Статья «Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя»

12
4
Материал опубликован 7 January 2021 в группе

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ»

«Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

(Василий Александрович Сухомлинский)

Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, умело используемый все возможности для развития активного умственного и личностного роста ученика.

Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков.

Традиционный урок

«знаниевый»

Современный урок

«способностный» («деятельностный»)

Девиз педагога

«Делай как я!»

«Не навреди!»

Функции учителя

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм

Организатор сотрудничества,

консультант-советчик, помощник

Позиция ученика

Недостаточный учебный интерес и слабая мотивация к личностному росту

Активность, наличие мотива и интереса

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные

Проблемные, поисковые, исследовательские

Ведущий тип деятельности

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий

Используя современные технические средства обучения (компьютеры, интернет, интерактивные доски) важно активно применять на практике новые подходы к обучению.

Среди них самый эффективный системно-деятельностный подход в образовании, взятый за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса.

Главная цель данного подхода в обучении - пробудить у ребенка интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования и жизненно важные навыки.

Чтобы достичь этой цели, наши педагоги понимают: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.

Для эффективного применения системно-деятельностного метода, в педагогике разработаны различные технологии:

  • Личностно - и предметно ориентированные,
  • ИКТ-технологии,
  • Здоровьесберегающие технологии.

Внедрение в образовательный процесс современных и информационных технологий позволяют учителю: отработать и закрепить знания в различных областях деятельности; развивать технологическое и творческое мышление ребенка; воспитывать дисциплину в организации учебных занятий.

В нашей школе организована работа проблемных групп по различным направлениям учебно-воспитательного процесса.

«Внедрение новых образовательных технологий как фактор успешной реализации ФГОС Начального и Основного Общего Образования» - тема проблемной группы, руководителем которой являюсь.

Цель работы: повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий.

Участниками группы

- рассмотрены на семинаре теоретические основы современных образовательных технологий;

- изучена «Технология педагогических «мастерских» как средство развития творческих способностей учащихся» (круглые столы, методические диалоги, семинары-практикумы);

- показан мастер-класс для педагогов,

- организованы открытые уроки с использованием технологии «мастерских»

t1609968222aa.gift1609968222ab.gif

Что собой представляет педагогическая «мастерская»?

Педагогическая мастерская - предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся.

t1609968222ac.gift1609968222ad.gif

Почему данная технология получила название «Мастерская»?

Учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером, создаёт условия, придумывает различные ситуации, задания, задачи и как можно меньше задает вопросы. Позиция мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, который помогает организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

Мастер не преподносит детям готовые знания, а вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец, свободная личность.

Поэтому основная идея технологии «мастерских» – все способны!

Мастер не призывает: «Делай как я - вот тебе план».

Он говорит: «Делай по-своему исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».

t1609968222ae.gift1609968222af.gif

Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

Девиз педагогической «мастерской» - китайская мудрость:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Вовлеки – и я пойму!»

Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.

Основные этапы мастерской:

Индукция («наведение») – это этап создания эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности (камертон урока).

Индуктором служит всё то, что побуждает ребёнка к действию, вызывает поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов - слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Например, мастер обращается к участникам мастерской:

Перед вами стакан с водой и различные тела. Ваши действия?

После чего заслушиваются ответы детей.

2) Какой вопрос можно при этом задать? Сформулируйте его.

Возможные вопросы детей:

- Что произойдет с телами – утонут, или нет? Почему одно тело плавает, а другое тонет? Каковы условия плавания тел? Одинаковые ли силы Архимеда будут действовать на эти тела?

Затем дается возможность отработать свои вопросы с помощью опытов.

t1609968222ag.gif

Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, ответа, проекта. Здесь формируем стремление ученика найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Учитель просит записать все, что дети знают о познавательном объекте.

Мастер интересуется у подмастерьев:

- Что надо сделать, чтобы понять – при каком условии тело будет плавать, а когда утонет? Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

Возможные ответы учеников: 1) сравнить силы; 2) сравнить плотности и т.д.

t1609968222ah.gif

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом - словарями, справочниками, учебниками, компьютером.

Мастер дает задание для групповой работы:

- Проверьте поведение пластилинового брусочка в воде.

Ответ детей: утонул.

- Надо, чтобы этот брусочек плавал в жидкости. Поразмышляйте, обсудите, выполните опыт. Покажите свое решение на рисунке, обоснуйте ответ. Презентуйте свои работы.

Реконструкция – воссоздание группами из хаоса своего проекта решения проблемы. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки.

Социализация – это соотнесение учениками или группами своей деятельности с деятельностью других групп и представление всем окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. 

На этом этапе ученик учится говорить, что позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

t1609968222ai.gift1609968222aj.gif

Афиширование – вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.  Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – осознание учеником себя в собственной деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской.

Например: Мастер обращается к подмастерьям:

Сегодня, работая в творческой мастерской, каждый из вас чувствовал себя по - разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько каждый из вас ощущал здесь себя комфортно, понравилось ли вам, то дело, которым мы с вами занимались. На рисунок с морскими волнами прикрепите «магнитную» рыбку на ту глубину, которая соответствует глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

t1609968222ak.gif

t1609968222al.gif

Создавая творческие мастерские, наши педагоги осознают необходимость изменения типа взаимодействия «учитель - ученик», переходят от командного стиля к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.

Несомненно, работа в «мастерской» позволяет педагогу повысить уровень педагогического мастерства; а ученику – творческий потенциал, адаптивные и социальные качества.

Такие творческие педагогические «мастерские» активно используются не только в рамках урока, но и на занятиях элективного курса, курса проектной деятельности, в рамках предметной недели, так как именно в «мастерской» есть хорошая возможность для самовыражения и самореализации ребенка.

С уверенностью можно сказать: педагогическая «мастерская» -

«Вызов современной технологии!»

Про учителей мастеров Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Хороший учитель не знает,

как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях;

не знает не потому, что он работает вслепую,

а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок». t1609968222am.gif

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Педагогические мастерские Франция—Россия./Под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая школа, 1997 г.
  2. Как учить не уча./ Окунев А. А.- СПб: Питер Пресс, 1996г.
  3. Сборник «Педагогические мастерские, как инновационная технология. Теория. Опыт. Проблемы». Учебно – методическое пособие «Педагогические мастерские» как инновационная технология», 2016г., г. Рудный, гимназия №2, Гриценко Г.В.
  4. Научная статья по специальности «Науки об образовании». Мейчик Г.А. «Педагогическая технология мастерских как нестандартная форма организации учебных занятий»
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

От всей души поздравляю с победой в конкурсе, Любовь Давыдовна!

11 January 2021

Я вас благодарю, большое спасибо Наталья Валерьевна!

11 January 2021

Поздравляю с победой в конкурсе, Любовь Давыдовна!

12 February 2021

Огромное спасибо, Раиса Поликарповна! Всегда приятно внимание коллег!!!

22 March 2021