педагога;

- соблюдение регламента зрительных (для слепых учащихся с остаточным зрением) и тактильных нагрузок;

- использование приемов, направленных на снятие зрительного и тактильного напряжения;

- рациональное чередование тактильной нагрузки со слуховым, зрительным (для слепых учащихся с остаточным зрением) восприятием учебного материала;

- соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);

- обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и/или осязания);

- увеличение времени на выполнение самостоятельных работ (в 2 раза) и адаптация (в соответствии с особыми образовательными потребностями детей-инвалидов) текстового и иллюстративного материала;

- доступность образовательной среды посредством использования учебников, дидактического материала и средств наглядности с увеличенным шрифтом;

- использование персональных компьютеров или ноутбуков, оснащенных необходимым для данной категории учащихся специальным программным обеспечением;

- использование специальных тифлотехнических устройств, позволяющих преобразовывать визуальную информацию в речь и в рельефно-точечный шрифт.

Для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- использование наглядных (наблюдение, иллюстрация, демонстрация), практических (упражнение, практическая работа), словесных (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой) и двигательно-кинестетических методов;

- тщательный отбор материала (небольшой по объему, содержащий ограниченное количество новых сведений, достоверные и научно проверенные факты);

- использование оптимального количества заданий с учетом возможностей и потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- постановка четких целей выполняемого задания;

- анализ результатов каждого задания, осмысление причин ошибок и путей их устранения;

- использование персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш), различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты), выносные кнопки, компьютерная программа «виртуальная клавиатура»;

- увеличение времени на выполнение самостоятельных работ.

5. Для формирования мотивации важно обеспечить такие условия, как: включение в учебную программу материал, близкий личному опыту учащихся; удовлетворение познавательных запросов учеников; поощрение за выполнение сложных заданий; развитие активной самооценки своих возможностей; способность к саморазвитию, самосовершенствованию; прививать ответственное отношение к учебе.


Таблица 1.

Способы формирования учебной мотивации на этапах урока.


Название этапов

Мотивы



Этап вызывания исходной мотивации (начальный этап урока).

актуализировать мотивы предыдущих достижений;

пробуждение мотивов относительной неудовлетворённости

усиление мотивов ориентации на предстоящую работу

усиление непроизвольных мотивов удивления, любознательности

Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации

Познавательные мотивы. Вызывать интерес к нескольким способам решения задач

Социальные мотивы. Способы сотрудничества с другим человеком

Чередование разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и лёгкой и т.д)

Этап завершения урока

Указание на слабые места учеников, для формирования у них представления о своих возможностях.

Положительная установка на дальнейшее учение.


Создание благоприятной эмоциональной среды - одно из важнейших условий формирования познавательной мотивации.


Схема 1.

t1671639999aa.png

6. Формирование умения учиться.

1.) Устранять пробелы в знаниях.

2) Расширять запас знаний и развивать знания по всем параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность).

3.) Обучать учащихся в чёткой последовательности выполнять действия по инструкции.

4.) Специально обучать более сложным действиям: умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д.


7. Приёмы повышения учебной мотивации:

Таблица 2.

Название приёма

Форма работы

Отсроченная отгадка”

Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым интересным сюжетом, героем, писателем и т.д.


Прогнозирование”

При сообщении темы урока и его цели - приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ. Или: прочитайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события.


Да-нетка”

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. Например, “Верно ли утверждение, что причастие - это особая форма глагола?”, “Участвовал ли М.Ю. Лермонов в Бородинском сражении?” и т.д. Ученики стараются найти ответ на поставленную проблему, задавая учителю лишь наводящие вопросы.

Образовательная стратегия”

Что ты сделал, чтобы выполнить эту работу на “5”?

Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Автор”

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

Профи”

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Лови ошибку”

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.


Методы развития учебной мотивации: “Ситуация успеха”, “Дидактические игры”, проектная деятельность.

8. Приемы повышения интереса к учебному материалу.

Для любого учащегося важно осознание ситуации успеха. Для появления интереса необходимо понимание нужности и важности данной темы. В этом могут помочь следующие приёмы:

Игровые приемы. Их применение целесообразно, если следует выполнить множество однотипных заданий.

Приемы повторения пройденного на уроке.

На этапе повторения материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Какими приемами этого можно достичь?

Прием «Своя опора». Ученик самостоятельно разрабатывает опорную схему ответа по новому материалу.

Прием «Повторение с расширением». Ученики формулируют ряд вопросов, дающие возможность расширить знания.

Прием «Свои примеры». Учащиеся создают свои примеры к новому материалу.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Ребята составляют тест, кроссворд по изученной теме, а затем обмениваются ими между собой.

В повышении мотивации учащихся важное место занимает участие детей в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах. Необходимо выделять каждый успех ученика. Лишь продуманный подбор методов и приемов, их разумное сочетание, учет методических особенностей использования дадут возможность повысить учебную мотивацию детей.

Метод проектов. Большое значение имеет проектная деятельность, которая развивает навыки самостоятельного выстраивания своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление. Мои ученики ежегодно создают индивидуальные и групповые проекты на определённые темы. Создают видео, презентации.

t1671639999ab.pngt1671639999ac.pngt1671639999ad.png

9. Таким образом, мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Прежде, чем формировать учебную мотивацию учащихся, педагогу необходимо познать её, установить для себя реальность, с которой придётся иметь дело, признать чрезвычайную значимость для продуктивности педагогической деятельности.


Список использованной литературы

1. “Учебная мотивация школьников” (по публикациям А. К. Марковой) https://bstudy.net/640217/psihologiya/uchebnaya_motivatsiya_shkolnikov_publikatsiyam_markovoy#182

2. Учебная мотивация. виды и уровни мотивов учения. связь умственного развития и мотивации к учению https://kupildoma.ru/the-plot-and-garden/educational-motivation-types-and-levels-of-the-motives-of-learningsssss/











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации