12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Евгеньевна Лось534
Россия, Карелия респ., пос. Приречный /дер. Усть-Река /пос. Кривцы

На Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью



«Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

Автор: Лось Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания МКОУ ООШ п. Кривцы Пудожского района Республики Карелия

Аннотация: В данной статье показаны виды мотивации на обучение, некоторые способы формирования и модели внедрения. Представлена взаимосвязь профессиональной компетентности педагога и развитие его личностных качеств с ростом мотивации обучения у школьников. Статья написана на основе личного многолетнего опыта работы учителя истории и обществознания.



Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, профессиональная компетентность педагога, благоприятные условий развития, самосовершенствование.


  Положительное отношение к школе формируется уже в дошкольном детстве. Но с проблемами школьной мотивации учителя сталкиваются в любое время, в любом возрасте учеников и любой школе. Учитель не только обучает детей своему предмету, но и создаёт условия для формирования личности ребенка, обеспечивает его воспитание и социализацию в современном обществе. В советской и российской науке проблемы мотивации изучались и изучаются до сих пор очень активно. Можно сделать вывод, что эта проблема не нова, не смотря на то, что поход к процессу обучения с введением ФГОС изменился.

  Термин «мотивация» представляет широкое понятие. В современной психологии слово «мотивация» используется и как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. (Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004 -№11,с.79).

  Маркова А.К. и другие в книге «Формирование мотивации учения: Книга для учителя» ( М.: Просвещение,1983) рассматривала следующие

Виды мотивов учения

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

- широкие /общие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями: ​​​​​​​интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и прочие.

учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний:

- интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний -

«мотив достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

- широкие / общие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности,

желание хорошо подготовиться к избранной профессии.

- узкие социальные мотивы, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

- «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).

- «престижной мотивации», желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе.

социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, желание общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. (Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.)

3) Третья группа мотивов собственно творческие мотивы ученика (особенно в старших классах школы). Наличие творческих мотивов означает, что ученик не только усваивает те приемы учебной работы и те способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми. Эти творческие мотивы могут воспитываться не только в разных формах внеклассной работы, но и в ходе работы на уроке.

https://pedlib.ru/Books/1/0389/1_0389-10.shtml


 Познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, социальные мотивы помогают стремиться к взаимодействию с обществом, желания быть нужным, быть «на уровне века», запросов времени. Творческие мотивы направляют человека преобразовывать окружающую действительность и себя в ней.

 Сама система мотивов учения сложна и находится в постоянном движении. Опытный педагог может определить, как и почему ребенок ведет себя так или иначе, как его «замотивировать» сегодня на работу на уроке. Существует достаточно разработанная система диагностики учебной мотивации.

 Имея большой опыт работы в школе учителем и социальным педагогом, уверена, что каждый учитель знает свои сильные и слабые стороны, и понимает необходимость в формировании мотивов учения. Для меня это:

Положительное отношение к учителю,

Обращение к семейному опыту ребенка,

Положительные эмоции ребенка на уроке и во внеурочной деятельности.


  С интересным учителем на уроке интересно. Заинтересованный учитель — это мощнейший мотив к изучению его предмета школьниками! (Лось С.Е. Учитель истории в современных условиях малокомплектной малочисленной сельской школы/статья на конкурс Урок РФ.,- 2022г.) Профессиональная компетентность педагога предполагает знание психологии и педагогики, повышение квалификации, самосовершенствование в различных областях, определенный набор личных качеств. ФГОС предполагает совместить деятельностный подход в обучении с соблюдением всех дидактических принципов: сознательности и активности, принципы наглядности, доступности, научности, связи теории с практикой. Интересны и познавательны нестандартные типы уроков: путешествия, дискуссии, проекты, исследования, исторические и обществоведческие загадки, решение задач. Увлекают учеников разного возраста игровые формы работы по предметам. Актуально использование интерактивных тестов, логических заданий, видео- и аудио-задания, где ребенок может действовать сам или в команде с одноклассниками.

  В преподавании истории и обществознания у учителя есть великолепная возможность прямого общения с детьми, уточнения их мнения и взглядов на любые процессы и явления. Здесь в общении и спорах можно без диагностики понять ведущие мотивы их деятельности. Используя свои знания и умение рассказывать, учитель может заинтересовать учеников своими впечатлениями от посещения исторических мест. Умелые вставки о личной жизни исторических личностей делают учителя героем «не нашего времени», и дети смотрят на эпоху иными глазами, становятся соучастниками далеких событий.

 Обязательно при изучении истории и обществознания необходимо обращаться к опыту семьи: исторические и обществоведческие опросники, творческие домашние задания. Семья – это не только одна из сторон образовательного процесса, заинтересованная в будущем своего ребенка. Семья имеет большое влияние на формирование мотивов учения. Воспитательный потенциал, семейная обстановка и исторический опыт семьи необходимо педагогу учитывать в формировании личности ребенка.

 Хорошо, если родители знакомы с учителем не понаслышке, а лично. Нужно обязательно найти возможность и познакомиться с родителями детей класса на мероприятиях школы и класса, собраниях, тематических праздниках, митингах к памятным дням российской истории. Еще лучше, если они учились у него. Они формируют положительный имидж учителя у своего ребенка, доверяют ему, приходят и участвуют в мероприятиях.

 Повезло молодым педагогам – у них, как я называю, «аванс доверия»: дети интуитивно доверяют молодому учителю из-за его близости к нему по возрасту и в то же время понимают, что он имеет багаж знаний и опыт современных знаний. Обычно молодые учителя применяют достаточно уверенно и новые интерактивные технологии и гаджеты. Ребята активно принимают участие в урочной и внеурочной деятельности, организованной молодым специалистом.

 Скаткин М. Н. в книге «Проблемы современной дидактики» (Москва, 1980, с. 67.)отмечал, что «в учебном процессе нередко мало пищи для положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции — скука, страх и так далее». Введение нового подхода к процессу образования призвано изменить эту ситуацию. Видный советский психолог А. Н. Леонтьев считал, что специфика эмоций состоит в том, что «они отражают отношение между мотивами и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов». (Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975, с. 198.)

 Роль эмоций возрастает в случае, если они не только сопровождают учебную познавательную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к погружение в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от учебной деятельности и оказывают на нее свое влияние. Необходимы и положительные, и отрицательные эмоции, например грусть, сопереживание человеку или процессу, переживание за неудачу друга в учении. Я говорю своим ученикам: «Нет проблем, а есть задачи: все преодолеть и достичь результата, который устроит вас лично».

 Большую радость у школьников обычно вызывает новые технологии, игровые и сюрпризные формы, ситуация успеха, созданная на уроке, и их самостоятельность в учебной деятельности, в том числе самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, например, умение без помощи учителя перейти от формулировки учебной задачи к определению учебных действий, затем к приемам проверки выбранного пути решения. При подготовке к уроку необходимо подобрать разные виды учебных заданий, разные формы деятельности, обязательное проговаривание учениками цели, плана действий и результатов работы на уроке. Подобрав различные методы самооценки, ребенок учиться прислушиваться к себе и своим эмоциям на уроке, учиться корректировать свою деятельность и достичь эмоционального благополучия, радости познания. Но, конечно, эффективный урок – это не только технологическая карта и ее реализация. Когда-то В.Ф. Шаталов говорил о том, что ребенку школа должна обязательно приносить радость. Я согласна с ним полностью. У ребенка одно детство и оно должно быть радостным.

  Эмоциональная поддержка учителем и одноклассниками в процессе обучения создает ситуацию успеха, ситуацию уверенности в себе, в формировании личности ребенка и в формировании мотивов деятельности, мотивов учения.


Таким образом:

Мотивация учения – это не просто положительное отношение к обучению.

За отношением ученика к учению у каждого ребенка надо видеть сложное строение его мотивационной сферы и многие входящие в нее смыслы, мотивы, цели, эмоции, интересы.

Учитель может выбрать тот фрагмент мотивационной сферы своих учеников, который нуждается в особом внимании и требует специальной работы. Учитывая это, проблема мотивации учения решается успешно.


Приложение 1

Список рекомендуемой литературы

Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. М., 1973. Вып. 2.

Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М., 1980, с. 182—183.

Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972;

Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990. 192 с

Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. 1986.

Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.

Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.







Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.