Статья «Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя»
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ»
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
(Василий Александрович Сухомлинский)
Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, умело используемый все возможности для развития активного умственного и личностного роста ученика.
Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков.
Традиционный урок «знаниевый» | Современный урок «способностный» («деятельностный») |
Девиз педагога | |
«Делай как я!» | «Не навреди!» |
Функции учителя | |
Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм | Организатор сотрудничества, консультант-советчик, помощник |
Позиция ученика | |
Недостаточный учебный интерес и слабая мотивация к личностному росту | Активность, наличие мотива и интереса |
Методы обучения | |
Иллюстративно-объяснительные | Проблемные, поисковые, исследовательские |
Ведущий тип деятельности | |
Репродуктивный, воспроизводящий | Продуктивный, творческий |
Используя современные технические средства обучения (компьютеры, интернет, интерактивные доски) важно активно применять на практике новые подходы к обучению.
Среди них самый эффективный системно-деятельностный подход в образовании, взятый за основу Федерального государственного образовательного стандарта.
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса.
Главная цель данного подхода в обучении - пробудить у ребенка интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования и жизненно важные навыки.
Чтобы достичь этой цели, наши педагоги понимают: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.
Для эффективного применения системно-деятельностного метода, в педагогике разработаны различные технологии:
- Личностно - и предметно ориентированные,
- ИКТ-технологии,
- Здоровьесберегающие технологии.
Внедрение в образовательный процесс современных и информационных технологий позволяют учителю: отработать и закрепить знания в различных областях деятельности; развивать технологическое и творческое мышление ребенка; воспитывать дисциплину в организации учебных занятий.
В нашей школе организована работа проблемных групп по различным направлениям учебно-воспитательного процесса.
«Внедрение новых образовательных технологий как фактор успешной реализации ФГОС Начального и Основного Общего Образования» - тема проблемной группы, руководителем которой являюсь.
Цель работы: повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий.
Участниками группы
- рассмотрены на семинаре теоретические основы современных образовательных технологий;
- изучена «Технология педагогических «мастерских» как средство развития творческих способностей учащихся» (круглые столы, методические диалоги, семинары-практикумы);
- показан мастер-класс для педагогов,
- организованы открытые уроки с использованием технологии «мастерских»
Что собой представляет педагогическая «мастерская»?
Педагогическая мастерская - предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся.
Почему данная технология получила название «Мастерская»?
Учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером, создаёт условия, придумывает различные ситуации, задания, задачи и как можно меньше задает вопросы. Позиция мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, который помогает организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.
Мастер не преподносит детям готовые знания, а вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец, свободная личность.
Поэтому основная идея технологии «мастерских» – все способны!
Мастер не призывает: «Делай как я - вот тебе план».
Он говорит: «Делай по-своему исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
Девиз педагогической «мастерской» - китайская мудрость:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Вовлеки – и я пойму!»
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.
Основные этапы мастерской:
Индукция («наведение») – это этап создания эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности (камертон урока).
Индуктором служит всё то, что побуждает ребёнка к действию, вызывает поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов - слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Например, мастер обращается к участникам мастерской:
Перед вами стакан с водой и различные тела. Ваши действия?
После чего заслушиваются ответы детей.
2) Какой вопрос можно при этом задать? Сформулируйте его.
Возможные вопросы детей:
- Что произойдет с телами – утонут, или нет? Почему одно тело плавает, а другое тонет? Каковы условия плавания тел? Одинаковые ли силы Архимеда будут действовать на эти тела?
Затем дается возможность отработать свои вопросы с помощью опытов.
Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, ответа, проекта. Здесь формируем стремление ученика найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Учитель просит записать все, что дети знают о познавательном объекте.
Мастер интересуется у подмастерьев:
- Что надо сделать, чтобы понять – при каком условии тело будет плавать, а когда утонет? Какие гипотезы вы можете выдвинуть?
Возможные ответы учеников: 1) сравнить силы; 2) сравнить плотности и т.д.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом - словарями, справочниками, учебниками, компьютером.
Мастер дает задание для групповой работы:
- Проверьте поведение пластилинового брусочка в воде.
Ответ детей: утонул.
- Надо, чтобы этот брусочек плавал в жидкости. Поразмышляйте, обсудите, выполните опыт. Покажите свое решение на рисунке, обоснуйте ответ. Презентуйте свои работы.
Реконструкция – воссоздание группами из хаоса своего проекта решения проблемы. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки.
Социализация – это соотнесение учениками или группами своей деятельности с деятельностью других групп и представление всем окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
На этом этапе ученик учится говорить, что позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – осознание учеником себя в собственной деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской.
Например: Мастер обращается к подмастерьям:
Сегодня, работая в творческой мастерской, каждый из вас чувствовал себя по - разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько каждый из вас ощущал здесь себя комфортно, понравилось ли вам, то дело, которым мы с вами занимались. На рисунок с морскими волнами прикрепите «магнитную» рыбку на ту глубину, которая соответствует глубине вашего погружения в сегодняшний урок.
Создавая творческие мастерские, наши педагоги осознают необходимость изменения типа взаимодействия «учитель - ученик», переходят от командного стиля к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Несомненно, работа в «мастерской» позволяет педагогу повысить уровень педагогического мастерства; а ученику – творческий потенциал, адаптивные и социальные качества.
Такие творческие педагогические «мастерские» активно используются не только в рамках урока, но и на занятиях элективного курса, курса проектной деятельности, в рамках предметной недели, так как именно в «мастерской» есть хорошая возможность для самовыражения и самореализации ребенка.
С уверенностью можно сказать: педагогическая «мастерская» -
«Вызов современной технологии!»
Про учителей мастеров Василий Александрович Сухомлинский сказал:
«Хороший учитель не знает,
как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях;
не знает не потому, что он работает вслепую,
а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Педагогические мастерские Франция—Россия./Под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая школа, 1997 г.
- Как учить не уча./ Окунев А. А.- СПб: Питер Пресс, 1996г.
- Сборник «Педагогические мастерские, как инновационная технология. Теория. Опыт. Проблемы». Учебно – методическое пособие «Педагогические мастерские» как инновационная технология», 2016г., г. Рудный, гимназия №2, Гриценко Г.В.
- Научная статья по специальности «Науки об образовании». Мейчик Г.А. «Педагогическая технология мастерских как нестандартная форма организации учебных занятий»
Сингаевская Наталья Валерьевна
Рагулина Любовь Давыдовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Рагулина Любовь Давыдовна