СТАТЬЯ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

3
0
Материал опубликован 30 June в группе


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Проблемы социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью всегда занимали важное место в теории и практике олигофренопедагогики. В настоящее время острота их во много раз возросла. Включение современных предприятий в систему экономики создает новые условия организации труда рабочих. Прежде всего, это перманентные изменения технологического процесса, обусловленные учетом спроса на продукцию. Одновременно повышаются требования к ее качеству. Сложившиеся условия негативно сказываются на возможностях трудоустройства детей с ограниченными возможностями здоровья.

Имеется ряд актуальных проблем, вызывающих трудности и определенную специфику решения вопросов профориентации специальной школы: психофизические особенности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии существенно ограничивают возможности их профессиональной подготовки и трудоустройства, недостатки интеллектуального развития детей сказываются на возможностях сознательного выбора ими профессий.

Для социальной адаптации ребенка с нарушениями интеллекта, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важным является не всякое, но специально организованное обучение и воспитание в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальное обучение, направленное на развитие таких детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления. Именно формирование мыслительной деятельности способствует продвижению ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников школы.

Другое, тоже очень важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет большую роль и в усвоении знаний, умений, навыков, и в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее. Мышление и эмоционально-волевая сфера представляют собой части единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Л. С. Выготского, основан на изменениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта.

Актуальность проблемы реализации социальной адаптации усиливается в аспекте реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В группах, где есть учащиеся расторможенные, заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате которых учащиеся не способны проявить волевые усилия там, где это требуется.

Есть учащиеся с моторной недостаточностью. Движения у них скованны, неточны, в работе они медлительны.

Самого пристального внимания требуют учащиеся со значительно сниженным интеллектуальным развитием.

Есть учащиеся с незначительно сниженным интеллектом и с сохранной эмоционально-волевой сферой.

Но необходимо помнить, что в трудовой группе могут оказаться дети и с другими психологическими особенностями, учет которых, главное условие в работе учителя.

В исследовании И. М. Бгажнокова отмечает: «… после окончания 9-го класса выпускники вспомогательной школы испытывают большие трудности в трудоустройстве, вливаются в общий поток безработных, а с учетом особенностей интеллектуального развития 15-16-летнего подростка его самостоятельное выживание в современных сложных экономических и соци­альных условиях становится проблематичным, повышается уровень его социальной незащищенности, нарушаются процессы адаптации в обществе».

При рыночной экономике адаптационные возможности молодого рабочего во многом зависят от его мобильности - способности быстро перестраивать свои умения в соответствии с изменением условий работы.

Частые изменения условий свойственны не только квалифицированным, но в определенной мере и многим неквалифицированным видам труда.

Известно, что уровень мобильности работника производственного и обслуживающего труда зависит от состояния его общего, в основном умственного развития.

Приоритетным направлением трудоустройства выпускников Курской школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить, обучение выпускников в специализированных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья при колледжах, техникумах города Курска и Курской области. Это наиболее эффективная и экономически оправданная форма обучения, где предоставляется возможность овладения значительным количеством профессий, нужных в современном хозяйстве для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализируя дальнейшее трудоустройство выпускников ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», мы убедились, что одна часть выпускников устраивается на работу и продолжает работать по специальности, а другая, в основном по состоянию здоровья - инвалидности, не может посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Библиографический список


Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие для вузов/ Л. И. Акатов. – Москва. ВЛАДОС, 2004.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещения, 1994.

Комплексная реабилитация инвалидов. Под ред. Т.В. Зозули – М.: 2005.

Копылова Т.Г., Лашина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе YIII вида. Дефектология. 2006, № 5.

Мохирева Е.А., Назарова Е.Л., Тимошенко И.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Издательство: Учитель, 2019 г.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, Москва, 2007.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации