12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пимонова Римма Леонидовна38
Россия, Пермский край, Пермь
2

Статья "Обучение детей планированию своей деятельности".

Обучение детей планированию своей деятельности.


Итак! Осознаём нужность планирования в старшем возрасте.


У старших дошкольников уже есть необходимый запас коли­чественных представлений о продолжительности суток, что спо­собствует освоению ими представлений о числах месяца, днях не­дели, неделе, о месяцах, календарном годе. Как мне представляется, для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть осознана детьми, ее надо представить в виде какой-либо модели.  

Календарь - вполне подходящая для этого модель? Он поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени - месяц.

Со  второй половины средней группы ребяткам  хорошо знакома традиция, как «Утренний круг». И в один из сборов на «утреннем круге» я решила, а почему бы  не попробовать сообща  спланировать деятельность детей на месяц, тем более программа «Радуга» рекомендует это…

Ведь при отсутствии плана действий деятельность детей хаотична, а при наличии такового - жизнедеятельность ребёнка, будет  лишь способствовать формированию положительных ка­честв, таких как: организованность, собранность, целенаправлен­ность и др. Так вот, усевшись поудобней, мы определили какой месяц будет следующим (дети в этом возрасте многие знакомы с последовательностью месяцев), обсудили почему именно так он назван, выделили праздничные дни, выходные, с какого дня недели начинается месяц и дни рождения. Затем дети выбрали ответственного, который пометил все, выделенные нами, дни кружочками, в заранее подготовленном блокнотике «План» подготовленной таблицы.

image-20200202141346-1.jpeg

Далее, якобы случайно я вспоминаю, что некоторые важные дела, на мой взгляд, прошлого месяца у нас не были воплощены в жизнь, дети охотно со мной соглашаются. Таким образом, второй ответственный, который нами был выбран, фиксирует эти мероприятия во втором блокнотике.

Так же, невозможно не учитывать в планировании индивидуальные предпочтения. Их записывает третий ответственный, в третьем блокнотике. Когда вся информация детьми собрана,  я интересуюсь  предпочтениями в планировании мальчиков и девочек и так же делаю пометки в своей записной книжке. Далее учитывая все записи в блокнотиках и моей записной книжке, дети  начинают оформлять карточки для календаря, любым удобным им способом: схемами, рисунками, аппликацией.


image-20200202141346-2.jpeg  

                               image-20200202141346-3.jpeg


Я, как воспитатель, тем временем формулирую для себя цели и задачи главных событий месяца, дополняю идеи детей, продумываю какие материалы и задания нужно подготовить к тем или иным мероприятиям, оцениваю внутренние ресурсы детского сада и группы для выполнения запланированного. Определяю, какая помощь нужна от родителей, договариваюсь о распределении обязанностей.

Многие индивидуальные пожелания, к сожалению, не входят в  план, я это беру «на заметку» и в индивидуальной деятельности в течении месяца, учитываю это.


Вот такой у нас получился календарный план на месяц май 2016 года.


image-20200202141346-4.jpeg

Небольшое примечание к сказанному:  последний день месяца мы решили посвящать планированию и обозначать его в календаре карточкой зелёного цвета с написанными буквами НП, что означает «Наши планы», а так же ещё мы решили  оставлять 2-3 карточки незаполненными для спонтанно возникших дел.

Проанализировав данную форму работы, можно  отметить, что к концу  подготовительной группы дети самостоятельно следят за событиями, отмеченными в календаре месяца. Планируют как самостоятельную работу, так и совместную деятельность на неделю, объединяясь в группы по интересам. Осуществляют свою деятельность на основе плана. В течение дня  неоднократно обращаются к «Календарю месяца» и могут внести коррективы в план. Дети переносят полученный опыт планирования в свою личную жизнь за пределами детского сада (например: у мальчика была возможность не прийти в детский сад, однако,  посмотрев в «Календарь группы», он обратил внимание на то, что в этот день  спортивные соревнования  по футболу и отказался от «выходного», решил идти в детский сад.) Так что вопрос о необходимости планирования в детском саду крайне важен. Ребёнок должен уметь планировать. Умение планировать обеспечивает чувство уверенности, комфорта, так как ребёнок знает, что его ожидает в ближайшем будущем. Кроме того, данное умение развивает память, логику, внимание и аналитические способности.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 02.02.20 в 17:15 0Ответить Пожаловаться
Прекрасный опыт работы! Молодцы! Благодарю за профессионализм!!! Думаю, многие воспитатели возьмут на заметку данный вид деятельности. Действительно, очень важный процесс в формировании личности ребёнка!

Отредактировано 02-02-2020 17:15

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.