Статья «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, принцип целостности.
7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
10. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
11. Комплексная система закаливания детей.
Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения для них. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.
Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.
Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:
- Способствует повышению речевой активности;
- Развивает речевые умения и навыки;
- Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
- Активизирует познавательный интерес;
- Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
- Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.
Логопед в своей работе может использовать следующие здоровьесберегающие технологии:
Наименование технологии |
Цель применения |
Ожидаемый результат |
Самомассаж лицевых мышц
Самомассаж язычной мускулатуры |
Улучшение функции рецепторов проводящих путей, усиление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами.
|
Усиление кровоснабжения массируемых участков, регуляция мышечного тонуса массируемых участков. |
Артикуляционная гимнастика (с использованием ТСО, муляжей, макетов, тематических сказок) |
Выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормированного звукопроизношения, а также укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого неба.
|
Выработка артикуляционных укладов, необходимых для произношения различных групп звуков. |
Зрительная гимнастика (с предметами, зрительными тренажерами, комплексы упражнений со словесными инструкциями)
|
Улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости, укрепление мышц глаза, улучшение аккомодации. |
Профилактика нарушений зрения. |
Дыхательная гимнастика |
Развитие и укрепление грудной клетки. |
Закрепление навыков диафрагмально- реберного дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.
|
Релаксация |
Снятие мышечного и нервного напряжения. |
Формирование у детей умения управлять собственным мышечным тонусом, овладение приемами расслабления различных групп мышц.
|
Развитие общей моторики (оздоровительные паузы- физкультминутки)
|
Нормализация мышечного тонуса, исправление неправильных поз. |
Запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
|
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры со стихами, скороговорками
Пальчиковый театр
Использование природных материалов (шишки, желуди, орехи и др.)
Использование нетрадиционных материалов: круп, скрепок, прищепок, кнопок, молний.
Использование раскрасок, прописей.
|
Физическое и речевое развитие, способствование снятию раздражительности, упрямства, замкнутости. Регуляция равновесия между процессами возбуждения и торможения.
Воздействие на определенные точки стоп и кистей рук.
Формирование навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
|
Формирование графических навыков, подготовка руки к письму, развитие межполушарного взаимодействия, укрепление мышечного аппарата руки, развитие речи.
Благоприятное воздействие на весь организм.
Улучшение эмоционального состояния ребенка. |
Использование специализированных пособий, как промышленного, так и самостоятельного изготовления
|
Развитие артикуляционного аппарата.
Активизация внимания, памяти.
Формирование предпосылок к творческому развитию.
|
Запоминание серии двигательных артикуляторных актов.
Воспитание быстроты реакции на словесные и наглядные инструкции.
Творческое развитие.
|
Имаготерапия (куклотерапия, сказкотерапия)
|
||
Музыкотерапия (выполнение артикуляторных музыкальных комплексов)
|
||
Биоэнергопластика
|
Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации мелкой и артикуляционной моторики.
Улучшение речи.
|
Развитие речи в целом. |
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
- Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
- Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
- М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
- С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
- Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
- Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
- Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
- Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
- Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
- Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Формирование основ здорового образа жизни //Управление ДОУ. 2006.№4.
- Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/09/24/opyt-raboty-po-teme-zdorovesberegayushchie-tehnologii-v
- https://infourok.ru/statya-zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-logopeda-dou-1155551.html
Кобякова Л.Ю., логопед высшей категории
ТОГБУЗ МДС «Ласточка» г. Мичуринск
Сергачева Анна Анатольевна