Конспект урока математики «Степень числа. Квадрат и куб числа» (5 класс)
Конспект урока
Учитель: Крамаренко Лариса Владимировна
МБОУ Кулундинская СОШ №1.
Город, район: Кулундинский.
Образовательное учреждение: МБОУКулундинская СОШ №1.
Предмет: математика.
Класс: 5.
Тема урока: Степень числа. Квадрат и куб числа.
Тип урока: изучение нового материала.
Подход в обучении: системно-деятельностный.
Технология проведения: АМО
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: УМК «Математика5 класс » , компьютер, мультимедийный проектор, карточки для работы в парах (Приложение 1), оценочные листы (Приложение2)
Цель деятельности учителя:
создать условия для формирования понятия степени числа, квадрата и куба числа, выработать первичные навыки по нахождению степени числа, действий со степенью.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить степень числа, находить значение выражений, в которых содержится новое действие, работать в парах, рефлексировать, оценивать результаты.
Задачи:
познавательные УУД: формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученныхрезультатов;
регулятивные УУД: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;
коммуникативные УУД: формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
Формы работы: фронтальная , групповая и индивидуальная.
Структура урока:
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия».
а) Инициация
б)Вхождение или погружение в тему
в) Формирование ожиданий
Фаза 2 «Работа над темой»
а) Проработка содержания темы
б) Разминка
Фаза 3 «Завершение образовательного
мероприятия»
а) Подведение итогов
б) Домашнее задание.
Ход урока:
Фаза 1Начало образовательного процесса.
а)Инициация .«АМ «Посадка» (3 минуты)
Цель: организационный момент. Создание творческой атмосферы, позитивного настроя, мотивировать учащихся.
Технология проведения: на этом этапе учащиеся разбиваются на группы, приобретая пригласительные билеты разного цвета по настроению ( красный, желтый, оранжевый, зеленый). Билеты приобретаются до урока.
-Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии вам предстоит поработать в группах. И прежде, чем мы начнём урок я предлагаю посмотреть вам отрывок из сказки «Золушка»
( Просматривается фрагмент 30 секунд.)
-
Ребята, смогла ли Золушка выполнить все задания мачехи? А почему ей это удалось?(ей помогли её друзья)
-А смогла бы она сама справиться с этими заданиями?
-Вместе и работа быстрее спорится. Я желаю вам дружной работы в группах, будьте приветливы друг с другом, помогайте своим товарищам.
б) Вхождение или погружение в тему
1. Создание проблемной ситуации
Учитель: Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число. Посмотрите на доску:
-Как можно одним словом назвать выражения , которые записаны на доске?
Учитель: Какую общую структуру имеют числовые выражения?
Учащиеся: Одно и то же слагаемое повторяется несколько раз.
- Скажите, можно ли перейти к более компактной записи выражений?
2+2+2=
3+3+3+3+3=
5+5+5=
15+15+15=
4+4+4+4+4=
а+а+а+а+а+а+а+а+а+а=
Учащиеся:
2+2+2= 2∙3
3+3+3+3+3= 3∙5
5+5+5= 5∙3
15+15+15= 15∙3
4+4+4+4+4= 4∙5
а+а+а+а+а+а= а∙6
Учитель:
5∙5∙5∙5
-А можем ли мы тоже это выражение записать более короткой записью, компактной?
Учащиеся: (предлагают свои варианты, обсуждаем (5*4=20))
-Давайте теперь найдем значение следующего выражения (625)
2. Формулирование проблемы (темы и цели урока)
Учитель:-Какой у вас возник вопрос при выполнении этого задания? Попробуйте определить свои затруднения.)
-Почему не получается? (не хватает новых знаний)
-Какие действия нам известны? (+, -, ∙, : )
-Если известных действий нам недостаточно, то какая учебная задача стоит перед нами?(Познакомиться с новым действием)
-Чем же мы должны заняться на уроке? (Познакомиться с новым действием, которое поможет перейти в задании к компактной записи, научиться его применять)
-Эту запись можно записать компактно: 5*5*5*5=54
и её называют степенью, а читают так : «пять в четвёртой степени»
-Cформулируйте тему урока. Степень числа.
Цель: познакомиться с понятием степени и научиться выполнять действия со степенями
в)Формирование ожиданий и опасений от урока (АМО « Вырастить цветок» )
Цели и задачи метода: формирование своих ожиданий и опасений от урока, знакомство с ожиданиями и опасениями других участников.
Необходимые материалы: заготовки из цветной бумаги (солнечные лучи и тучи, изображение цветка на бумаге, двусторонний скотч)
Технология проведения:
-Ребята, я предлагаю каждой группе вырастить виртуально цветок-знание. (учитель раздаёт листы с изображением цветка) А чтобы наш цветок-знание зацвел на нашей цветочной клумбе, необходимо создать для него благоприятные условия:( солнце, почва и т.д.) Я предлагаю остановиться на солнышке. (учитель раздаёт заранее заготовленные лучики) Запишите на них свои ожидания от нашего занятия. Обращаю ваше внимание и на то, что работаем в группе, поэтому мне хотелось бы, чтобы вы написали свои ожидания по работе в группе. А свои опасения я предлагаю записать на грозовых тучках) Напоминаю, что вы ограничены во времени, не более 3-х минут
(формирование ожиданий: лучи солнышка и тучки)
Фаза 2 «Работа над темой»
а) Проработка содержания темы. АМ «Цветочная клумба» Работа в группах (10 мин.) с учебником.
Цель: познакомиться с понятием степени и научиться выполнять действия со степенями
Необходимые материалы: учебник, лист с изображением цветка, на обратной стороне которогоданы задания группам:
Технология проведения: Работа в группах.
-Ознакомьтесь с предложенными заданиями. Перед тем, как вы приступите к их выполнению, посмотрите видеоинформацию по теме урока (изучение нового материала).
-
Приступайте к выполнению заданий, не забывайте о взаимопомощи.
-Выберите того, кому вы доверите отвечать от имени своей группы. (Приложение 1)
б) Разминка. «Потанцуем» (перед тем как дети начнут отвечать)
Цель:отдохнуть после интеллектуальной работы, поднять настроение.
Необходимые материалы: слайд-шоу с музыкальным сопровождением.
Т
ехнология проведения: учащиеся танцуют под музыку.
в)Проработка содержания темы (продолжение)
Представители групп отчитываются о проделанной работе Остальные учащиеся слушают, выполняют соответствующие записи в тетрадях. (после своих выступлений листы с изображением цветов крепятся при помощи двустороннего скотча к доске, постепенно формируя клумбу)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.
а) Закрепление изученного материала с использованием карточек-шнуровок.
Цель: формировать умение соотносить степень числа (числовое выражение, содержащее степень) и результат вычисления, первичное осмысление приобретённых знаний.
Необходимые материалы: карточки-шнуровки.
Технология проведения:
Ученикам необходимо с помощью шнуркасоотнести степень числа (числовое выражение, содержащее степень) и результат вычисления. На каждую группу можно предложить по 3 карточки, ребята работают парами, проверка осуществляется по линиям с обратной стороны карточки (шнурок должен совпасть с линиями)
б) Подведение итогов.« Смайлики» (приложение)
Необходимые материалы:изображения радостного и грустного смайлика, двусторонний скотч.
Технология проведения: после совещания каждая группа должна определить степень усвоения материала с помощью одного из смайликов и закрепить его на доске.
Учитель: - Оправдались ли ваши ожидании и опасения в ходе урока?
– Если опасения не оправдались, я предлагаю убрать тучки, пусть наши цветы знаний на клумбе цветут пышным цветом.
-Справились ли мы с поставленной задачей на уроке?
(В оценочных листах (приложение 2) каждый ученик самостоятельно оценивает свою работу и отмечает галочкой соответствующую клетку
! ! – понял, смогу объяснить товарищу,
! – понял, но не совсем уверен,
? – не все понял, надо еще позаниматься).
- Оставьте мне на память о нашем уроке смайлики настроения.
в)Домашнее задание:
-Составьте по четыре примера в (от каждой группы), содержащих степени, вычислите, можно оформить своё задание виде подарка-сюрприза для одной из групп.
-Работа с Яндекс учебником
Смайлики настроения
Группа № 1 Ответьте на вопросы: а) Как короче можно записать произведение одинаковых множителей 2∙2∙2∙2∙2∙2 ? б) Как называют выражение 26 ? в) Как в этой записи называется число 2 ? А число 6 ? г) Что показывают в записи 26 числа 2 и 6 ? 2. Запишите в виде степени следующие произведения и найдите их значение: а) 2∙2∙2∙2∙2∙2= б) 5∙5∙5∙5= в) 3∙3∙3∙3= 3.Запишите степень в виде произведения: 124= а3= | Группа №2 1. Что такое квадрат числа? 2.Как записать короче3∙3? 3. Сформулируйте правило, что называют произведением чисел n∙n? Запишите соответствующее равенство. 4. Вычислите квадраты чисел в пределах 10, заполните таблицу
Запишите так: 12=1∙1=1 42= 72= 102= 22=2∙2=4 52= 82= 32=3∙3=9 62= 92= | ||||||||||||||||||||||
Группа 3 1. Что такое куб числа? 2. Как записать короче 4∙4∙4 ? 3.Сформулируйте правило о том, что называют произведением чисел n∙n∙n ? Запишите соответствующее равенство. 4. Пользуясь таблицей кубов, вычислите кубы чисел в пределах 10, заполните таблицу
Запишите так: 13=1∙1∙1=1 53= 93= 23=2∙2∙2=8 63= 103= 33=3∙3∙3=27 73= 43= 83= | Группа 4 1. Что такое первая степень числа? Приведите примеры. 2. Нужно ли писать показатель 1? 3. Чему равна первая степень числа? 4. В каком порядке выполняются действия в числовом выражении, если в его записи содержатся степени числа? 5. Вычислите: 32∙18= 7+43= |
Приложение 1
Работа в группе | Самостоятельная работа | Итоговая оценка | – понял,смогу объяснить товарищу, – понял, но не совсем уверен, – не все понял, надо еще позаниматься | ||||
Участвовал в обсуждении | Участвовал в обсуждении, составлении таблицы | ||||||
| | | | ||||
5-принимал активное участие, выводы верные 4- принимал активное участие, допустил 1-2 ошибки 3-принимал участие, не дал правильных ответов | 5-принимал активное участие, выводы верные, заполнял таблицу, защищал результат 4- принимал активное участие, допустил 1-2 ошибки, составлял таблицу. 3- принимал участие в составлении таблицы. | 5 – 0 ошибок 4 – 1-2 ошибки 3 – 3-4 ошибки | |
Приложение3 Оценочный лист