Статья «Психологически комфортный климат в классе. Когда ребенку хочется в школу, в свой класс?»

12
0
Материал опубликован 31 January 2022 в группе

Чебодаева Вера Максимовна, учитель начальных классов

филиала МБОУ «Бейская СОШИ «Большемонокская ООШ»


Психологически комфортный климат в классе

Когда ребенку хочется в школу, в свой класс?

     Когда ему там хорошо, комфортно и спокойно, когда ему рады, когда его понимают и принимают, когда хотят с ним общаться и играть.

    С первых дней ребенка в школе моей первостепенной задачей становится создание комфортной доброжелательной атмосферы в классе. Одни легко вступают в контакт с другими детьми, активно принимают участие во всех классных делах и мероприятиях, другие сторонятся, замыкаются, держатся особняком. Встречаются дети, которых не принимают в совместные дела, отталкивают или пытаются избегать. Причины могут быть самые разные: агрессия, вспыльчивость, несдержанность и т.д.

     Использую разнообразные формы и приемы для создания психологически комфортного климата в классе.

     В первом классе слово учителя имеет огромное значение, а если это еще и любимый учитель, то ребенок будет выполнять его просьбы с удовольствием и большой радостью. Поэтому для меня первый год работы с классом является самым ответственным периодом, так как от его результата зависит дальнейшее взаимодействие участников образовательного процесса в течение всей начальной школы.

      Сначала работаю над тем, чтобы влюбить в себя учеников. Для этого разработала для себя пять правил, которых я и придерживаюсь:

1 правило. «Класс = Учитель (Я) + Дети + Родители», в любом деле я активный участник со своим классом, мы вместе выступаем, поем, играем, обсуждаем и т.д.;

2 правило. «Весы равновесия». Сохранять спокойный доброжелательный тон в любой ситуации (например, в классе ребята ссорятся, кричат друг на друга). Спокойный взгляд, доброжелательный тон в голосе, пауза (разбираем не сразу) помогает мне примирять конфликтующие стороны;

3 правило. «Каждый имеет право на ошибку». Моя реакция: поддерживающий и доброжелательный тон, зрительный, тактильный контакт (если ребенок разрешает погладить себя по голове, по плечу), спокойствие (иногда удивление), когда ученик допустил ошибку в работе;

4 правило. «Слушай Сердцем», если ребенок хочет что-то рассказать или чем-то поделиться, то обязательно нахожу время его выслушать, обсудить его тему и к чему-то прийти;

5 правило. «Справедливость превыше всего!». Любой конфликтный момент, недоразумение, недопонимание, споры, разногласия разбираем до конца, чтобы каждый ребенок был понят и выслушан, каждого ребенка устраивало принятое общее решение.

     Мы совместно разрабатываем свои негласные правила, которые нужно соблюдать всем, так как учимся в одном классе. Эти правила появляются постепенно, не сразу, потому что если их будет много, то будет сложно их все запомнить и соблюдать.

Первые 5 правил для детей:

5 можно:

- можно просить кого угодно (администрацию школы, учителей, одноклассников);

- можно отказать, но обязательно объяснить причину отказа;

- можно помогать (если доброе дело);

- можно спорить, но не поссориться;

- можно делиться (вкусностями, радостями), (мы так говорим: «У нас не хвастают, а делятся»).

5 нельзя:

- отказывать в помощи, если не можешь, то объясни;

- обманывать, не можешь правду сказать, объясни;

- обижать словом и поведением (обзываться и драться);

- отказывать в совместной игре;

- брать чужое без разрешения.

     С 1 класса существуют традиции, некоторые я ввожу, некоторые совместно придумываем и соблюдаем.

     Утром, когда заходит в класс ученик, все кто уже находится в классе, должны первыми поприветствовать его, а он обязательно в ответ поздороваться. Такая традиция помогает снимать скованность стеснительных, робких детей, ощутить сопричастность к единому коллективу, быть внимательными друг к другу.

    После уроков все друг с другом прощаются. Дети, которые живут в одном районе идут домой вместе, гурьбой, никто никого не бросает, ждут, пока переоденутся, соберут учебные принадлежности.

   Если в классе именинник, то обязательно с утра его поздравляем, говорим добрые пожелания, целый день ему оказываем всякие знаки внимания.

  Хорошо сближает детей совместные дела, поэтому с 1 класса, организовываю коллективно-творческие дела: подготовка к классным и школьным мероприятиям, праздникам и конкурсам, выпуск стенгазет и плакатов, изготовление для класса карточек, посадка комнатных цветов и т.д.

   В 1 классе, первые месяцы не делю класс на команды, не провожу соревнования и конкурсы между детьми, так как не все могут контролировать свои эмоции, болезненно воспринимают проигрыши и неудачи. В дальнейшем использую такой прием, если у ученика несколько выигранных баллов, а у кого-то совсем нет, то прошу поделиться с ним своим выигрышем. Первоклассники всегда готовы это сделать и порадовать своего одноклассника и учителя. Если на уроке вижу, что ребенок расстроен, нервничает, обязательно подойду и обсужу (возможно после уроков), не оставляю без внимания ни одну неразрешенную ситуацию. Каждый ребенок должен понимать, что в школе учитель его выслушает, поймет и поможет.

    Только тогда, когда ученику в своем классе будет хорошо, комфортно и спокойно, он будет успешно и охотно учиться, с удовольствием познавать и открывать для себя что-то новое.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.