12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда18
Россия, Тюменская обл., Тобольск
1

СТРЕТЧИНГ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

Москвина Надежда Александровна, 1 категория, учитель физической культуры.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5».

Адрес: 626150, Российская Федерация, Тюменская область,

г. Тобольск, 6 микрорайон, №60.

Контактные данные: работа 8(3456) 252891, сотовый 89129947007.


СТРЕТЧИНГ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

Стретчинг состоит из упражнений и поз, придает мышцам эластичность, а суставам, гибкость и подвижность. Упражнения в стретчинге направлены на растягивание расслабленных мышц или на чередование состояния напряжения и расслабления растянутых мышц. Регулярные занятия помогают мышечным волокнам увеличивать приток крови и замедляет их раннее старение.

Отталкиваясь от целей занятий, стретчинг применяется в разминке для подготовки мышц к тренировочному процессу, для развития гибкости и эластичности мышц и как процесс расслабления всего тела в заключительной части тренировочного процесса [1].

Рассмотрим плюсы стретчинга, которые представлены на рисунке 1.

t1572887451aa.gift1572887451ab.gif

Профилактика против отложений солей

Поступление крови к мышцам


t1572887451ac.gift1572887451ad.gif

Плюсы стретчинга


t1572887451ae.gif



t1572887451af.gif


t1572887451ag.gift1572887451ah.gift1572887451ai.gift1572887451aj.gif

Саморазвитие в домашних условиях, в удобное время

Подвижность суставов и гибкость



t1572887451ak.gif

Насыщение головного мозга кислородом







Рис.1. Плюсы стретчинга.

Рассмотрим четыре разных подхода к выполнению упражнений: силовой, медленный, статистический и PNF, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к выполнению упражнений стретчинга

Силовой метод не применяется на практике, так как он довольно травмоопасен. Упражнения выполняются резко и быстро, в движения вкладывается сила.

Медленный метод полностью противоположен силовому. Движения выполняются плавно и размеренно. Мышцы должны растягиваться постепенно, но до максимума.

Статистический метод. Он наиболее тесно взаимосвязан с правилами йоги, все упражнения в нем делаются с «зависанием» в каждой позиции.

Метод PNF (проприрецептивное нервно-мышечное усиление). Принудительная помощь партнера в задерживании тела в конечной позиции. Сопровождается болевыми ощущениями, желаемый эффект достигается быстрее.

В своей работе мы применили статический и медленный методы, так как они более просты в выполнении и подходят большему количеству людей. При работе на растягивание мышц мы формировали два типа тренировочных комплексов, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Типы тренировочных комплексов

Первый избирательного воздействия, идет растяжение одних и тех же групп мышц.

Второй тип тренировочного комплекса характеризуется смешанным воздействием; воздействие на определенную группу мышц.

Методику управления физической нагрузкой при выполнении любых упражнений обосновали Н.И. Волков и В.М. Зациорский, которые предложили следующее: для контроля и планирования необходимо учитывать пять компонентов, представленные на рисунке 2.

t1572887451al.gift1572887451am.gif

Характер отдыха

Продолжительность упражнения


t1572887451an.gif


t1572887451ao.gift1572887451ap.gif

5 компонентов контроля и планирования




t1572887451aq.gift1572887451ar.gift1572887451as.gif

Интенсивность упражнения

Число повторений упражнений


t1572887451at.gif


t1572887451au.gif


t1572887451av.gif

Продолжительность интервалов отдыха между упражнениями





Рис. 2. Пять компонентов для контроля и планирования физической нагрузки.

Продолжительность упражнения обуславливает объем физиологических и биохимических сдвигов, происходящих во время его выполнения. При стретчинге длительность упражнения колеблется от 5 до 30с. В среднем каждое упражнение повторяется 5-7 раз по 15-30с, с отдыхом 10-30с.

Интенсивность нагрузки в упражнениях регулируется в основном за счет напряжения мышц. В разных положениях, стремиться к максимальной амплитуде, чтобы ощущалась растянутость мышц. В таком положении растянутая мышца уже достаточно активирована без всякого дополнительного напряжения. Если мышцы будут напряжены, это повысит интенсивность упражнения. Тренирующий эффект в этом случае будет значительным [1].

Продолжительность интервала отдыха между повторениями упражнения во многом определяет величину и характер сдвигов в организме, вызванных нагрузкой. В период отдыха происходят восстановительные процессы. Восстановление в период отдыха характеризуется некоторыми особенностями, изображенные на рисунке 3.

t1572887451aw.png

Рис.3. Особенности восстановления в период отдыха.

Характер отдыха - в паузах между повторениями в определенной степени влияет на протекание восстановительных процессов.

Заполнение интервалов отдыха какой-либо мало интенсивной работой позволяет поддерживать на определенном уровне функционирование различных систем организма.

Количество повторений упражнения определяет суммарную величину ответных реакций организма и зависит от подготовленности занимающегося и от поставленной перед ним целью.

Анализ научно-методической литературы показал, что стретчинг в основной части тренировочного занятия используется для усиления эффекта скоростно-силовых и силовых упражнений. После выполнения прыжковых упражнений под воздействием стретчинга, по возможности при полном расслаблении растягиваемых мышц, активизируется синтез в мышечных волокнах, что способствует быстрому восстановлению работающей мышцы.

Применение стретчинга в школьной секции по волейболу позволяет достичь хороший уровень гибкости, и способствует поддержание его в тренировочном процессе.

Чтобы добиться хорошего растяжения всех мышц, важно учитывать в тренировочном процессе следующие моменты:

расслабление;

упражнение выполняется с особой концентрацией на той группе мышц, которая растягивается;

упражнение выполняется индивидуально, до момен­та легкого дискомфорта;

зафиксировать достигнутый предел в индивидуальном упражнении до 15-30 секунд;

выполнение упражнений без резких движений и вздрагиваний.

Упражнения стретчинга нельзя ускорять, соблюдать принципы постепенности и систематичности.

Главную роль в подготовке волейболистов школьной секции, имеет подвижность в суставах, то есть гибкость. Занимающиеся с высокой подвижностью в суставах легче выполняют технические действия, а применение упражнений на гибкость, обеспечивают профилактику травматизма. Исходя из выше перечисленного, мы стали применять в школьной секции по волейболу, упражнения на растяжения мышц [2].

Эксперимент носил сравнительный характер и проводился для выявления эффективности предложенной нами методики применения упражнений на растягивание в тренировочном процессе волейболистов в школьной секции. Период проведения эксперимента 2017-2018 учебный год.

Данная методика позволяет управлять процессом стретчинга, как посредством индивидуальности нагрузок, так и подбором поз для коллективного исполнения с взаимоконтролем занимающихся, а также использование метода круговой тренировки со сменой мест, выполнения упражнения в соответствии с рядом прикрепленной карточкой с заданиями.

В проведенном тестировании принимали участие две группы занимающихся 10 «а» и 10 «б» класса (девушки). Контрольная группа (10 девушек 10 «а» класса) и экспериментальная группа (10 девушек 10 «б» класса). Группы одинаковы по физическим показателям и характеристикам.

В начале первого полугодия были собраны первоначальные данные двух групп по двум тестам, в течении первого и второго полугодия была применена методика к экспериментальной группе, а в конце второго полугодия были проведены повторно тестирования.

Тестирования в первом полугодии и в конце второго полугодия, в школьной секции по волейболу проводились для определения уровня развития двигательных способностей, и проводилось по двум тестам прыжок вверх по В.М. Абалакову и наклону вперед из положения стоя [2].

Предложенная нами методика определялась по динамике изменения результатов испытуемых в предложенных контрольных упражнениях наклон вперед из положения стоя и прыжок вверх по В.М. Абалакову.

По предложенному, первому тесту наклон вперед из положения стоя, были получены следующие результаты, которые представленные на рисунке 1.

t1572887451ax.gif

Рис. 1. Динамика изменения показателей по тесту, наклона вперёд из положения стоя, в 2017-2018 учебном году.

В контрольной группе в начале эксперимента, высокий результат показала Колычева Елена 11 см., а низкий Хафизова Азалия 0 см. В экспериментальной группе высокий результат показала Голомозая Ксения 15 см., а низкий результат Авнякова Соня 1 см.

Из диаграммы видно, что по этому тесту произошли статистически достоверные изменения показателей гибкости в экспериментальной группе, например, до эксперимента в контрольной группе средний показатель был 4,8 в экспериментальной группе 5,4. После применения методики мы получили следующие результаты в экспериментальной группе средний показатель 7,0. Значительного прироста в контрольной группе не наблюдалось.

Улучшили свои показатели в конце эксперимента занимающиеся экспериментальной группы, Голомозая Ксения 20см., а результат Авняковой Сони составил 7 см, что на 6 см. лучше, чем в начале учебного года.

По второму тесту прыжок вверх по В.М. Абалакову, были получены следующие результаты, представленные на рисунке 2.

t1572887451ay.gif

Рис. 2. Динамика изменений показателей по тесту, прыжок вверх по В.М. Абалакову, в 2017-2018 учебном году.

В контрольной группе на начало эксперимента, высокий результат показала Сокольская Валерия 40 см., а низкий Абасова Гюнай 10 см. В экспериментальной группе высокий результат показала Сибирцева Анастасия 40 см., а низкий результат Кузнецова Анастасия 10 см.

По результатам тестирования прыжка вверх по В.М. Абулокову, мы видим, что произошел прирост показателей в экспериментальной группе, например, до эксперимента средний показатель в контрольной группе составлял 20, а в экспериментальной 19,6. После применения методики мы получили следующие изменения в экспериментальной группе произошел прирост, средний показатель составил 23,3.

Улучшили свои показатели в конце эксперимента занимающиеся экспериментальной группы Сибирцева Анастасия 45 см., а результат Кузнецовой Анастасии составил 15 см. что на 5 см. лучше, чем в начале учебного года.

Полученные нами данные позволяют нам сделать вывод об эффективности предложенной нами методики в направлении повышения уровня развития прыгучести у волейболистов школьной секции.

Сравнивая результаты тестирования в начале и в конце учебного года, можно сделать следующие выводы. Для эффективного развития двигательных способностей волейболистов, занимающихся в школьной секции и предупреждения травматизма в учебно-тренировочный процесс целесообразно регулярно включать упражнения на гибкости по современной методике, стретчинг.

Наибольший прирост результатов в экспериментальной группе был получен по тесту наклон вперед из положения стоя, что определяет методику стретчинга, как эффективную для развития подвижности суставов. Предложенная ними методика оказала положительное влияние на развитие гибкости у школьников, занимающихся в школьной секции по волейболу.

Используемые материалы:

Стретчинг или упражнения на растягивание // Aallbest. – 2012. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL.: [ https://revolution.allbest.ru/sport/00232741_0.html ].

Храменкова Л.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ // ИНФОУРОК. - 2015. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL.: [ https://infourok.ru/ispolzovanie_stretchinga_v_podgotovke_voleybolistov-394423.htm ].


5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.