Сценарный план занятия по истории в 5 классе на тему «Урок будущего»
Сценарный план авторского занятия «Урок будущего»
Урок разработала: Смагина Ирина Павловна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №3
Требования к описанию | |
1. | Тема авторского занятия |
Урок по теме: «Моя Родина - Россия - Свердловская область» | |
2. | Место занятия в системе занятий |
Урок проводится в 5 классе в 5 разделе «Родина» в контексте одного из двух уроков по теме «Наша родина – Россия» Урок - игра | |
3. | Цели и задачи авторского занятия |
Цель: расширить и закрепить у обучающихся знания по истории, краеведению, показать школьникам, что история Свердловской области значима и увлекательна. Задачи квеста: Формирование представлений о географическом положении Свердловской области, её истории, символике, знаменитых людях. Развитие интереса к предмету, расширение кругозора. Приобщение к историческим и культурным достижениям родного края, воспитание гражданственности, патриотизма, уважительного отношение к истории, культуре, воспитание ответственности за выполнение задания. Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения, установление связи между целью обучения и его результатом. Регулятивные УУД: оценка, волевая саморегуляция времени и поведения, контроль. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, навыки осмысленного чтения. Коммуникативные УУД: приспособление (адаптация) обучения к особенностям групповой работы | |
4. | Ключевые тематические акценты авторского занятия (не более 1000 знаков с пробелами) |
1. Мотивирование учащихся на игру. Определение общей цели. Выдача задания. 2. Прохождение этапов игры. 3. Подведение итогов. Рефлексия. | |
5. | Используемые приёмы, методы, образовательные технологии. |
Коммуникативная технология, игровая технология, квест – технология, приём работы с текстом, приём работы с картографическим материалом, приём работы с иллюстративным материалом, приём работы с динамическим экранным материалом, игровой приём. Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемно – мотивационный, практический | |
6. | Формирование образовательной среды занятия (средства, инструменты, информационные и методические материалы, инфраструктура, система управления, способы коммуникации). |
Средства: 2 персональных компьютера с возможностью выхода в Интернет, 2 проектора, экран, интерактивная доска, в 2 кабинетах аудиоколонки; информационные и методические материалы: публицистические и учебно-научные тексты, контурные карты, фильм, тесты; инфраструктура включает все элементы информационно - образовательной среды, столы располагаются так, чтобы учащиеся могли работать в группах, предоставление 3 школьных кабинетов; система управления: регулирование взаимоотношений между детьми, создание мотивационной деятельности, организация получения информации, организация рефлексии; способы коммуникации: монолог учителя – настроить учащихся на изучение нового материала, многосторонний диалог обсуждение, поиск решения, рефлексия. | |
7. | Развитие ключевых компетенций учащихся(познавательные, социальные, коммуникативные, информационные и др.) |
- компетенции в устном общении, в восприятии текста, навык публичных выступлений; - компетенция саморазвития и рефлексии; -компетенция социального взаимодействия в команде (планирование, взаимопомощь, взаимоконтроль); - компетенции интеграции, т.е. структурирования знаний и их приращения; - компетенции информационных технологий: прием, переработка и выдача информации; - компетенции учебно-познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, знакомство с культурой, историей, взгляд на изучаемую тему с неожиданной стороны, расширение кругозора; | |
8. | Предлагаемые результаты. |
Предметные: - у ученика формируются умения анализировать, обобщать, устанавливать аналогии и делать выводы; - ученик извлекает и преобразует информацию. Метапредметные: освоение навыков нового коллективного творческого дела, умение вести спор, находчивость. Личностные: развитие устойчивого интереса к предмету, развитие памяти, внимательности, мышления, формирование основ российской, гражданской идентичности. | |
9. | Содержательная часть (подробное описание урока, не более 6000 знаков с пробелами) |
Организационный момент (3 минуты) Приветствие. Доброе утро. Мы начинаем наш урок. Внимание на экран. (Видеофрагмент «С чего начинается Родина…» Постановка цели урока. Учитель: - В чём смысл данного видеофрагмента? Ученики: этот видеофрагмент о любви к Родине. Учитель: вы наверное поняли о чём мы сегодня будем вести речь. Какая тема нашего урока? Ученики: Тема «Наша Родина – Россия». Учитель: Как наша страна называлась в прошлом? Ученики: Русь, Российская империя, Советский Союз. Учитель: Наша большая Родина носит название Российская Федерация. Если слово федерация перевести латинского языка на русский язык, то получится, что мы с вами живем в Российском Союзе. Российская Федерация состоит республик, краев, областей которые обозначаются термином «субъект федерации», т.е. «равный член, полноправный участник». Учитель: Ребята, знаете ли вы, как правильно называется территория, где мы с вами живем? Ученики: Свердловская область. Учитель: Мы живем в городе Красноуральске Свердловской области. Красноуральск – это один из 47 городов Свердловской области. Свердловская область – это одна из 46 областей Российской Федерации. Именно в этом году Свердловская область празднует 85 летие со дня основания. Поэтому наш урок будет посвящён Свердловской области. Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок – квест. Для работы на уроке вам необходимо поделиться на команды. Каждая команда занимает свой стол и имеет свой номер. Все знания вы сегодня получите сами, но для того чтобы вы зто сделали в полном объёме вам нужно пойти несколько испытаний и во время каждого этапа получить ключи. Команда на старте получает маршрутный лист и конверт с номером вашей команды, в который вы будете собирать ключи. Конверт нигде не оставлять. Везде просить ключи. Ключи вам помогут выполнить последнее задание, то есть получить информацию к теме сегодняшнего урока. - Прошу представителей групп подойти и подучить маршрутные листы и конверты. - Мы начинаем квест. Прохождение квеста – выполнение заданий. 1 задание. Просмотрите видеофрагмент и дайте ответ на вопрос: в каком городе Свердловской области находится эта башня? На обсуждение 1 минута. За ответ даётся 1 ключ. 2 задание. Учащимся даётся текст, содержащий фрагмент биографии П.П.Бажова. Задание: Найдите в тексте 5 фактических ошибок, подчеркните их. На выполнение задания даётся 2,5 минуты. Критерии оценивания: найдено 4-5 ошибок –2 ключа; найдено 2-3 ошибки – 1 ключ; найдено 1-0 ошибок – 0 ключей. Павел Петрович Бажов родился в 1879 году недалеко от города Кургана. Отец Павла был священником. Мальчик поступил в школу в возрасте семи лет, он был лучшим учеником в своем классе, после школы он пошел в университет. Павел поступил на должность учителя русского языка в 1899 году. Бажов очень любил родной край и его природу, поэтому летом он путешествовал по Кавказским горам. Первая книга была напечатана Бажовым в 1924 году. Главным произведением автора принято считать книгу «Медная шкатулка», которая вышла в 1939 году. Эта книга – сборник сказов для детей об уральской жизни. Она стала известна по всему миру. Павел Петрович получил премию и был награжден орденом. Произведения Бажова легли в основу мультфильмов, опер, спектаклей. 3 задание. Пройдите тест. Время на прохождение каждого вопроса в тесте ограниченно. Общее время выполнения 2,5 минуты. Критерии оценивания: 4-5 правильных ответов– 2 ключа; 2-3 правильных ответов -1 ключ, 0-1 правильный ответ – 0 ключей. 1.Назовите фамилию исторического деятеля, памятник которому находится в Екатеринбурге? А) Менделеев Б) Кутузов В) Ельцин Г) Горбачёв 2. Укажите герб Свердловской области. 3. Назовите фамилию лётчика космонавта, родившегося в городе Красноуральске? А) Гагарин Б) Севастьянов В) Беляев Г) Леонов Д) Титов 4. Укажите название реки, протекающей в окрестностях города Красноуральска и впадающей в реку Тобол? А) Чусовая Б) Тавда В) Уфа Г) Урал Д) Тура 5. Как назывался город Екатеринбург с 1924 года по 1991 год? А) Свердловск Б) Царицын В) Санкт-Петербург Г) Яик Д) Екатеринодар 4. Укажите на карте Свердловскую область. Время на выполнение 1 минута. За выполнение даётся 1 ключ. 4. Работа с тексом. Задание: восстановить текст и составить план, состоящий из 4 пунктов. Найти основную мысль каждого абзаца и озаглавить. По окончании работы планы сдать. На выполнение даётся 10 минут. Примерный план. История освоения. История появления Свердловской области. Промышленность Свердловской области. Культура и спорт Свердловской области. Дополнительное задание: составить один вопрос по тексту другой группе. Для этого внимательно ещё раз прочитайте текст. 5. Подведение итогов. Кто быстрее всех выполнил задания квеста и составил качественный план тот и победитель. Хотя победители в квесте сегодня все, потому что узнали о Свердловской области много: историю освоения земель на которых находится сейчас Свердловская область, узнали когда эта территория стала Свердловской областью, о промышленности, а также о культуре и спорте. 6. Домашнее задание. Найти материал о людях Урала, о науке Урала, о полезных ископаемых Урала и подготовить рассказ на 1-2 минуты. |