Статья «Учебные кроссворды как средство формирования познавательного интереса у студентов при изучении физики»
Современное образование требует от педагога некоторой перестройки процесса преподавания, направленного на формирование активной учебно-познавательной деятельности. Одним из средств воспитания интереса к учению и развития познавательной активности студентов является игра. Игровая форма занятий делает их интересными и разнообразными, придает им эмоциональную окраску, позволяет вовлечь студентов в мир знаний, сделать их активными участниками процесса обучения. Дидактические игры объединили между собой развлечение и размышление, забаву и серьезное интеллектуальное занятие. Таким образом, игра как метод обучения приобретает всё большее значение, открывая путь к качественно новому подходу к обучению в современном образовании.
Для повышения качества учебного процесса с успехом могут быть использованы такие дидактические игры как кроссворды. Кроссворды, внося в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, заставляют студентов без какого-либо принуждения овладевать определенными знаниями, умения в изучаемой области.
Дидактически игры, к которым относятся учебные кроссворды, придают особый занимательно-мотивационный аспект процессу обучения, а так же способствуют развитию поисково-творческих способностей студентов, умению применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретённых сведениях. Решение кроссвордов является превосходным тренингом умственной деятельности, так как тренирует память, сообразительность, развивает логическое мышление.
При изучении учебной дисциплины «Физика» студенты овладевают различными научными понятиями: физическими терминами, законами, определениями и т.п. Физические кроссворды могут использоваться с успехом при обучении с целью усвоения основных физических понятий, установления логических связей между изучаемыми явлениями, а также расширения объёма словестных символов науки. Так как усвоение материала может быть успешным, только если усвоен знаково-понятийный материал науки.
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа как научность содержания и доступность его для студентов. Преподаватель должен четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у студентов, какие умения сформированы и проверены. Кроссворд можно применять на разных этапах учебного занятия, например, на этапе проверки домашнего задания он может заменить физико-терминологический диктант.
На учебном занятии изучения нового материала, на этапе постановки темы и цели урока можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы. В таком кроссворде все слова располагаются горизонтально и пересекают ключевое слово. Остальные слова – это понятия, ранее изученные или знакомые студентам из повседневной жизни, но тесно связанные с темой урока. Ответы на вопросы, задаваемые преподавателем, вписываются в сетку кроссворда. Таким образом, кроссворд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы, и студенты смогут сами сформулировать тему учебного занятия.
Решение кроссвордов так же эффективно после изучения очередного раздела курса физики и при обобщении учебного материала крупных разделов. Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у студентов повышения интереса к учению. Проводя контрольные работы, мы проверяем умение решать задачи. Чтобы проверить качество усвоения физических терминов, традиционно проводим устный опрос, физический диктант и т.п. Если во время обычной контрольной студенты находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой. Включая студентов в эту интересную интеллектуальную игру, преподаватель в нетрадиционной (а значит, более интересной для обучающихся) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.
С понятием «кроссворд» и правилом его решения все знакомы из повседневной жизни, преподавателю, нет особой надобности, объяснить решение кроссворда, это позволяет сэкономить минуты драгоценного времени на занятии. Поэтому студенты получают полную самостоятельность выполнения, тем самым открывается простор для личного творчества и активности. Самостоятельность повышает познавательный интерес, устойчиво закрепляет полученные знания, формирует умения.
Учебный кроссворд позволяет решить некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Обычно хорошо успевающие студенты раньше срока заканчивают свою работу на занятии. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.
Таким образом, разгадывание физического кроссворда можно применять вместо традиционных форм при повторении ранее изученного материала перед изучением новой темы, при закреплении, контроле и проверке домашнего задания.
Сегодня творчески работающий преподаватель, желающий разнообразить вид работ на учебном занятии, привить интерес к своему предмету имеет возможность тратить на составление кроссворда минимум своего времени, получая при этом массу возможностей для обучения через игру. На помощь преподавателю приходят различные онлайн-генераторы и компьютерные программы.
Весьма полезный вид самостоятельной работы студентов - составление кроссвордов самими обучающимися. Оно целесообразно с методической точки зрения, т.к. требует хорошего знания выбранной темы, умения чётко формулировать определения понятий. При этом большое внимание уделяется именно формулировке вопросов, так как проблема постановки вопросов - это проблема развития высококачественного мышления. Студенты, смутно представляющие физическое явление или закономерность не в состоянии правильно поставить вопрос о происходящих процессах. Аналогично, студент не может правильно сформулировать вопрос о явлении или процессе, который он всесторонне и глубоко не осмыслил. Поэтому, при анализе составленных кроссвордов необходимо учитывать качество поставленных вопросов. Таким образом, качество сформулированного вопроса свидетельствует о понимании учебного материала.
Развивающая роль кроссвордов состоит в том, что решение, а тем более составление кроссворда заставляет студентов без всякого принуждения работать со справочной, учебной литературой, энциклопедиями, что способствует расширению кругозора и углублению знаний, стимулирует интерес к изучаемому предмету и к науке вообще.
Анализируя выше сказанное, можно вполне утвердительно заявить, что кроссворд - мощное дидактическое средство, ориентированное на формирование понятийно-терминологического аппарата у студентов с построением занятий в игровой форме. Причем, усвоение и устойчивое запоминание сложных понятий и терминов науки достигается без особых усилий со стороны, как преподавателя, так и студента. Фактически, игровая деятельность стимулирует когнитивные процессы, снижая уровень напряженности и тревожности, повышая познавательный интерес.