Статья "ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ.КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ"

4
0
Материал опубликован 7 November в группе
                                                  ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация

   В статье рассмотрен вопрос такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность, а также причины, вызывающие трудности в обучении.

     Ключевые слова: неуспешность, синдром, снижение результатов, школьные трудности, недостаток, неуспеваемость, низкие отметки, конфликты.


Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Леонардо да Винчи

      1 сентября – День Знаний! Детская память надолго сохраняет день, когда мальчишки и девчонки приходят в учебное учреждение с большим энтузиазмом и искренним желанием учиться. К сожалению, огонёк этого желания гаснет очень быстро.

      Как известно, в школу приходят дети разные по уровню готовности к обучению (личностной, интеллектуальной, волевой), по уровню развития, по качествам характера, по поведению. Учатся и адаптируются дети также неодинаково: кто-то воспринимает учебный материал легко и быстро, выполняет сложные задачи без контроля со стороны, а другим детям необходимы значительные усилия, постоянный контроль, регулярные напоминания и существенная помощь учителей и родителей.

       Часто можно услышать такие вопросы: кто отвечает за успешное обучение детей и в чём заключаются причины такого явления как школьная неуспешность? Чтобы ответить на эти актуальные вопросы, для начала необходимо определиться со значением термина «неуспешность». Согласно понятия из энциклопедического словаря по психологии и педагогике «неуспешность – это психологический синдром, складывающийся в школьном возрасте и проявляющийся в стойком снижении результатов, достигаемых ребёнком». В словаре русских синонимов «неуспешность» приравнивается к «неудачности».

       По утверждениям специалистов проблема появления школьных трудностей многогранна и включает в себя большое количество самых разнообразных факторов и причин.

       Во-первых, к школьной неуспешности так или иначе приводит отсутствие интереса и мотивации. Ребёнок не желает учиться, открыто скучает на уроках, всеми силами стремится избежать трудностей, связанных с учёбой. Такое поведение является возможным следствием низкой самооценки и неуверенности в себе.

       Во-вторых, недостаток концентрации внимания также запускает механизм школьной неуспешности. Известно, что многие дети психологически не готовы к посещению школы. Ребёнку с низким адаптивным ресурсом трудно сконцентрироваться на содержании учебного материала, что, в свою очередь, приводит к плохой подготовке, устойчивой неуспеваемости и низким отметкам.

       В-третьих, атмосфера в стенах общеобразовательного учреждения является ещё одной причиной школьной неуспешности. Ребёнок может развивать свои способности и продуктивно учиться только в благоприятной обстановке. Ссоры с одноклассниками, конфликты с педагогами приводят к затяжным стрессам, депрессиям и, порой, детскому суициду.

      В-четвёртых, высокая нагрузка – это следующая распространённая причина возникновения школьных трудностей. Неграмотное распределение нагрузки, отсутствие свободного времени, завышенные ожидания родителей приводят к тому, что ребёнок не способен справиться не только с дополнительными, но и основными занятиями.

  В-пятых, не стоит забывать и о психологической обстановке в семье. Не секрет, что дети часто становятся свидетелями и даже активными участниками скандалов между родителями. Чувство тревоги и страха, панические атаки, вызванные нездоровой атмосферой в семье, мешают ребёнку сосредоточиться на учебно-воспитательном процессе, что негативно влияет на успеваемость.

      Таким образом, проанализировав все вышеперечисленные причины, можно сделать вывод, что школьная неуспешность – это следствие нарушений или психофизиологического развития, или социальной адаптации. Для решения данной проблемы необходим регулярный мониторинг всех возможных факторов, сотрудничество родителей, психологов, педагогов. Только при таком варианте развития событий можно заметить едва уловимые сигналы неуспешности и преодолеть их, потому что для своевременной диагностики понадобится гораздо меньше усилий, чем для корректировки уже сформировавшегося негативного сценария обучения ребёнка.

      Специалисты дают следующие рекомендации для преодоления хронической неуспешности у ребёнка:

1.главное, что необходимо сделать родителям – это показать оптимизм и уверенность в успешной учёбе;

2.очень важно пересмотреть нагрузку и распорядок дня, учитывая особенности и желания самого ребёнка, не забывая про возможности всей семьи;

3.далее следует набраться терпения, потому что ждать появления положительной динамики в учёбе придётся не одну неделю;

4.не стоит нивелировать значение непосредственного эмоционального общения, благожелательной атмосферы любви и поддержки в семье, взаимопонимания и помощи в школе;

5.также следует помнить и о формировании у ребёнка ответственного отношения к своей самой главной обязанности – к учёбе.

      Решение такой сложной задачи, как преодоление школьной неуспешности во многом зависит от отношения к учебно-воспитательному процессу. Школьные трудности следует воспринимать как обычные рабочие моменты, которые ребёнок способен преодолеть при правильно организованной преемственности между школой и семьёй. Процесс урегулирования дисциплинарных и организационных трудностей возможен при коллаборации усилий для достижения общей цели.

Список использованных источников:

Бодалев А. А. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1988. – 256с.

Куракина Е.Ю. Как работать с неуспевающими учащимися [Электронный ресурс]. URL:

http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/obrazov_det/2020/НЕУСПЕВАЮЩИЕ.pdf (дата обращения: 23.10.2021)

Стефани С. Удивительная жизнь Леонардо да Винчи. М.: АСТ, 2009. 82 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.