Занимательные задачи как современный подход в ФЭМП для развития у дошкольников предпосылок логического мышления
Статья
«Занимательные задачи как современный подход в ФЭМП для развития у дошкольников предпосылок логического мышления».
Захарова Елена Александровна воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития воспитанников №125 «Затейники», г. Набережные Челны, Республика Татарстан.
Дошкольный возраст – важный период становления личности. Вопрос подготовки дошкольников к обучению в школе, с каждым годом становится все актуальнее. Одна из главных основ общей подготовленности к школе по признанию педагогов и психологов, - всестороннее воспитание и развитие детей. И очень важно развить в детях предпосылки логического мышления и одним из универсальных средств являются занимательные задачи, которые развивают у детей познавательные интересы, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая проблемная ситуация с элементами «Проблемы», присуща занимательной задаче, очень интересна детям. Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру все это приводит к умственной активности детей. И все это способствует формированию готовности детей к школьному обучению.
В понятие «Занимательные задачи» входят хитрые головоломки, ребусы, нестандартные решения математических задач, которые способны развивать у ребенка интерес к математической науке.
Дети старшего дошкольного возраста, которые уже освоили базовый уровень элементарной математики, с большим удовольствием любят решать различные логические и занимательные задачи. Занимательные задачи становятся для них увлекательными и интересными, поскольку при решении таких задач дети не сразу знают ответ, а путем собственных умозаключений приходят к верному ответу. И важно помнить, что при решении занимательных задач нужна сообразительность и находчивость.
Одними из самых простых и понятных для детей занимательных задач являются задачи в стихах. Например:
У стены стоит кадушка
В каждой ровно по лягушке
Если было пять кадушек
Сколько было б в них лягушек?
(Пять)
Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла,
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла,
Разделила на троих-
Сколько каждому из них?
(Три)
Когда дети хорошо справляются с задачками в стихах, следует предложить детям занимательные задачи на внимательность и логику. Такие задачи на первый взгляд кажутся достаточно простыми, но не все так просто. Например:
На столе горело 7 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось?
В пакете было 4 яблока. Как разделить эти яблоки четырем девочкам, чтобы в пакете осталось одно яблоко?
У дуба выросло 4 толстые ветки, на каждой толстой ветке выросло еще по 2 тонкие ветки. На каждой тонкой ветке висит по одному яблоку. Сколько яблок висит на дубе?
Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной палок?
Петух снес яйцо. Кому оно достанется?
Современные дети «Торопышки», они все хотят быстро сделать, но такие задачки предусматривают внимательность и сдержанность. Чтобы быстро ответить на такую задачку следует хорошенько подумать. Задавая такие задачки, дети сперва, быстро реагируют «загораются в быстром ответе», но вскоре приходят к выводу, что ответа не знают. И только после того, как хорошо подумает, ребенок находит правильный ответ.
Не менее интересны детям и занимательные задачи на развитие воображения. 1. Это длинный фрукт. Когда он не спелый, он еще зеленый. Когда ты хочешь его съесть, ты должен снять с него шкурку. Назови его (банан). 2. Он маленький, красненький и внутри его есть косточка. Это ягода или фрукт? (ягода - вишня). 3. Он не круглый и не гладкий. Но очень вкусный и сладкий. Что это за фрукт или ягода? (клубника).
Также в старшем дошкольном возрасте для развития предпосылок логического мышления очень важно давать детям занимательные задачи на составление фигур-силуэтов. Это всеми любимые такие развивающие игры как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Головоломка Пифагора», «Геоконт» и др. В основе данных развивающих игр стоит занимательная задача, которая вырабатывает в детях умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Пожалуй, самыми интересными занимательными задачками являются ребусы. Ребусы - это наиболее трудные задачки для восприятия детей, но в свою очередь достаточно хорошо развивают мыслительные способности детей.
Для более успешной подготовки детей к школе и развития предпосылок логического мышления в нашем детском саду был организован конкурс на лучший уголок математического развития. В нашей подготовительной к школе группе №12 с помощью родителей мы организовали центр математического развития и назвали его «Юные Пифагоры». В данном центре, мы разместили не только демонстрационный и раздаточный материал для занятий ФЭМП, но и различные дидактические и развивающие игры такие как: «Колумбово яйцо», «Геоконт», «Математический планшет», «Угадай на что похоже?», «Собери бабочку 1,2», «Три из девяти», «Парные картинки», «Шашки», «Домино», «Логический поезд» и мн. др. В свободное от занятий время, дети с большим удовольствием играют с этими математическими играми, сами устраивают «Шашечные турниры».
Сорокина Светлана Валерьевна
Захарова Елена Александровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Захарова Елена Александровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Захарова Елена Александровна