Сценарий урока алгебры в 7 классе по теме «Комбинации способов разложения многочленов на множители»
ФИО Роговская Ирина Алексеевна
7 класс
Урок алгебры
Тема "Комбинации способов разложения многочленов на множители"
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формируемые умения
Предметные: формировать умение представлять многочлен в виде произведения с помощью комбинаций различных методов.
Личностные: готовность к сотрудничеству, умение организовать свою работу в группе, коммуникативные навыки, ответственность за полученный результат деятельности.
Метапредметные: формировать умение планировать свою деятельность, самостоятельно выбирать из нескольких вариантов подходящие способы решения, приводить аргументы для обоснования своих действий.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять разложение многочлена на множители с помощью различных комбинаций способов разложения, работать в группе.
Основные понятия: методы разложения многочлена на множители -вынесение за скобки общего множителя; разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения (ФСУ); способ группировки; комбинации различных способов разложения на множители
Воспитательная задача: показать ценность сотрудничества, работа с ценностным образцом через формы деятельности
Этап | Сценарные ходы | ||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний, умений Назначение этапа: вспомнить, что уже известно по обсуждаемому вопросу | Учитель: Ребята, добрый день! Сегодня урок мы начнем с движения. На стенах закреплены листы с записями "Вынесение за скобки общего множителя", "Разложение многочлена на множители с помощью ФСУ", " Разложение многочлена на множители способом группировки". Познакомьтесь с записями и встаньте рядом с той, где вы можете выполнить задание, если вы считаете, что можете справиться с любым заданием, выбираете наиболее сложное. Задание Представьте краткое описание выбранного способа. 2) Найдите на доске пример, решаемый этим способом. Объясните, как его решить. Ученики: Знакомятся с записями на листах. Соотносят свои знания с поставленными заданиями, выбирают способ и, таким образом, делятся на группы. Учитель: Вы разделились на группы. Давайте выполним 1 задание (описание способа). Ученики: Каждая группа проговаривает краткий алгоритм способа. Учитель: рассаживаемся по группам. Давайте решим примеры с доски. Будем двигаться по порядку записи примеров. Группа, которая определяет, что данный пример решается её способом, поднимает руки и поясняет всем решение. Замечание: если проявится способ, который не выбрали, то можно учесть это в наборе упражнений и либо поработать с помощью наводящих вопросов, либо отложить его совсем, запланировав время на его отработку. Ученики: решают примеры и комментируют свои шаги. Записи на доске: 1) 4) 7) 2) 5) 8) 3) 6) | ||||||||||||||||||||||||
Постановка проблемы. Назначение этапа: показать ученикам объективно существующие трудности, «разрыв» в понимании/умении применить знание на практике. | 7 пример вызывает затруднение. Группы замечают, что требуется применить последовательно 2 способа. На 8 примере повторно проявляется затруднение. Учитель: фиксирует проблему. Не можем решить пример 8 на данный момент. Как решили пример7? Ученики: применили два способа последовательно. Учитель: чем отличался пример 7 от примеров 1-6? Ученики: В примерах 1–6 применялись разные способы, но 1 раз. В примере 7 применили 2 способа. Учитель: Молодцы, верно определили различие. Такое применение способов называют комбинацией. Запишем тему урока "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных способов" | ||||||||||||||||||||||||
Постановка цели, определение образа результата, критериев достижения цели. Назначение этапа: определить результат деятельности. | Учитель: возвращает к проблеме. Мы не решили пример 8. Что надо делать? Ученики: Если всего три способа, то рассмотреть различные комбинации этих способов. Выбрать подходящую для решения примера 8 и решить его. Учитель: что для этого потребуется? Ученики: хорошо знать все способы, видеть их последовательность в каждом конкретном примере. Учитель: Мы разделились на группы по признаку "Этот прием мы знаем отлично". Если вы начнете работу в этом составе, как быстро решится проблема? Ученики: Нам будет трудно, мы хорошо знаем один прием, а в других испытываем трудности (или мы их знаем, но медленно работаем). Учитель: как надо организовать нашу работу? Ученики: надо разделиться на группы так, чтобы в каждой оказались знатоки всех приемов. Учитель: значит мы будем полезны друг другу своим опытом, такая деятельность называется -сотрудничество. Происходит перераспределение ребят по группам. Учитель: Как мы узнаем, что цель достигнута? Ученики: Будет выбрана правильная комбинация способов и пример 8 решен. | ||||||||||||||||||||||||
Разработка плана достижения цели Назначение этапа: определить последовательность шагов по достижению цели. | Учитель: Вы сидите в группах в новом составе. Как будете действовать? Ученики: Будем последовательно перебирать способы, опираясь на опыт знатоков, пока не найдем решение. Учитель: А в каком порядке? Ученики: надо договориться в группе. Учитель: Выберите в группах Хранителя Времени, Хранителя Равновесия. Хранитель Времени- нацеливает на результат, не дает отвлекаться Хранитель Равновесия - следит за порядком высказываний, дает возможность всем высказать мнение, напоминает об уважительном отношении к другому мнению. Ученики: выбирают Хранителей, определяют порядок высказывания мнений. Учитель: знакомит с критериями оценивания работы группы 1) Работа в группе организована, действия участников упорядочены, все знают свои роли.
2) Участники группы следуют выбранному плану, не отвлекаются, уважительно относятся к друг другу.
3) Задания выполнены:
| ||||||||||||||||||||||||
Действия по реализации плана Назначение этапа: пройти путь в соответствии с планом. | Работа в группах. Ученики: подбирают комбинации способов. Решают пример 8. Записывают решение в тетради, найденную комбинацию приемов. Образец оформления: Пример: Решение: = = Использованы способы: 1) Группировка 2) Применение ФСУ "Квадрат суммы" 3) Применение ФСУ "Разность квадратов" Для отработки навыка и закрепления результата группы получают задания на разные комбинации способов. Примеры: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) Учитель: контролирует деятельность в группах (наблюдение, оказание консультативной помощи) | ||||||||||||||||||||||||
Фиксация результата. Оценивание результата по критериям. Назначение этапа: Соотнести полученный результат с тем, что было задумано. | Учитель: предлагаю озвучить результаты работы в группах. Группа рассказывает решение только одного примера. Другие две группы внимательно слушают. После выступления могут прокомментировать (согласны или нет, хотели бы исправить или добавить что-то). Разобранный пример уже нельзя выбрать следующей группе. Ответ даем по следующему плану: 1) Перечислить по порядку способы в комбинации. 2) Показать применение каждого способа 3) Озвучить ответ. 4) Ответить на вопросы других групп, если они были. Ученики: Каждая группа выбирает пример (первая -любой, остальные из оставшихся) и начинают отвечать по плану. Учитель: обращает внимание на то, что проблема примера 8 и подобных разрешена. Молодцы! Вы справились с поставленной задачей! Скажите, для решения проблемы какой ход был самым удачным? Ученики: распределение знатоков по группам и сотрудничество всех в группе. Учитель: в чем была ценность сотрудничества сегодня на уроке? Ученики: мы затратили меньше времени на решение, а заданий выполнили больше. Было интересно выслушать мнение другого. Я сам бы не справился, а в группе было все понятно. Идет оценивание деятельности в группах по заданным критериям. Каждая группа оценивает свою деятельность на уроке. | ||||||||||||||||||||||||
Рефлексия. Назначение этапа: определить собственное отношение к обсуждаемому вопросу, "присвоить" опыт. | Учитель: Если на следующем уроке будет организована работа в группах на сотрудничество, но также можно будет поработать индивидуально, какую форму деятельности ты выберешь- сотрудничество в группе или индивидуальную? Ребята отвечают на вопрос, голосуя смайликами на доске. Учитель: вопрос к Хранителям. Назовите три самых сложных момента работы в группе. Вопрос к ученикам: почему Хранителям было сложно в эти моменты? Как надо поступить, чтобы у Хранителей не было таких сложностей? Ученики: проговаривают вопросы, касающиеся дисциплины, этики высказываний и т. д. | ||||||||||||||||||||||||
Определение перспективы. Последействие. Назначение этапа: связь содержания занятия материала с реальной жизнью. | Учитель: давайте подведем итог сегодняшнего урока. Что нового узнали? Как это может пригодиться в дальнейшем? Ученики: Научились разложению многочленов на множители с помощью комбинации различных способов. Это пригодится при решении уравнений, упрощении дробных выражений. Мы работали в группах, используя опыт друг друга, было проще выполнять задания. Опыт сотрудничества очень полезен, пригодится нам в дальнейшем и не только на уроке. Вместе легче выполнять задания. Учитель: на следующем уроке вам будут предложены 4 сложных задачи на использование комбинаций способов. Подумайте в свободное время, как бы вы организовали свою деятельность для решения этих задач без помощи учителя. Благодарю вас за работу, очень рада вашим успехам, до встречи на следующем уроке! |