12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Барыло Ольга Александровна28
2

Сценарий организации диагностики сформированности навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся классов в рамках недели истории

Сценарий организации диагностики сформированности навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся классов в рамках недели истории


Актуальная задача, стоящая перед педагогами заключается в индивидуальном подходе к каждому ученику, для развития его способностей и личных качеств. Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитыми способностями к творческой деятельности, к умению классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи между историческими событиями, явлениями.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. В рамках недели истории у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере при проведении диагностических работ, включающих проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

Проектный метод предоставляет учащимся возможность вливаться в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор и обработку необходимой информации, планировать возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

Вместе с тем проектный метод является эффективным инструментарием диагностики достижения метапредметных результатов обучения. Предлагаем один из вариантов организации итогового аттестационного мероприятия по защите проектной работы.

Время проведения диагностической работы.

Проектные работы по истории целесообразно проводить в рамках предметной недели.

Содержание диагностической работы и описания инструментария.

В диагностике принимают участие 4 группы, сформированные учителем. Для проведения диагностики предлагаются следующие темы и типы проектных работ.

Познавательный проект - «Эпоха смутного времени глазами художников»

(разработка концепции виртуальной выставки, посвященныйпериоду Смутного времени).

Конструкторский проект – «Маршруты российских мореплавателей 17 века» (создание карты географических открытий 17 века в России).

Исследовательский проект – «Что читали в 17 веке».

Выбор проектов учащимися может осуществляться по-разному, например, с помощью жребия.

Общее время для диагностики 130 минут, 90 минут на выполнения проекта или учебного исследования и 40 минут на презентацию своей работы.

Диагностика проводится с целью выявления уровня сформированности УУД. Для оценивания ИКТ – компетентности учащихся привлекается учитель информатики. Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдений приглашаются наблюдатели (например, ученики старших классов или родители учащихся) по одному человеку на каждую группу.

Учащиеся класса делятся на группы по 4 – 5 человек. Для работы групп надо организовать:

рабочие зоны;

компьютерные зоны;

информационный материал;

зона для презентаций;

При разработке и формировании заданий для групповых проектов учитывались следующие подходы:

задания предусматривают создание продукта проектной группы, требующего вклада от каждого участника;

задания предоставляет учащимся определенную свободу выбора средств реализации поставленной задачи, а также возможность использования ИКТ;

задания предполагают поиск, отбор и обработку информации.

Основой для оценивания проектных и учебно – исследовательских работ будут являться:

данные наблюдения за процессом планирования и организации исполнения продукта;

данные наблюдения за процессом презентации созданного продукта;

результат оценки полноты использованных средств;

результат оценки качества созданного продукта;

Проект 1 «Эпоха Смутного времени глазами художников» предусматривает выполнения следующего задания:

Используя раздаточный материал, сформулируйте цели и задачи выставки, которую вам хотелось бы организовать. Исходя из целей выставки, придумайте тематику и название выставки. Картины можно объединить по одному или нескольким признакам:

Жанр или тематическая принадлежность (памятники архитектуры, бытовой жанр, военизированный жанр, политическая обстановка)

Стиль (реализм, милитария, сюрреализм)

Исторический период, отражающийся в картинах (обозначить хронологические рамки, и дать характеристику данной эпохи) и т.д.

Выберите из предложенного перечня 5-7 картин в соответствии с выбранной тематикой и составьте композицию из выбранных картин для галереи. Картины должны быть размещены на выставочном стенде.

Представьте проект в форме компьютерной презентации, плаката или буклета.

В раздаточном материале будут представлены картины о России в период Смутного времени, дана информация о техниках и стилях в изобразительном искусстве, художниках, а также сформулированы общие требования по оформлению выставки картин.

Проект 2. («Маршруты российских мореплавателей 17 века») предусматривает выполнения следующего задания:

Используя раздаточный материал, сформулируйте цели и задачи, маршрутов которые вам бы хотелось реконструировать. Исходя из целей, определите тематику и сформулируйте названия проекта.

Сконструируйте карту мира 17 века, используя полученные заготовки.

Используя раздаточный материал, выберете не менее трех мореплавателей и определите цели их плаваний:

Изучение животного и растительного мира;

Поиск пушнины и ресурсов;

Освоение новых территорий;

Торговые отношения;

Реконструируйте маршруты выбранных вами мореплавателей, используя элементы географических карт. На сконструированной вами ранее карте проложите нитку маршрута каждого из мореплавателей (используя маркеры и цветные карандаши), отмечая при этом:

Начальную точку маршрута и конечную;

Начальную дату мореплавания и конечную;

Остановки (при наличии) где были сделаны отметками о ценных находках, животном и растительном мире, возведены крепости;

Оформите компьютерную презентацию.

В раздаточном материале будут представлены: биография российских путешественников 17 века, дана информация о целях путешествий и их результатах, а также сформулированы общие требования по конструированию карты.

Проект 3 («Что читали в 17 веке») предусматривает выполнения следующего задания:

Используя раздаточный материал, сформулируйте цели и задачи исследовательского проекта.

В раздаточном материале изучите отрывки произведений 17 века и классифицируйте их по следующим признакам:

Религиозные произведения;

Светские произведения;

Научные произведения;

Произведения устного народного творчества (былины, пословицы, песни, заговоры);

Определите, какие новые жанры литературы появились в 17 веке? Что осталось пережитком прошлого, а что сохранилось и в наши дни? Какие изменения произошли в русском фольклоре? С чем это связано?

На основе полученных вами ранее знаний и раздаточного материала, выясните, какое из сословий российского государства 17 века проявляли интерес к книгам, и почему? Какой жанр был наиболее популярен в данную эпоху?

Результаты оформите в презентации в форме диаграммы или графика.

Подготовьте краткую компьютерную презентацию.

В раздаточном материале (распечатанные материалы и файлы на рабочем столе компьютера) будут представлены информация о литературных жанрах 17 века, отрывки из произведений данной эпохи, дана информация об авторах.


Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и возможность представить результаты своей работы на всероссийских и международных конференциях, конкурсах, участвовать в диспутах, мастер-классах и других мероприятиях, оказаться среди единомышленников, объединённых общими интересами.



3


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.