Статья «Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной и внеурочной деятельности»
Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной и внеурочной деятельности
Педагог-новатор Сухомлинский В.А. считал, что оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика и что сильным и опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд и труд учеников.
Согласно ФГОС система оценивания в школе должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Самооценка помогает ученикам определить границы своих знаний и своих возможностей, а также помогает осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.
От правильной организации контрольно-оценочной деятельности зависит образовательный результат и успех ученика.
Как раз для формирования самооценки учащихся можно использовать оценочные листы.
Необходимо определить, что же такое оценочный лист.
Оценочный лист – инструмент диагностики. Для учителя- это форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде заранее сформированных критериев. Для ученика - это экспертиза собственной деятельности.
Экспертами установлено, что оценочные листы помогают снизить показатели уровня тревожности ученика в ситуации «предъявления себя» и в отношениях с учителем.
Цель оценочных листов: научить учеников адекватно оценивать себя и других, научить их увидеть динамику собственного развития и успеха в предмете.
Существует алгоритм оценочных листов, то есть они помогают ответить на основные вопросы по теме урока:
1.Каковы была задачи?
2.Удалось получить результаты?
3.Работал с заданиями правильно или с ошибками?
4.Самостоятельно или с чей-то помощью?
5. Какое умение развивалось?
6. Какую себе поставишь отметку?
Ученик вставляет в предложенный текст варианты произвольных ответов применительно к теме урока.
Оценочные листы также можно применять при работе в группе или в паре, можно оценивать свою работу на каждом этапе урока, при работе с проектом.
Ученику оценочный инструмент дает возможность:
-научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;
-фиксировать индивидуальный прогресс в достижении результатов по предмету;
-увидеть проблемы в обучении и планировать собственные действия по коррекции и по решению проблем.
Использование оценочных инструментов позволяет учителю:
-получить информацию о достижениях и проблемах учащихся;
-получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;
-проверить результат, проанализировать процесс деятельности ученика;
-выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность.
Необходимо чтобы школьники умели проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.