Статья по теме «Мой опыт работы по формированию положительного микроклимата в классе»
Статья по теме «Мой опыт работы по формированию
положительного микроклимата в классе»
В процессе своей работы в Центре психолого-педагогической реабилитации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, использую методы, приемы и технологии, позволяющие повлиять на самочувствие, настроение, работоспособность, формирование положительного эмоционального состояния. Все это помогает сформировать положительный микроклимат в классе.
Так, игры-релаксации и релаксационные паузы снижают нервное напряжение, гармонизируют настроение. На занятиях с учащимися и педагогами провожу игры и упражнения «Чувство комфорта», «Черепаха», «Росток», «Контакт с полом», «Муха», «Выше горизонта», «Внутренняя улыбка» и т.д.
Для поддержания положительного эмоционального состояния очень важен позитивный опыт общения. Формирование таких коммуникативных навыков учащихся происходит на тренинговых занятиях. В процессе тренинга происходит гармонизация эмоционально-личностной сферы и формирование позитивной картины мира. На таких занятиях ученики получают личный опыт, который помогает им приспосабливаться к меняющимся условиям социума.
Тренинги с подростками состоят из нескольких этапов. По ходу занятия на начальном этапе основное внимание уделяется навыкам активного слушания, эмоциональной сфере. Участникам тренинга предоставляется возможность проявить разную интонацию, а так же презентовать себя как личность. На следующем этапе участникам предлагается в игровой форме ответить на вопросы о том, как можно находить позитивный смысл в обычных и необычных вещах. Затем с целью снятия мышечного напряжения и восстановления затраченных сил учащихся включают в подвижные игры, помогают осознать свои жизненные ресурсы с помощью ассоциаций, психотехнических приемов и игр-релаксаций. На заключительном этапе тренинга все участники делают выводы, отмечая, насколько улучшилось у них самочувствие и эмоциональный настрой, оценивают свои рассуждения, ассоциации, сравнивают с результатами остальных.
Постоянно создаю условия для эмоционального благополучия (преобладания позитивных эмоций над отрицательными, к доминированию положительного «эмоционального мироощущения»).
Свою работу направляю на сохранение психологического здоровья учащихся, а именно, на мониторинг и развитие следующих особенностей:
1.Личностное развитие (самопринятие, доверие, представление о себе как о сильном человеке, уменьшение роли внешнего давления, принятие будущего, доминирование личностных качеств при восприятии других людей).
Таблица 1
Динамика развития, коррекции и решения личностных проблем воспитанников Центра
Группа (класс) | Доля обучающихся (в %), имеющих положительные результаты в развитии, коррекции и решении личностных проблем | |
2020- 2021 | 2021-2022 | |
Группа №1 | 75% | 78% |
Группа №2 | 75% | 89% |
Группа №3 | 63% | 88% |
Из данной таблицы видно, что доля обучающихся, имеющих положительные результаты в развитии, коррекции и решении личностных проблем в 2021-2022 учебном году увеличилась по сравнению с 2020-2021 учебным годом на 3% в группе №1, на 14% в группе №2, на 25% в группе №3.
Показатель увеличился в 2021-2022 году в среднем на 25%, что может являться показателем эффективной психолого-педагогической деятельности с участниками образовательного процесса.
2. Поддержание активного динамического баланса между организмом и средой в трудных ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности (достижение гармонии внутри человека и гармонии между человеком и окружающей средой).
3.Успешное прохождение возрастного кризиса.
4.Осознанность и осмысленность человеком самого себя, окружения, своего взаимодействия с окружением.
В начале и в конце курса просветительских, развивающих и коррекционных занятий мною проводится психодиагностика с целью определения уровня развития определенного процесса. С помощью методики «Уровень самооценки (Дембо-Рубинштейн)», наблюдений, бесед с обучающимися и педагогами - выявлен низкий уровень самооценки у 20% опрошенных воспитанников, высокий уровень агрессии (опросник Басса-Дарки) у 40%обучающихся. Результаты проведённой повторной диагностики после проведённого цикла коррекционных мероприятий - низкий уровень самооценки у 8%, агрессивность на высоком уровне у 29 % обучающихся. Остальные воспитанники показали умеренный уровень агрессивности и у большинства учащихся (54%) среднюю самооценку. Таким образом, наблюдалась положительная динамика.
Таблица 2
Динамика развития самооценки воспитанников Центра
Низкая самооценка | Сентябрь 2021 | Май 2022 |
20% | 8% |
Таблица 3
Динамика снижения агрессивности воспитанников Центра
Высокий уровень агрессивности | Сентябрь 2021 | Май 2022 |
40 % | 29 % |
Психодиагностическое исследование показывает, что в результате систематической коррекционной работы с воспитанниками, заданной коррекционно-комплексным планом, подростки показывают наличие стабильных положительных результатов в развитии, коррекции и личностном росте. Кроме этого, можно сделать вывод, что обучающиеся при переходе на следующий этап обучения сохраняют приобретенные личностные результаты. При этом стоит учесть ежегодную смену состава воспитанников в класс (группе), за счет перехода подростков из классов дневного обучения в группы профессионального образования и обновление классов за счет новых воспитанников. Выводы делаются на основании диагностики уровня тревожности, агрессивности, враждебности и саморегуляции подростков трех групп в 2021-2022 учебном году.
5.Полнота включенности, переживания и проживания настоящего.
Таблица 4
Снижение тревожности подростков в течение года на 12% - 24% (диагностика по опроснику на основе шкалы Кондаша)
| Повышенный уровень | Средний уровень | Чрезмерное спокойствие | |||
нач.уч.г. | кон.уч.г | нач.уч.г | кон.уч.г | нач.уч.г. | кон.уч.г. | |
Группа №1 | 37,5% | 14% | 50% | 86% | 12,5 | 0% |
Группа №2 | 33% | 11% | 67% | 78% | 0% | 11% |
Группа №3 | 0% | 0% | 88% | 100% | 12% | 0% |
Таблица 5
Снижение уровня агрессивности, негативизма и враждебности воспитанников в течение года на 8% - 73%
(диагностика по опроснику Басса - Дарки)
| Агрессивность | Враждебность | |||||||||||
высок | норм | низку | высок | норм | низк | ||||||||
нач. уч.г | кон уч.г | нач. уч.г | кон уч.г | нач. уч.г | кон уч.г | нач. уч.г | кон уч.г | нач. уч.г. | кон. уч.г. | нач уч.г | кон. уч.г. | ||
Группа №1 | 38% | 14% | 50% | 86% | 13% | 0% | 87% | 14% | 13% | 86% | 0% | 0% | |
Группа №2 | 38% | 22% | 62% | 78% | 0% | 0% | 62% | 33% | 38% | 67% | 0% | 0% | |
Группа №3 | 86% | 50% | 14% | 50% | 0% | 0% | 33% | 25% | 67% | 75% | 0% | 0% |
6.Способность не только выражать себя, но и слушать другого человека, участвовать в сотворчестве с другим человеком.
7.Способность участвовать в контакте, диалоге, уметь организовывать его.
8.Ощущать собственную дееспособность «Я могу».
9.Социальный интерес, внимание к тому, что рядом-живые люди.
10.Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.
11.Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные роли.
12.Регуляторные возможности.
Таблица 5
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||||
нач.уч.г | кон.уч.г | нач.уч.г | кон.уч.г | нач.уч.г | кон.уч.г | |||
Группа №1 | 56% | 37,5% | 44% | 37,5% | 0% | 25% |
Повышение навыков саморегуляции воспитанников на 12%-25% (психофизиологическая проба, результаты наблюдения)
13.Гибкость в жизненных обстоятельствах, жизнерадостный настрой.
Оказываю влияние на снижение воздействия на учащихся следующих
факторов:
-противоречие между уровнем требований и возможностями ученика
-проблема контакта учителя и ученика в учебной деятельности.
Таким образом, я стремлюсь к снижению нарушений психологического здоровья, а именно заниженной самооценки, тревожности, симптомов дезадаптации в школьном социуме, коммуникативных проблем, неудовлетворенности происходящим.
Основные задачи при формировании положительного микроклимата направлены на сохранение и укрепление здоровья, повышение уровня психологической и коммуникативной культуры, определение путей и условий для самореализации.
Для создания позитивного эмоционального климата в школьном коллективе я использую терапию творчеством, арт-терапию (психотерапию с помощью визуального искусства). Арт-терапия не навязывает «внешних» средств оздоровления или разрешения проблем, а ориентируется на имеющийся у человека внутренний потенциал здоровья и силы со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Арт-терапия предлагает методы, в которых задействованы разум и чувства, а также творческая активность:
-мандалотерапия;
-коллаж;
-нейрографика;
-глинотерапия;
-мозартикотерапия.
Ч асто у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, фиксируется повышенная тревожность, пониженное настроение и депрессивное состояние, имеют плохое самочувствие, напряженность и чувство неуверенности. Применяя Мозартикотерапию, я стараюсь помочь найти путь к улучшению настроения через творчество и самопознание. Выкладывая картинку, подросток прокладывает пути решений тревожащих его событий. Сделанные шаги он присваивает. Представления подростка направляются в позитивные сферы, появляются мысли о светлом. Человек становится более восприимчив к принятию ресурсов. Далее найденные решения становятся формой реализации в социуме.
Т аким образом, под благоприятным эмоциональным климатом жизни обучающихся понимается такая их деятельность, которая, обеспечивает достижение поставленных целей, а именно – положительное завершение процесса обучения, а так же способствует сохранению индивидуального здоровья.
В своей работе я специально организую занятия по теме «Мое настроение», где воспитанники называют ситуации, в которых они себя чувствуют хорошо, запоминают и визуализируют чувства, которые при этом у них возникают, работают с негативными воспоминаниями в игре «Мусорное ведро», проводят самодиагностику эмоционального состояния в упражнении «Волшебная страна чувств», создают позитивное настроение. При этом на всех занятиях присутствует включенность в работу, мотивация на деятельность, интерес к заданиям и правильному их чередованию. Все это позволяет подросткам чувствовать себя непринужденно и с интересом приобщаться к совместной деятельности.
На групповых психологических занятиях с классом создаю условия для формирования у учащихся таких составляющих микроклимата как гуманистическое отношение друг к другу,эмоциональная включенность, положительный настрой, свобода и активность личности, доброжелательность, защищенность, работоспособность.
Приобщая воспитанников к здоровому образу жизни, негативному отношению к употреблению ПАВ, вовлекаю их в дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм, личностный тренинг, лекции, эмоциональную гимнастику, рисунок, психотерапевтические игры и упражнения, обмен впечатлениями, обсуждение проблемы, элементы групповой и индивидуальной психотерапии и др. При планировании и проведении занятий учитываю особенности учащихся Центра реабилитации для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию: неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, сложности рефлексивной деятельности, коммуникативные нарушения.
Например, на занятиях «О вреде курения» учащиеся узнают статистическую информацию о вреде курения, рассуждают о том, в каком возрасте чаще всего начинают курить, выполняют рисунок вдвоем, в упражнении «Ситуация» каждый учащийся озвучивает попавшуюся ему ситуацию и предлагает свое решение, как не закурить, узнают важную информацию о вреде и механизме действия никотина, участвуют в итоговой рефлексии, узнают о знаменитостях, бросивших курить, выводят общие правила «Как сохранить свое здоровье».
На занятиях из цикла «Твой выбор-здоровье!». Учащиеся участвуют в дискуссии «Что влияет на ваш выбор?», отвечают на вопросы: «Чье мнение для вас наиболее важно?», «Какое давление на вас оказывает реклама?», «По каким признакам можно определить, что реклама оказывает определенное влияние на наш выбор?» на примере конкретной ситуации находят правила принятия решений, осуществляют выбор по правилам, обсуждают результаты, рисуют плакаты по теме.
Таким образом, формирование положительного микроклимата в классе осуществляется непрерывно на протяжении всего учебного и внеучебного процесса, а особенно- на психолого-педагогических занятиях. У подростков появляется больше уравновешенности, уверенности и гармоничного настроения. В психологически благоприятном климате успешнее происходит актуализация личностных качеств и адаптация в меняющихся условиях социума.
Список использованной литературы.
1. Аникеева, Н. П. Организация психологического климата в детском коллективе / Н. П. Аникеева // Сибирский учитель. - 2007. - N 1. - С. 26-29.
2.Петрушин С. В. Некоторые секреты открытого общения: учебное издание. — Москва: Чистые пруды, 2007. — 32 с. — Серия "Школьный психолог"; выпуск 3 (15).
3.Психолого-педагогическое сопровождение образования, профессионального образования, дополнительного образования, летнего отдыха и оздоровления детей и подростков [Электронный ресурс] : сборник материалов, 10 международные социально-педагогические чтения имени Б. И. Лившица, 22-24 ноября 2018 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования. — Екатеринбург, 2019. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4.Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации [Электронный ресурс] : коллективная монография / [Е. Л. Афанасенкова и др.]; Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Н. Н. Васягиной. — Екатеринбург, 2018. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5.Равикович Н. Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры: практическое пособие. — Москва : Генезис, 2003. — 111 с. :
Кияйкина Наталья Федоровна