Урок окружающего мира 3 класс «Строение тела человека»
Пояснительная записка к презентации
Филиал МБОУ «Чагоянская СОШ» - «Селетканская школа»
Урок окружающего мира 3 класс
Тема: Строение тела человека
Урок открытия нового знания.
Моргунова Евгения Геннадьевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Урок окружающего мира в третьем классе проводится по учебнику: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир», 3 класс. – Москва, «Просвещение», 2012
Тема урока: Строение тела человека.
Это одиннадцатый урок в разделе «Дом как мир».
Программа (система) обучения « Перспектива»
Цель урока:
Образовательная:
Познакомить детей с понятиями «организм человека», «системы органов», способствовать пониманию учащимися важности сохранения своего здоровья.
Развивающая:
способствовать развитию умения самостоятельно отбирать и использовать нужную информацию;
способствовать формированию умений выделять главное в содержании текста учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию;
способствовать формированию адекватной оценки собственной деятельности.
Воспитательная:
способствовать формированию у учащихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья.
Задачи урока:
Предметные:
предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о строении тела человека;
Метапредметные:
развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о внутренних органах, системах органов.
Личностные:
создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, пропаганда здорового образа жизни.
Формировать:
Регулятивные УУД:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, планировать деятельность с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; сравнивать по заданным основаниям объекты.
Личностные УУД:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Коммуникативные УУД:
- умение совместно договариваться о правилах и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре, группе.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.
Средства обучения:
Учебник Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир», 3 класс в 2-х частях, часть 2– Москва, «Просвещение», 2012
Оборудование:
- персональный компьютер, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, использование макетов, лента, шарики, губки
Структура и ход урока:
Деятельность учителя на уроке |
Деятельность учащихся на уроке |
Формирование УУД на каждом этапе урока |
|
Этап урока: Мотивация к учебной деятельности Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
|||
I. Организационный момент слайд1 Ребята, сегодня на уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. Будьте внимательными и активными. А что бы быть внимательными давайте его позовем:1, 2, 3, 4, 5. Я зову тебя опять, Ты внимание приди И во всем нам помоги. - |
Подготовка к восприятию нового материала. |
Организация учебного места (регулятивные УУД) |
|
Этап урока: Актуализация знаний Цель: Подготовка учащихся к открытию нового знания |
|||
Учитель предлагает рассмотреть картинку с изображением избы - Ребята, что вы видите на рисунке? - Как изба устроена снаружи? - То, что мы видим снаружи, это внешнее строение. - А теперь давайте заглянем внутрь избы. Что вы видите? (Показ макета избы, изготовленной на уроке технологии, внутри) - То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение дома. |
Дети высказывают предположения -дом .-Крыша, дверь, окна… - печь, скамья, стол.. |
Извлекать информацию, представленную в разных формах (Познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
|
Этап урока: Постановка учебной задачи Цель: создание условий для формулирования детьми цели урока. |
|||
Учитель открывает картинку с изображение человека и макет человека. - Ребята посмотрите на эту картинку и на макет попробуйте определить, что общего у человека и дома? (выслушивает и обобщает ответы детей) слайд 2 -А можете ли вы назвать строение человека внутри и снаружи? - Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь? - Какую цель поставим на уроке?
формулирует тему и цель урока: слайд 3 - Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим внешнее и внутреннее строение человека и познакомимся с работой некоторых внутренних органов и систем органов. Человек, как и любой объект имеет строение. (на доске появляется карточка схемы «СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»). - Какая наука изучает строение тела человека и работу внутренних органов? -Выскажите предположение: можно ли назвать человека телом живой природы (организмом)? Почему? Слайд 4 - Что отличает человека от других живых объектов? |
- Имеют внешнее и внутреннее строение. -нет Формулируют тему урока (Строение тела человека ) - Изучить внешнее и внутреннее строение тела человека, определить, как работают органы. Предположения детей. -анатомия -да Дышит, питается, растет, размножается, умирает - Человек умеет говорить, мыслить, трудиться, изучил свой организм, может вылечить себя от многих болезней. |
Высказывают свои мысли (Коммуникативные УУД). Определяют и формулируют тему и задачи на уроке (Регулятивные УУД). |
|
Этап урока: Открытие новых знаний. Исследовательская работа в группах. Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения; развитие навыков исследовательской деятельности. |
|||
- а теперь посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи. На доске карточка «Внешнее» - Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: На доске карточка «Части тела» -голова.… Погладьте себя по голове. - Покажите шею. - Туловище, на котором находится грудь, живот, спина; верхние конечности (руки) и нижние конечности (ноги). - Мы рассмотрели внешнее строение человека. А сейчас давайте поработаем в паре. Вот перед вами силуэт человека подпишите названия частей тела человека. (проверка по слайду 5 презентации) оцените себя (!,+,?) А каково же его внутреннее строение? (на доске появляется карточка «ВНУТРЕННЕЕ») - Организм состоит из органов На доске карточка «Органы» слайд 6 Орган – это часть организма, которая имеет определенное строение и выполняет определенную работу. Все органы действуют в организме согласованно, слаженно. Несколько органов, действующих совместно, составляют систему органов. Слайд 7 Такими системами являются, например: опорно- двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная и т.д. Чтобы более подробно познакомиться с органами и системами органов, нам необходимо провести небольшое исследование. Сейчас мы представим себя на месте ученых. - Я предлагаю поработать самостоятельно. Каждый из вас получит пакет с материалом об определенной системе органов. Вам необходимо прочитать текст на с. 50 и 51, приклеить названия органов, какую работу они выполняют в таблицу. А затем рассказать по таблице об этой системе. во время работы звучит спокойная музыка Проверка работы: - Ребята, вы поработали. Сейчас мы проверим, что у вас получилось. Один из вас рассказывает, я помогаю, а второй выставляет этот орган на макете человека. Нервная система слайд 8 Рассказ ученика по таблице на карточке, затем рассказ и показ учителя. ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Его еще называют командным пунктом. Где он находится? Охраняется он черепом. Головной мозг заведует всеми органами Если все нервы соединить в одну длинную ниточку, то она дотянется от Земли до Луны, потом вернется на Землю и еще раз повторит тот же путь. Кровеносная система Слайд 9 СЕРДЦЕ - находится в груди человека. Размером оно всего с кулак. Сердце перекачивает 10 тыс. литров крови, это целая цистерна, а весит оно всего 300 граммов. Сожмите кулачок вот такого размера ваше сердце Опорно-двигательная система -Потрогайте свои руки, ноги. Что вы ощупываете под кожей? -поверните голову налево, направо, поднимите руки вверх, опустите их. Что заставляет кости двигаться? слайд 10
|
Ответы детей Разрешение проблемной ситуации. Работа в паре Слушают учителя. Работая самостоятельно, изучают строение и роль в организме различных систем органов. Выступают Выступление учащегося по таблице - кости, мышцы -мышцы |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. (Коммуникативные УУД) Анализ, классификация, подведение под понятие, вывод (Познавательные УУД) Поиск необходимой информации, заполнение таблицы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Познавательные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе; учет разных мнений, достижение договоренности (Коммуникативные УУД). Работать по плану (Регулятивные УУД). Осознание ответственности за общее дело (Личностные УУД) Адекватное использование речевых средств, умение оформлять устную речь (Коммуникативные УУД) |
|
|
|||
Пищеварительная система слайд 11 Желудок находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Он похож на воздушный шарик или мешок, который растягивается по мере поступления пищи. (Эксперимент с воздушным шариком) Дальше из желудка пища двигается в кишечник, который расположен под желудком. В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она ещё густовата, да и состав её ещё не совсем тот, какой нужен организму. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он тянется почти на 8 метров, но свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе. Эксперимент с лентой Соседка желудка это самый горячий орган нашего организма. Произошло её название от слова печь. Догадались? Печень обезвреживает отходы и яды Дыхательная система (слайд 12 ) -Приложите две ладони к груди: здесь находятся легкие. Лёгкие похожи на губку. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере. Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются. Эксперимент с губкой. Дышать нужно через нос, потому что в носу вдыхаемый воздух очищается и согревается. Оцените себя |
Показывают Проводят эксперименты Выступление, показ |
||
Этап урока: Первичное закрепление Цель: Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. |
|||
Объясняет задание первичного закрепления: - А сейчас мы проверим, как вы запомнили выступления друг друга. Для этого выполним несколько заданий. Задание 1: Читаю загадки уч-ся пишут на листочках ответ Мы на них стоим и пляшем. День и ночь стучит оно, 3. Командный пункт (мозг) 4. Она на плечах у живущих всех есть. Она помогает и пить нам и есть. (голова) Похожи на две розовые губки (легкие) Главное отделение внутренней кухни (желудок) Похож на длинный извилистый лабиринт (кишечник) Соседка желудка, находится с правой стороны (печень) Слайд 13 Обменялись листочками проверили Оценили друг друга Задание 2: Поработаем самостоятельно. В рабочей тетради на стр. 26 выполните задание 3. Укажите стрелками внутренние органы, названия которых подписаны. - Сравните свои ответы с доской. Если вы сделали точно так же, поднимите руку (слайд 14 ). |
Слушают учителя. Пишут названия органов Выполняют самостоятельно задание в тетради. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Анализ, синтез, обобщение, классификация (Познавательные УУД) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (Коммуникативные УУД) Самоконтроль (Регулятивные УУД) |
|
Этап урока: Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности |
|||
Подводит итог урока: -Из чего состоит человеческий организм? -Какой внутренний орган называют «командным пунктом» всего организма? Почему? -С какими системами органов мы познакомились? - Давайте представим наши знания в виде схемы. Но случилась беда: все мои слова перепутались. Кто сможет мне помочь?
Строение тела человека
внешнее внутреннее
Части тела органы
-голова; мозг; шея; лёгкие; туловище сердце; желудок; кишечник; руки; печень; ноги. -Для чего нужно знать строение и работу своего организма? -Отгадайте загадку: Кто ходит на четырёх ногах, затем на двух, а потом на трёх? -Что надо делать, чтобы быть здоровым и избежать в старости третьей ноги? -Что такое здоровый образ жизни? Слайд 16 -Чтобы быть здоровым, человек должен активно трудиться, правильно питаться, правильно отдыхать, соблюдать правила личной гигиены, режим дня, закаливать свой организм. Слайд 17 -Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля». -Прислушайтесь к словам мудреца и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можете позаботиться только вы сами. Покажите какое у вас настроение после урока Солнышко (все было понятно на уроке и все получилось), или дождик(было трудно и не интересно) |
- Из органов, из систем органов. - Головной мозг Ответы детей Составляют схему на доске. - Чтобы следить за своим здоровьем - Человек - Вести здоровый образ жизни - Заниматься спортом…… Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
Рефлексия (Познавательные УУД) Высказывание и обоснование своей точки зрения (Коммуникативные УУД) Применение знаний на практике (Познавательные и регулятивные УУД) Учащиеся обобщают полученные знания (Познавательные и регулятивные УУД) С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. (Коммуникативные УУД) Адекватное оценивание себя, самооценка (Личностные УУД) |
|
Домашнее задание. Учебник с.48-51 читать, пересказывать, тетрадь с.26-29 подготовить сообщение об одном из органов. -Всем спасибо за работу, Результат и добрый смех. Пусть на следующих уроках Вам сопутствует успех. Урок окончен. |
"Строение тела человека" 3 класс
PPTX / 8.91 Мб
Приложения
Строение тела человека |
ВНЕШНЕЕ |
ОРГАНЫ |
ВНУТРЕННЕЕ |
ЧАСТИ ТЕЛА |
Скелет и мышцы |
Обеспечивает опору тела человека и его движение |
Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник |
Обеспечивает измельчение и переваривание пищи в организме |
Носовая полость, трахея, бронхи, легкие |
Обеспечивает организм кислородом и помогает удалять углекислый газ |
Сердце и кровеносные сосуды |
Обеспечивает движение крови-кровообращение |
Головной мозг, спиной мозг, нервы |
Управляет деятельностью всего организма |
Загадки
|
Загадки
|
голова |
мозг |
шея |
лёгкие |
туловище |
сердце |
желудок |
кишечник |
руки |
печень |
ноги |