Сценарий урока алгебры в 7 классе по теме «Комбинации способов разложения многочленов на множители»

1
0
Материал опубликован 21 November 2021

ФИО Роговская Ирина Алексеевна

7 класс

Урок алгебры

Тема "Комбинации способов разложения многочленов на множители"

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формируемые умения

Предметные: формировать умение представлять многочлен в виде произведения с помощью комбинаций различных методов.

Личностные: готовность к сотрудничеству, умение организовать свою работу в группе, коммуникативные навыки, ответственность за полученный результат деятельности.

Метапредметные: формировать умение планировать свою деятельность, самостоятельно выбирать из нескольких вариантов подходящие способы решения, приводить аргументы для обоснования своих действий.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять разложение многочлена на множители с помощью различных комбинаций способов разложения, работать в группе.

Основные понятия: методы разложения многочлена на множители -вынесение за скобки общего множителя; разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения (ФСУ); способ группировки; комбинации различных способов разложения на множители

Воспитательная задача: показать ценность сотрудничества, работа с ценностным образцом через формы деятельности

Этап

Сценарные ходы

Актуализация знаний, умений

Назначение этапа: вспомнить, что уже известно по обсуждаемому вопросуt1637471297aa.gif

Учитель:

Ребята, добрый день! Сегодня урок мы начнем с движения. На стенах закреплены листы с записями "Вынесение за скобки общего множителя", "Разложение многочлена на множители с помощью ФСУ", " Разложение многочлена на множители способом группировки". Познакомьтесь с записями и встаньте рядом с той, где вы можете выполнить задание, если вы считаете, что можете справиться с любым заданием, выбираете наиболее сложное.

Задание

Представьте краткое описание выбранного способа.

2) Найдите на доске пример, решаемый этим способом. Объясните, как его решить.

Ученики:

Знакомятся с записями на листах. Соотносят свои знания с поставленными заданиями, выбирают способ и, таким образом, делятся на группы.

Учитель:

Вы разделились на группы. Давайте выполним 1 задание (описание способа).

Ученики:

Каждая группа проговаривает краткий алгоритм способа.

Учитель: рассаживаемся по группам. Давайте решим примеры с доски. Будем двигаться по порядку записи примеров. Группа, которая определяет, что данный пример решается её способом, поднимает руки и поясняет всем решение.

Замечание: если проявится способ, который не выбрали, то можно учесть это в наборе упражнений и либо поработать с помощью наводящих вопросов, либо отложить его совсем, запланировав время на его отработку.

Ученики: решают примеры и комментируют свои шаги.

Записи на доске:

1) t1637471297ab.gif 4)t1637471297ac.gif 7) t1637471297ad.gif

2) t1637471297ae.gif 5) t1637471297af.gif 8) t1637471297ag.gif

3) t1637471297ah.gif 6) t1637471297ai.gif




Постановка проблемы.

Назначение этапа: показать ученикам объективно существующие трудности, «разрыв» в понимании/умении применить знание на практике.


7 пример вызывает затруднение. Группы замечают, что требуется применить последовательно 2 способа. На 8 примере повторно проявляется затруднение.

Учитель: фиксирует проблему. Не можем решить пример 8 на данный момент.

Как решили пример7?

Ученики: применили два способа последовательно.

Учитель: чем отличался пример 7 от примеров 1-6?

Ученики:

В примерах 1–6 применялись разные способы, но 1 раз.

В примере 7 применили 2 способа.

Учитель: Молодцы, верно определили различие. Такое применение способов называют комбинацией. Запишем тему урока "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных способов"

Постановка цели, определение образа результата, критериев достижения цели.

Назначение этапа: определить результат деятельности.


Учитель: возвращает к проблеме.

Мы не решили пример 8. Что надо делать?

Ученики:

Если всего три способа, то рассмотреть различные комбинации этих способов. Выбрать подходящую для решения примера 8 и решить его.

Учитель: что для этого потребуется?

Ученики: хорошо знать все способы, видеть их последовательность в каждом конкретном примере.

Учитель: Мы разделились на группы по признаку "Этот прием мы знаем отлично". Если вы начнете работу в этом составе, как быстро решится проблема?

Ученики: Нам будет трудно, мы хорошо знаем один прием, а в других испытываем трудности (или мы их знаем, но медленно работаем).

Учитель: как надо организовать нашу работу?

Ученики: надо разделиться на группы так, чтобы в каждой оказались знатоки всех приемов.

Учитель: значит мы будем полезны друг другу своим опытом, такая деятельность называется -сотрудничество.

Происходит перераспределение ребят по группам.

Учитель:

Как мы узнаем, что цель достигнута?

Ученики:

Будет выбрана правильная комбинация способов и пример 8 решен.

Разработка плана достижения цели

Назначение этапа: определить последовательность шагов по достижению цели.

Учитель:

Вы сидите в группах в новом составе. Как будете действовать?

Ученики:

Будем последовательно перебирать способы, опираясь на опыт знатоков, пока не найдем решение.

Учитель: А в каком порядке?

Ученики: надо договориться в группе.

Учитель:

Выберите в группах Хранителя Времени, Хранителя Равновесия.

Хранитель Времени- нацеливает на результат, не дает отвлекаться

Хранитель Равновесия - следит за порядком высказываний, дает возможность всем высказать мнение, напоминает об уважительном отношении к другому мнению.

Ученики: выбирают Хранителей, определяют порядок высказывания мнений.

Учитель: знакомит с критериями оценивания работы группы

1) Работа в группе организована, действия участников упорядочены, все знают свои роли.



Работа организована, все знают свои роли (2)

Есть один-два участника, которые не вовлечены в процесс (1)

Не могут распределить роли, договориться

(0)








2) Участники группы следуют выбранному плану, не отвлекаются, уважительно относятся к друг другу.



Не отвлекаются

(2)

Почти не отвлекаются (1)

Часто отвлекаются

(0)






Атмосфера уважения (2)

Иногда перебивают друг друга (1)

Плохо слышат друг друга (0)








3) Задания выполнены:





Полностью (2)

больше половины (1)

меньше половины

(0)








Действия по реализации плана

Назначение этапа: пройти путь в соответствии с планом.

Работа в группах.

Ученики: подбирают комбинации способов. Решают пример 8.

Записывают решение в тетради, найденную комбинацию приемов.

Образец оформления:

Пример: t1637471297ag.gif

Решение: t1637471297ag.gif=t1637471297aj.gif

=t1637471297ak.gif

Использованы способы:

1) Группировка

2) Применение ФСУ "Квадрат суммы"

3) Применение ФСУ "Разность квадратов"

Для отработки навыка и закрепления результата группы получают задания на разные комбинации способов.

Примеры:

1)t1637471297al.gif

2)t1637471297am.gif

3)t1637471297an.gif

4)t1637471297ao.gif

5)t1637471297ap.gif

6)t1637471297aq.gif

7)t1637471297ar.gif

8)t1637471297as.gif

9)t1637471297at.gif

Учитель: контролирует деятельность в группах (наблюдение, оказание консультативной помощи)

Фиксация результата. Оценивание результата по критериям.

Назначение этапа:

Соотнести полученный результат с тем, что было задумано.

Учитель: предлагаю озвучить результаты работы в группах. Группа рассказывает решение только одного примера. Другие две группы внимательно слушают. После выступления могут прокомментировать (согласны или нет, хотели бы исправить или добавить что-то). Разобранный пример уже нельзя выбрать следующей группе. Ответ даем по следующему плану:

1) Перечислить по порядку способы в комбинации.

2) Показать применение каждого способа

3) Озвучить ответ.

4) Ответить на вопросы других групп, если они были.

Ученики:

Каждая группа выбирает пример (первая -любой, остальные из оставшихся) и начинают отвечать по плану.

Учитель: обращает внимание на то, что проблема примера 8 и подобных разрешена.

Молодцы! Вы справились с поставленной задачей! Скажите, для решения проблемы какой ход был самым удачным?

Ученики: распределение знатоков по группам и сотрудничество всех в группе.

Учитель: в чем была ценность сотрудничества сегодня на уроке?

Ученики: мы затратили меньше времени на решение, а заданий выполнили больше.

Было интересно выслушать мнение другого.

Я сам бы не справился, а в группе было все понятно.

Идет оценивание деятельности в группах по заданным критериям. Каждая группа оценивает свою деятельность на уроке.

Рефлексия.

Назначение этапа: определить собственное отношение к обсуждаемому вопросу, "присвоить" опыт.

Учитель:

Если на следующем уроке будет организована работа в группах на сотрудничество, но также можно будет поработать индивидуально, какую форму деятельности ты выберешь- сотрудничество в группе или индивидуальную?

Ребята отвечают на вопрос, голосуя смайликами на доске.

Учитель: вопрос к Хранителям. Назовите три самых сложных момента работы в группе.

Вопрос к ученикам: почему Хранителям было сложно в эти моменты? Как надо поступить, чтобы у Хранителей не было таких сложностей?

Ученики: проговаривают вопросы, касающиеся дисциплины, этики высказываний и т. д.

Определение перспективы. Последействие.

Назначение этапа: связь содержания занятия материала с реальной жизнью.

Учитель: давайте подведем итог сегодняшнего урока. Что нового узнали? Как это может пригодиться в дальнейшем?

Ученики:

Научились разложению многочленов на множители с помощью комбинации различных способов. Это пригодится при решении уравнений, упрощении дробных выражений.

Мы работали в группах, используя опыт друг друга, было проще выполнять задания.

Опыт сотрудничества очень полезен, пригодится нам в дальнейшем и не только на уроке. Вместе легче выполнять задания.

Учитель: на следующем уроке вам будут предложены 4 сложных задачи на использование комбинаций способов. Подумайте в свободное время, как бы вы организовали свою деятельность для решения этих задач без помощи учителя. Благодарю вас за работу, очень рада вашим успехам, до встречи на следующем уроке!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации