12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кобякова Лариса Юрьевна284
Логопед высшей категории,29 лет стаж работы в этой должности.Работаю в ТОГБУЗ МДС "Ласточка"
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
6

Статья «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

6. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, принцип целостности.

7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

10. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

11. Комплексная система закаливания детей.

 

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения для них. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

  • Способствует повышению речевой активности;
  • Развивает речевые умения и навыки;
  • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • Активизирует познавательный интерес;
  • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
  • Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Логопед в своей работе может использовать следующие здоровьесберегающие технологии:

Наименование технологии

Цель применения

Ожидаемый результат

 

Самомассаж лицевых мышц

 

 

Самомассаж язычной мускулатуры

 

Улучшение функции рецепторов проводящих путей, усиление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами.

 

 

Усиление кровоснабжения массируемых участков, регуляция мышечного тонуса массируемых участков.

 

Артикуляционная гимнастика

(с использованием ТСО, муляжей, макетов, тематических сказок)

 

Выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормированного звукопроизношения, а также укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого неба.

 

 

Выработка артикуляционных укладов, необходимых для произношения различных групп звуков.

 

Зрительная гимнастика (с предметами, зрительными тренажерами, комплексы упражнений со словесными инструкциями)

 

 

 

Улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости, укрепление мышц глаза, улучшение аккомодации.

 

Профилактика нарушений зрения.

 

Дыхательная гимнастика

 

Развитие и укрепление грудной клетки.

 

Закрепление навыков диафрагмально- реберного дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.

 

 

Релаксация

 

Снятие мышечного и нервного напряжения.

 

Формирование у детей умения управлять собственным мышечным тонусом, овладение приемами

расслабления различных групп мышц.

 

 

Развитие общей моторики (оздоровительные паузы- физкультминутки)

 

 

 

Нормализация мышечного тонуса, исправление неправильных поз.

 

Запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

 

 

Пальчиковая гимнастика

 

Пальчиковые игры со стихами, скороговорками

 

Пальчиковый театр

 

Использование природных материалов (шишки, желуди, орехи и др.)

 

Использование нетрадиционных материалов: круп, скрепок, прищепок, кнопок, молний.

 

Использование раскрасок, прописей.

 

 

 

Физическое и речевое развитие, способствование снятию раздражительности, упрямства, замкнутости. Регуляция равновесия между процессами возбуждения и торможения.

 

Воздействие на определенные точки стоп и кистей рук.

 

Формирование навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.

 

 

 

Формирование графических навыков, подготовка руки к письму, развитие межполушарного взаимодействия, укрепление мышечного аппарата руки, развитие речи.

 

Благоприятное воздействие на весь организм.

 

Улучшение эмоционального состояния ребенка.

 

 

Использование специализированных пособий, как

промышленного, так и самостоятельного изготовления

 

 

Развитие артикуляционного аппарата.

 

Активизация внимания, памяти.

 

Формирование предпосылок к творческому развитию.

 

 

 

 

Запоминание серии двигательных артикуляторных актов.

 

Воспитание быстроты реакции на словесные и наглядные инструкции.

 

Творческое развитие.

 

 

 

 

Имаготерапия (куклотерапия, сказкотерапия)

 

 

Музыкотерапия (выполнение артикуляторных музыкальных комплексов)

 

 

Биоэнергопластика

 

Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации мелкой и артикуляционной моторики.

 

Улучшение речи.

 

 

Развитие речи в целом.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  4. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
  5. С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  6. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
  7. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
  8. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
  9. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
  10. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  11. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
  12. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  13. Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
  14. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  15. Формирование основ здорового образа жизни //Управление ДОУ. 2006.№4.
  16. Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.
  17. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/09/24/opyt-raboty-po-teme-zdorovesberegayushchie-tehnologii-v
  18. https://infourok.ru/statya-zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-logopeda-dou-1155551.html

 

Кобякова Л.Ю., логопед высшей категории

ТОГБУЗ МДС «Ласточка» г. Мичуринск

 

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (1)

Сергачева Анна Анатольевна, 08.02.20 в 18:46 0Ответить Пожаловаться
Лариса Юрьевна, спасибо за полезный материал, очень пригодился для аттестации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.