Урок окружающего мира 3 класс «Строение тела человека»

5
0
Материал опубликован 21 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

Филиал МБОУ «Чагоянская СОШ» - «Селетканская школа»

Урок окружающего мира 3 класс

Тема: Строение тела человека

Урок открытия нового знания.

 

 

Моргунова Евгения Геннадьевна,

учитель начальных классов

 

Пояснительная записка.

Урок окружающего мира в третьем классе проводится по учебнику: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир», 3 класс. – Москва, «Просвещение», 2012

Тема урока: Строение тела человека.

Это одиннадцатый урок в разделе «Дом как мир».

Программа (система) обучения « Перспектива»

Цель урока:

Образовательная: 
Познакомить детей с понятиями «организм человека», «системы органов», способствовать пониманию учащимися важности сохранения своего здоровья.
Развивающая:
способствовать развитию умения самостоятельно отбирать и использовать нужную информацию;
способствовать формированию умений выделять главное в содержании текста учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию;
способствовать формированию адекватной оценки собственной деятельности.
Воспитательная:
способствовать формированию у учащихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья. 

Задачи урока:

Предметные:

предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о строении тела человека;

Метапредметные: 

развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о внутренних органах, системах органов.

Личностные: 

создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, пропаганда здорового образа жизни.

Формировать:

Регулятивные УУД:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, планировать деятельность с помощью учителя.

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; сравнивать по заданным основаниям объекты.

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

- умение совместно договариваться о правилах и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре, группе.
Тип урока: Урок открытия нового знания.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Средства обучения: 
Учебник Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир», 3 класс в 2-х частях, часть 2– Москва, «Просвещение», 2012

Оборудование:

- персональный компьютер, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, использование макетов, лента, шарики, губки

Структура и ход урока:

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Формирование УУД на каждом этапе урока

Этап урока: Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

I. Организационный момент слайд1

Ребята, сегодня на уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. Будьте внимательными и активными. А что бы быть внимательными давайте его позовем:

1, 2, 3, 4, 5.

Я зову тебя опять,

Ты внимание приди

И во всем нам помоги.

-

Подготовка к восприятию нового материала.

Организация учебного места (регулятивные УУД)

Этап урока: Актуализация знаний

Цель: Подготовка учащихся к открытию нового знания

Учитель предлагает рассмотреть картинку с изображением избы

- Ребята, что вы видите на рисунке?

- Как изба устроена снаружи?

- То, что мы видим снаружи, это внешнее строение.

- А теперь давайте заглянем внутрь избы. Что вы видите? (Показ макета избы, изготовленной на уроке технологии, внутри)

- То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение дома.

Дети высказывают предположения

-дом

.-Крыша, дверь, окна…

- печь, скамья, стол..

Извлекать информацию, представленную в разных формах (Познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Этап урока: Постановка учебной задачи

Цель: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Учитель открывает картинку с изображение человека и макет человека.

- Ребята посмотрите на эту картинку и на макет попробуйте определить, что общего у человека и дома? (выслушивает и обобщает ответы детей) слайд 2

-А можете ли вы назвать строение человека внутри и снаружи?

- Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?

- Какую цель поставим на уроке?

 

формулирует тему и цель урока: слайд 3

- Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим внешнее и внутреннее строение человека и познакомимся с работой некоторых внутренних органов и систем органов.

Человек, как и любой объект имеет строение. (на доске появляется карточка схемы «СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»).

- Какая наука изучает строение тела человека и работу внутренних органов?

-Выскажите предположение: можно ли назвать человека телом живой природы (организмом)? Почему?

Слайд 4

- Что отличает человека от других живых объектов?

- Имеют внешнее и внутреннее строение.

-нет

Формулируют тему урока (Строение тела человека )

- Изучить внешнее и внутреннее строение тела человека, определить, как работают органы.

Предположения детей.

-анатомия

-да

Дышит, питается, растет, размножается, умирает

- Человек умеет говорить, мыслить, трудиться, изучил свой организм, может вылечить себя от многих болезней.

Высказывают свои мысли (Коммуникативные УУД).

Определяют и формулируют тему и задачи на уроке (Регулятивные УУД).

Этап урока: Открытие новых знаний. Исследовательская работа в группах.

Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения; развитие навыков исследовательской деятельности.

- а теперь посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи.

На доске карточка «Внешнее»

- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела:

На доске карточка «Части тела»

-голова.… Погладьте себя по голове.

- Покажите шею.

- Туловище, на котором находится грудь, живот, спина; верхние конечности (руки) и нижние конечности (ноги).

- Мы рассмотрели внешнее строение человека. А сейчас давайте поработаем в паре. Вот перед вами силуэт человека подпишите названия частей тела человека.

(проверка по слайду 5 презентации) оцените себя (!,+,?)

А каково же его внутреннее строение? (на доске появляется карточка «ВНУТРЕННЕЕ»)

- Организм состоит из органов

На доске карточка «Органы» слайд 6

Орган – это часть организма, которая имеет определенное строение и выполняет определенную работу. Все органы действуют в организме согласованно, слаженно. Несколько органов, действующих совместно, составляют систему органов. Слайд 7

Такими системами являются, например: опорно- двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная и т.д.

Чтобы более подробно познакомиться с органами и системами органов, нам необходимо провести небольшое исследование. Сейчас мы представим себя на месте ученых.

- Я предлагаю поработать самостоятельно. Каждый из вас получит пакет с материалом об определенной системе органов. Вам необходимо прочитать текст на с. 50 и 51, приклеить названия органов, какую работу они выполняют в таблицу. А затем рассказать по таблице об этой системе.

во время работы звучит спокойная музыка

Проверка работы:

- Ребята, вы поработали. Сейчас мы проверим, что у вас получилось. Один из вас рассказывает, я помогаю, а второй выставляет этот орган на макете человека.

Нервная система слайд 8

Рассказ ученика по таблице на карточке, затем рассказ и показ учителя.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Его еще называют командным пунктом. Где он находится? Охраняется он черепом. Головной мозг заведует всеми органами

Если все нервы соединить в одну длинную ниточку, то она дотянется от Земли до Луны, потом вернется на Землю и еще раз повторит тот же путь.

Кровеносная система

Слайд 9

СЕРДЦЕ - находится в груди человека. Размером оно всего с кулак. Сердце перекачивает 10 тыс. литров крови, это целая цистерна, а весит оно всего 300 граммов. Сожмите кулачок вот такого размера ваше сердце

Опорно-двигательная система

-Потрогайте свои руки, ноги. Что вы ощупываете под кожей?

-поверните голову налево, направо, поднимите руки вверх, опустите их. Что заставляет кости двигаться?

слайд 10

 

Ответы детей Разрешение проблемной ситуации.

Работа в паре

Слушают учителя.

Работая самостоятельно, изучают строение и роль в организме различных систем органов.

Выступают

Выступление учащегося по таблице

- кости, мышцы

-мышцы

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. (Коммуникативные УУД)

Анализ, классификация, подведение под понятие, вывод

(Познавательные УУД)

Поиск необходимой информации, заполнение таблицы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Познавательные УУД)

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе; учет разных мнений, достижение договоренности (Коммуникативные УУД).

Работать по плану (Регулятивные УУД).

Осознание ответственности за общее дело (Личностные УУД)

Адекватное использование речевых средств, умение оформлять устную речь (Коммуникативные УУД)

 

Пищеварительная система слайд 11

Желудок находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Он похож на воздушный шарик или мешок, который растягивается по мере поступления пищи.

(Эксперимент с воздушным шариком) Дальше из желудка пища двигается в кишечник, который расположен под желудком.

В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она ещё густовата, да и состав её ещё не совсем тот, какой нужен организму. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он тянется почти на 8 метров, но свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе.

Эксперимент с лентой

Соседка желудка это самый горячий орган нашего организма. Произошло её название от слова печь. Догадались? Печень обезвреживает отходы и яды

Дыхательная система (слайд 12 )

-Приложите две ладони к груди: здесь находятся легкие. Лёгкие похожи на губку. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере. Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются.

Эксперимент с губкой.

Дышать нужно через нос, потому что в носу вдыхаемый воздух очищается и согревается. Оцените себя

Показывают

Проводят эксперименты

Выступление, показ

 

Этап урока: Первичное закрепление

Цель: Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Объясняет задание первичного закрепления:

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили выступления друг друга. Для этого выполним несколько заданий.

Задание 1: Читаю загадки уч-ся пишут на листочках ответ

Мы на них стоим и пляшем. 
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут? (ноги)
 

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено. 
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук (сердце)

 

3. Командный пункт (мозг)

4. Она на плечах у живущих всех есть. Она помогает и пить нам и есть. (голова)

Похожи на две розовые губки (легкие)

Главное отделение внутренней кухни (желудок)

Похож на длинный извилистый лабиринт (кишечник)

Соседка желудка, находится с правой стороны (печень)

Слайд 13

Обменялись листочками проверили

Оценили друг друга

Задание 2: Поработаем самостоятельно. В рабочей тетради на стр. 26 выполните задание 3. Укажите стрелками внутренние органы, названия которых подписаны.

- Сравните свои ответы с доской. Если вы сделали точно так же, поднимите руку (слайд 14 ).

Слушают учителя.

Пишут названия

органов

Выполняют самостоятельно задание в тетради.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Анализ, синтез, обобщение, классификация (Познавательные УУД)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (Коммуникативные УУД)

Самоконтроль (Регулятивные УУД)

Этап урока: Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности

Подводит итог урока:

-Из чего состоит человеческий организм?

-Какой внутренний орган называют «командным пунктом» всего организма? Почему?

-С какими системами органов мы познакомились?

- Давайте представим наши знания в виде схемы. Но случилась беда: все мои слова перепутались. Кто сможет мне помочь?

 

Строение

тела человека



 

 

 

внешнее

внутреннее

 

 

Части тела

органы

 

 

-голова; мозг; шея; лёгкие; туловище сердце; желудок; кишечник; руки; печень; ноги.

-Для чего нужно знать строение и работу своего организма?

-Отгадайте загадку:

Кто ходит на четырёх ногах, затем на двух, а потом на трёх?

-Что надо делать, чтобы быть здоровым и избежать в старости третьей ноги?

-Что такое здоровый образ жизни?

Слайд 16

-Чтобы быть здоровым, человек должен активно трудиться, правильно питаться, правильно отдыхать, соблюдать правила личной гигиены, режим дня, закаливать свой организм.

Слайд 17

-Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

-Прислушайтесь к словам мудреца и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можете позаботиться только вы сами.

Покажите какое у вас настроение после урока Солнышко (все было понятно на уроке и все получилось), или дождик(было трудно и не интересно)

- Из органов, из систем органов.

- Головной мозг

Ответы детей

Составляют схему на доске.

- Чтобы следить за своим здоровьем

- Человек

- Вести здоровый образ жизни

- Заниматься спортом……

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Рефлексия (Познавательные УУД)

Высказывание и обоснование своей точки зрения (Коммуникативные УУД)

Применение знаний на практике (Познавательные и регулятивные УУД)

Учащиеся обобщают полученные знания (Познавательные и регулятивные УУД)

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.

(Коммуникативные УУД)

Адекватное оценивание себя, самооценка (Личностные УУД)

Домашнее задание.

Учебник с.48-51 читать, пересказывать, тетрадь с.26-29 подготовить сообщение об одном из органов.

-Всем спасибо за работу,

Результат и добрый смех.

Пусть на следующих уроках

Вам сопутствует успех.

Урок окончен.

   

 

 


"Строение тела человека" 3 класс
PPTX / 8.91 Мб

Приложения

Строение

тела человека

ВНЕШНЕЕ

ОРГАНЫ

ВНУТРЕННЕЕ

ЧАСТИ ТЕЛА

Скелет и мышцы

Обеспечивает опору тела человека и его движение

Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник

Обеспечивает измельчение и переваривание пищи в организме

Носовая полость, трахея, бронхи, легкие

Обеспечивает организм кислородом и помогает удалять углекислый газ

Сердце и кровеносные сосуды

Обеспечивает движение крови-кровообращение

Головной мозг, спиной мозг, нервы

Управляет деятельностью всего организма

   

Загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

голова

мозг

шея

лёгкие

туловище

сердце

желудок

кишечник

руки

печень

ноги

 

 

Предварительный просмотр презентации

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Строение тела человека ЦЕЛЬ: Рассмотреть внешнее и внутреннее строение тела человека и познакомиться с работой некоторых органов и систем органов

Человек- часть живой природы. Докажите это! Человек как и любой живой организм: Дышит Питается Растет Размножается Умирает

голова шея грудь руки(верхние конечности) живот Ноги (нижние конечности)

ОРГАН Это часть организма, которая имеет определённое строение и выполняет определенную работу.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ Дыхательная Кровеносная ,Пищеварительная Опорно – двигательная Нервная

НЕРВНАЯ СИСТЕМА Нервная система управляет всем организмом.

Кровеносная система Кровь движется по . Двигаться кровь заставляет .Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. кровеносным сосудам сердце Сердце

опорно-двигательная система Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создает организму опору и позволяет ему двигаться мышцы скелет

Пищеварительная система Обеспечивает переваривание пищи.

дыхательная система

Проверяем! Ноги Сердце Мозг Голова Легкие Желудок Кишечник Печень

ПРОВЕРЯЕМ!

Строение тела человека ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ ГОЛОВА ШЕЯ ТУЛОВИЩЕ РУКИ НОГИ ГОЛОВНОЙ МОЗГ СЕРДЦЕ ЛЕГКИЕ ЖЕЛУДОК ПЕЧЕНЬ КИШЕЧНИК

Организм человека- это система органов взаимосвязанных между собой и образующих единое целое

«Мудреца спросили: - Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава?» « Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: я научился ... было интересно… было трудно ... могу похвалить себя за то, что ... могу похвалить одноклассника за то, что ... больше всего мне понравилось ... мне показалось важным ... для меня было открытием то, что ...

Учебник с. 48-51, читать и отвечать на вопросы РТ с. 26-29 Подготовить сообщение о каком либо органе или системе органов человека. Домашнее задание

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.