Статья «Независимое тестирование — как средство мониторинга качества знаний учащихся и мотивации к изучению иностранного языка»

3
0
Материал опубликован 11 August 2021

Статья «Независимое тестирование – как средство мониторинга качества знаний учащихся и мотивации к изучению иностранного языка»


В современном мире образование все больше рассматривается как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Постоянно изменяющееся образовательное пространство выдвигает каждый раз новые требования к качеству образования.

Понятие «качество образования» включает в себя нормативно-правовые требования к образованию, историко-культурные традиции и теоретико-методологические принципы построения образовательной системы.

Качество образования являет своим результатом конкурентоспособность выпускников образовательного учреждения, высокие достижения в обучении, технологичность и современный уровень организации учебного процесса.  

Сегодня все чаще встречается в оценке качества образования такое понятие, как «мониторинг». В основном мониторинг определяется как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Реализация мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценку, изучение) за объектом. Задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, в широком понимании этого слова, для эффективного функционирования объекта. Причем не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное нежелательное развитие событий. Мониторинг в образовании это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить повышение его качества.

Использование мониторинга в оценке качества образования помогает определить:

решены ли образовательные цели; 

насколько качественно усвоены знания обучающимися;

существуют ли показания для усовершенствования работы педагогов.

Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, многообразие образовательных программ и методик непосредственно влияют на качество подготовки обучающихся. Оценкой качества подготовки школьников служит независимое тестирование (мониторинг качества знаний учащихся).


Тестирование как метод исследования означает «целенаправленное одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса». Интерес к тестированию объясняется тем, что помимо основной функции контроля, оно может служить средством диагностики трудностей языкового материала для учащихся мерой определения эффекта обученности и способом прогнозирования успешности или не успешности обучения.


Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых педагогических методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, принятия эффективных управленческих решений.


Основная роль тестирования (мониторинга) в обучении иностранному языку заключается в тесной взаимосвязи тестирования и учебного процесса и чем теснее такая взаимосвязь, тем эффективнее процесс и качественнее тестирование. Проведение независимого мониторинга качества знаний учащихся, дает возможность получить внешнюю оценку, обеспечивает равенство подходов в оценивании учащихся, сопоставимость результатов.


Тестирование (мониторинг) определяется как подготовленный в соответствии с определенными требованиями стандартов обучения комплекс заданий, прошедший предварительное апробирование с целью определения показателей качества сформированности знаний, умений и навыков по предмету и уровень их владения. Мониторинг позволит выявить у тестируемых степень их языковой (лингвистической) и коммуникативной (речевой) компетенции. Результаты мониторинга (тестирования) определяются по установленным критериям.


Анализ результатов независимого мониторинга качества знаний учащихся позволяет провести сравнение уровня обученности учащихся разных классов по предмету, по профилю обучения, по количеству часов, отведенному в учебном плане на изучение предмета, по используемым в процессе обучения УМК.
Используя результаты
независимого мониторинга качества знаний учащихся можно проследить динамику изменения уровня обученности учащихся конкретному предмету в течение ряда лет. При наличии информации образовательное учреждение может сравнить свои результаты с показателями по району, городу, области, региону и др.


Еще одним параметром анализа качества обученности является соотнесение годовой оценки ученика по предмету, выставляемой учителем, с оценкой независимых экспертов, проводивших и проверявших работы учащихся в рамках независимого тестирования. Так как результаты отдельного ученика оцениваются учителем на фоне результатов класса, естественно, в классе с более сильным подбором учащихся те ученики, что имеют среднюю отметку «удовлетворительно», в классе со слабым подбором будут иметь более высокую оценку их знаний, хотя не приложат к этому усилий, а возможно, снизят свой потенциал.


Анализируя результаты независимого тестирования качества знаний учащихся приходим к следующим выводам:

доступность такого тестирования мотивирует учащихся к изучению иностранного языка, т. к. он позволяет определить уровень владения языковой и коммуникативной компетенции

участие в независимом тестировании позволяет учащимся совершенствовать свои знания и умения как языковые, так и общеучебные

участие в данном проекте развивает навыки самостоятельной деятельности учащихся

независимое тестирование позволяет контролировать процесс обучения и, при необходимости, вносить в этот процесс коррективы.


Проведение независимого тестирования как мониторинга качества знаний учащихся помогает учителям отслеживать уровень языковой и речевой компетенции учащихся, коррекционных стратегий и рефлексии. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу. И учителя школ должны обеспечить целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации