Рабочая программа по геометрии в 9 классе углубленного уровня
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБСЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО зам. директора
учителей математики __________Е.А.Глушенкова
Протокол № от 31.08.2022
Рабочая программа
по геометрии
9 «А» класс
105 часов
2022-2023 учебный год
Разработчики:
Малова Татьяна Николаевна
(первая квалификационная категория)
2022
Учебная программа по геометрии 9 класс (углубленное изучение)
Разработана к учебнику:
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. «Геометрия. 7-9 классы», «Геометрия». Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С.
1.Пояснительная записка
Настоящая программа по геометрии 9 класс, для классов с углубленным изучением математики составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 28-36), Стандартов основного общего образования по математике. (Сборник нормативных документов. Математика» /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М.: Дрофа, 2007г), Примерных программ по учебным предметам. Математика 5-9 классы. (Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010.), в соответствии с нормативными документами:
Приказом Министерства образования и науки Нижегородской области №57 от 04.03.2005 «Об утверждении регионального базисного учебного. плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области»,
Приказом Министерства образования и науки Нижегородской области №224 от 15.03.2010 «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период»
Письмом министерства образования Нижегородской области от 12.04.2011 №316-01-52-1430/11 «Методические рекомендации к Базисному учебному плану начального общего образования в 2011-2012 учебном году
Программа по геометрии ориентирована на обучающихся 8-х классов с углубленным изучением математики, разработана к учебнику: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. «Геометрия. 7-9 классы», «Геометрия». Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на углубленном уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
• развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
• развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
• сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели
Изучение геометрии на углубленном уровне на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи
развивать пространственное мышление и математическую культуру;
учить ясно и точно излагать свои мысли;
формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской федерации на изучение геометрии в 9 классах отводится при 34 учебных неделях, 3 часа в неделю, всего 102 часа в год
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения геометрических и практических задач;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов); в том числе: для углов от 0 градусов до 180 градусов определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрий;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
для расчетов, включающих тригонометрические формулы;
при решении геометрических задач с использованием тригонометрии;
для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
при построении геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
владеть компетенциями:
информационной;
коммуникативной;
математической (прагматической), подразумевающей, что учащиеся умеют использовать математические знания для описания и решения проблем реальной жизни, грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале, пользоваться математическими формулами, применять приобретённые представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах;
социально-личностной, подразумевающей, что учащиеся владеют стилем мышления, характерным для математики, его абстрактностью, доказательностью, строгостью, умеют проводить аргументированные рассуждения, делать логически обоснованные выводы, проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы, ясные точно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
общекультурной, подразумевающей, что учащиеся понимают значимость математики как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, воздействующей на иные области культуры, понимают, что формальный математический аппарат создан и развивается с целью расширения возможностей его применения к решению задач, возникающих в теории и практике, умеют уместно использовать математическую символику;
предметно-мировоззренческой, подразумевающей, что учащиеся понимают универсальный характер законов математической логики, применимых во всех областях человеческой деятельности, владеют приёмами построения и исследования математических моделей при решении прикладных задач.
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
В результате изучения курса геометрии 9 класса, учащиеся
должны знать:
как пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
понятие вектора, уметь выполнять действия с векторами, уметь применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач;
Понятие прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора;
Понятие синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла;
Скалярное произведение векторов
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности;
Формулы для вычисления длины окружности и площади круга
1. Векторы (8ч)
2.Метод координат (16ч)
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель —познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов (20ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
4. Длина окружности и площадь круга (18ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знания учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного n-угольника, если дан правильный n -угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
5. Геометрические преобразования Движения (13ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах геометрии (2ч)
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Повторение. Решение задач (17ч)
Начальные сведения из стереометрии (8ч)
Многогранник, его грани, ребра, вершины, диагонали. Призма. Параллелепипед. Пирамида. Цилиндр. Конус. Шар. Сфера
Календарно-тематический план предусматривает следующее дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
Геометрия, 7-9.Атанасян Л.С. и др. Изд. Просвещение, 2006-2010
Зив Б.Г., Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. М.:Просвещение,2009г.
Зив Б.Г., Меллер В.М., Бакинский А.Г. Задачи по геометрии для 7-11классов. М.:Просвещение,2008г.
Атанасян Л.С. Геометрия 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. М.:Просвещение,2011г.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленности классов, в которых будет осуществляться учебный процесс.
Углубленное изучение геометрии предполагает формирование прочных знаний и умений, предусмотренных требованиями программы общеобразовательных классов, однако предполагается более высокое качество их сформированности.
Усиление математической подготовки будет проведено путём решения задач средней и повышенной трудности. Расширение теоретического материала будут осуществляться путём рассмотрения приведённых в учебнике теоретических задач, а так же за счет изучения дополнительных глав в дополнительном учебнике (Атанасян Л.С. Геометрия 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. М.:Просвещение,2011г.).Так в главе «Метод координат» наряду с уравнениями прямой и окружности рассматриваются уравнения параболы, гиперболы, эллипса. В главе, посвященной геометрическим преобразованиям, рассматривается не только движение, но и подробно изучается вопрос о других геометрических преобразованиях. С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.
Тематическое планирование учебного материала в 9 классе по геометрии. Учебник «Геометрия 7-9» . Авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина. 3 часа в неделю, всего 105 ч.
№ | Тема урока | Кол-во уроков. | Тип урока | Форма текущего контроля | Требования к уровню ЗУН | Дата проведения | Дом задание | ||
Знать | Уметь | план | факт | | |||||
| Векторы. | 8 | | | Знать: определение вектора, абсолютная величина и направление вектора, равенство векторов; законы сложения векторов, свойства умножения вектора на число, какой отрезок называется средней линией трапеции. | Уметь: строить сумму двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника, уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции, решать задачи | | | Гл 9§1,2 |
1 2 | Понятие вектора Понятие вектора | 2 | Урок освоения новых знаний Комбинированный | Групповая, Индивидуальная Решение упражнений, . | | | Гл 9§3 | ||
3 4 5 6 7 8 | Сложение и вычитание векторов Сложение и вычитание векторов Сложение и вычитание векторов Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 3 3 | Урок освоения новых знаний Комбинированный | Групповая, Индивидуальная Решение упражнений, Проверочная работа | | | Гл 9§3 | ||
Метод координат на плоскости. | 16 | | | | | | | | |
9 | Координаты точек и векторов. | 1 | Урок освоения новых знаний | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: правила действий над векторами с заданными координатами, формулы координат вектора через координаты его конца и начала | Уметь: применять теорему о разложении вектора по 2 неколлинеарным векторам. | | | Гл 10§1 |
10 | Ортонормированный базис. Ортогональная система координат. | 1 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач | | | Гл 10§1 | ||
11 | Простейшие задачи в координатах. Условие | 2 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: координаты середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками, | Уметь: применять теорему о разложении вектора по 2 неколлинеарным векторам | | | Гл 10§2 |
12 | Простейшие задачи в координатах. | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | Гл 10§2 | ||
13 | Деление отрезка в данном отношении. | 1 | Урок освоения новых знаний | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: деление отрезка в данном отношении. | Уметь: делить отрезок в данном отношении. | | | Гл 10§2 |
14 | Решение задач координатным методом. | 1 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: основные приемы решения задач координатным методом. | Уметь: решать задачи координатным методом. | | | Гл 10§2 |
15 | Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат на плоскости» | 1 | Урок контроля знаний | Проверить знания, умения и навыки по теме «Метод координат на плоскости» | Знать приемы решения задач на метод координат. | Уметь решать задачи на метод координат | | | Гл 10§1,2 |
16 | Уравнение окружности. | 1 | Урок освоения новых знаний | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: уравнение окружности. | Уметь: выводить уравнение окружности ,строить окружность | | | Гл 10§3 |
17 | Уравнение окружности. | | | | | | | | |
18 | Уравнение прямой. | 1 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: уравнение прямой. | Уметь: выводить уравнение прямой; строить прямые, | | | Гл 10§ |
19 | Условия параллельности и перпендикулярности двух прямых. | 1 | | | Знать: условия параллельности и перпендикулярности двух прямых. | Уметь: применять условия параллельности и перпендикулярности двух прямых. | | | Гл 10§3 |
20 | Угол между двумя прямыми в координатах. | 1 | | | Знать: угол между двумя прямыми в координатах. | Уметь находить угол между двумя прямыми в координатах | | | Гл 10§3 |
21 | Расстояние от точки до прямой в координатах. | 1 | | | Знать: расстояние от точки до прямой в координатах. | Уметь находить расстояние от точки до прямой в координатах. | | | Гл 10§3 |
22 | Представление об уравнениях эллипса, гиперболы и параболы. | 1 | | | Знать: представление об уравнениях эллипса, гиперболы и параболы. | Уметь распознавать уравнения эллипса, гиперболы и параболы. | | | Гл 10§3 |
23 | Контрольная работа № 2 по теме «Уравнение окружности и прямой» | 1 | Урок контроля знаний | Проверить знания, умения и навыки по теме «Уравнение окружности и прямой» | Знать приемы решения задач по теме «Уравнение окружности и прямой» | Уметь решать задачи по теме «Уравнение окружности и прямой» | | | Гл 10§3 |
24 | Анализ контрольной работы | 1 | | | | | | | Гл 10§3 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | | | | | | | | |
25 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | 3 | Урок освоения новых знаний | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: соотношения между сторонами и углами треугольника, теорему синусов, теорему косинусов | Уметь находить синус, косинус, тангенс, котангенс, применять теорему синусов, теорему косинусов при решении задач | | | Гл 11§1 |
26 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач | | | Гл 11§1,2 | ||
27 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, математический диктант | | | Гл 11§1,2 | ||
28 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 3 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач | | | Гл 11§1,2 | ||
29 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | Гл 11§1,2 | ||
30 | Соотношения между сторонами и углами треугольника.. | | Комбинированный | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | | | | | Гл 11§1,2 |
31 | Теоремы о площадях треугольника. | 2 | Урок освоения новых знаний | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: теоремы о площадях треугольника. | Уметь применять теоремы о площадях треугольника при решении задач | | | Гл 11§2 |
32 | Теоремы о площадях треугольника.. | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач | | | Гл 11§2 | ||
33 | Скалярное произведение векторов и его свойства. | 2 | Урок освоения новых знаний | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: скалярное произведение векторов и его свойства. | Уметь применять скалярное произведение векторов и его свойства при решении задач | | | Гл 11§3 |
34 | Скалярное произведение векторов и его свойства. | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, математический диктант | | | Гл 11§3 | ||
35 | Применение векторов к решению задач. | 4 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: векторный метод решения задач | Уметь применять векторный метод решения задач | | | Гл 11§1-3 |
36 | Применение векторов к решению задач. | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, математический диктант | | | Гл 11§1-3 | ||
37 | Применение векторов к решению задач. | | Комбинированный | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | | | Гл 11§1-3 | ||
38 | Применение векторов к решению задач. | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | Гл 11§1-3 | ||
39 | Применение алгебры и тригонометрии к решению планиметрических задач | 4 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: применение алгебры и тригонометрии к решению планиметрических задач | Уметь применять алгебру и тригонометрии к решению планиметрических задач | | | Гл 11§1-3 |
40 | Применение алгебры и тригонометрии к решению планиметрических задач | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, математический диктант | | | Гл 11§1-3 | ||
41 | Применение алгебры и тригонометрии к решению планиметрических задач | | Комбинированный | Работа по группам | | | Гл 11§1-3 | ||
42 | Применение алгебры и тригонометрии к решению планиметрических задач | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | Гл 11§1-3 | ||
43 | Контрольная работа №3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | Урок контроля знаний | Проверить знания, умения и навыки по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Знать приемы решения задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Уметь решать задачи по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | | | Гл 11§1-3 |
44 | Анализ контрольной работы | 1 | | | | | | | Гл 11§1-3 |
Длина окружности и площадь круга. | 18 | | | | | | | | |
45 | Правильные многоугольники | 4 | Урок освоения новых знаний | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: определение правильного многоугольника, теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник; | Уметь: уметь выводить все перечисленные формулы и применять их при решении задач | | | Гл 12§1 |
46 | Правильные многоугольники | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, математический диктант | | | Гл 12§11 | ||
47 | Правильные многоугольники | | Комбинированный | Работа по группам | | | Гл 12§ | ||
48 | Правильные многоугольники | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | Гл 12§1 | ||
49 | Построение правильного многоугольника. | 2 | Комбинированный | Работа по группам | Знать:основные методы построения правильного многоугольника | Уметь: строить правильный многоугольник | | | Гл 12§1 |
50 | Построение правильного многоугольника. | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | | | Гл 12§1 |
51 | Длина окружности и длина дуги окружности. | 2 | Комбинированный | Работа по группам | Знать: формулы длины окружности и дуги окружности, | Уметь: уметь выводить все перечисленные формулы и применять их при решении задач | | | Гл 12§2 |
52 | Длина окружности и длина дуги окружности. | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | Гл 12§2 | ||
53 | Понятие площади фигуры. | 1 | Урок освоения новых знаний | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | | | | | Гл 12§2 |
54 | Площадь круга | 2 | Урок освоения новых знаний | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: формулы площади круга и кругового сектора. | Уметь: уметь выводить все перечисленные формулы и применять их при решении задач | | | Гл 12§2 |
55 | Площадь круга | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, математический диктант | | | Гл 12§2 | ||
56 | Площадь сектора, сегмента | 3 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, математический диктант | | | Гл 12§2 | ||
57 | Площадь сектора, сегмента | | Комбинированный | Работа по группам | | | Гл 12§2 | ||
58 | Площадь сектора, сегмента | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | Гл 12§2 | ||
59 | Решение задач. | 2 | Комбинированный | Работа по группам | Знать: определение правильного многоугольника, теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник; формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; формулы длины окружности и дуги окружности, формулы площади круга и кругового сектора. | Уметь: уметь выводить все перечисленные формулы и применять их при решении задач | | | Гл 12§1,2 |
60 | Решение задач. | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | Гл 12§1,2 | ||
61 | Контрольная работа№4 по теме «Длина окружности и площадь круга». | 1 | Урок контроля знаний | Проверить знания, умения и навыки по теме «Длина окружности и площадь круга». | Знать приемы решения задач по теме «Длина окружности и площадь круга». | Уметь решать задачи по теме «Длина окружности и площадь круга». | | | Гл 12§1,2 |
62 | Анализ контрольной работы | 1 | | | | | | | Гл 12§1,2 |
Движения | 13 | | | | | | | | |
63 | Понятие движения | 1 | | | Знать: определение движения плоскости, | Уметь: строить образы точек, отрезков, треугольников при симметриях | | | Гл 13§1 |
64 | Параллельный перенос, центральная и осевая симметрия, поворот вокруг точки. | 4 | Урок освоения новых знаний | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: определение движения плоскости, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник на равный ему треугольник, , что такое параллельный перенос и поворот | Уметь: строить образы точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте | | | Гл 13§2 |
65 | Параллельный перенос, центральная и осевая симметрия, поворот вокруг точки. | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, математический диктант | | | Гл 10§2 | ||
66 | Параллельный перенос, центральная и осевая симметрия, поворот вокруг точки. | | Комбинированный | Работа по группам | | | Гл 10§2 | ||
67 | Параллельный перенос, центральная и осевая симметрия, поворот вокруг точки. | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | Гл 10§2 | ||
68 | Использование движения при решении задач. | 2 | Комбинированный | Работа по группам | Знать: определение движения плоскости, основные свойства движения | Уметь: применять движения плоскости при решении задач. | | | Гл 10§2 |
69 | Использование движения при решении задач. | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | Гл 10§2 | ||
70 | Центральное подобие. | 1 | Комбинированный | Работа по группам | Знать: определение центрального подобия | Уметь: строить образы точек, отрезков, треугольников при центральном подобии | | | Дополнительные главы по геометрии к учебнику Атанасяна 9 кл |
71 | Применение подобия к решению задач. | 1 | Комбинированный | Работа по группам | Знать: определение центрального подобия | Уметь: применять подобие к решению задач. | | | Дополнительные главы по геометрии к учебнику Атанасяна 9 кл |
72 | Понятие о гомотетии и инверсии. | 2 | Урок освоения новых знаний | Фронтальный опрос, опрос в ходе решения задач | Знать: определение гомотетии и инверсии | Уметь: применять гомотетию и инверсию к решению задач. | | | Дополнительные главы по геометрии к учебнику Атанасяна 9 кл |
73 | Понятие о гомотетии и инверсии. | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | Дополнительные главы по геометрии к учебнику Атанасяна 9 кл | ||
74 | Контрольная работа №5 по теме «Движения» | 1 | Урок контроля знаний | Проверить знания, умения и навыки по теме «Движения» | Знать приемы решения задач по теме «Движения» | Уметь решать задачи по теме «Движения» | | | Гл 13§1,2 |
75 | Анализ контрольной работы | 1 | | | | | | | Гл 13§1,2 |
Об аксиомах планиметрии | 2 | | | | | | | | |
76 | Аксиомы в планиметрии | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос, | Знать о развитии геометрии, ее месте в науке и технике | Уметь пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира | | | Гл 14§1 |
77 | Аксиомы в планиметрии | | Комбинированный | Фронтальный опрос, | | | Гл 14§2 | ||
Повторение. Практикум по решению задач | 17 | | | | | | | | |
78 | Повторение по теме «Треугольники» | 2 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 2§1-4 |
79 | Повторение по теме «Треугольники» | | Комбинированный | Работа по группам | | | | | Гл 2§1-4 |
80 | Повторение по теме «Параллельные прямые» | 2 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 3§1,2 |
81 | Повторение по теме «Параллельные прямые» | | Комбинированный | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | | | | | Гл 3§1,2 |
82 | Повторение по теме «Четырехугольники» | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос, математический диктант | | | | | Гл 5§1-3 |
83 | Повторение по теме «Четырехугольники» | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 5§1-3 |
84 | Повторение по теме «Площади» | 3 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 6§1-3 |
85 | Повторение по теме «Площади» | | Комбинированный | Работа по группам | | | | | Гл 6§1-3 |
86 | Повторение по теме «Площади» | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, самостоятельная работа | | | | | Гл 6§1-3 |
87 | Повторение по теме «Подобные треугольники» | 2 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 7§1-4 |
88 | Повторение по теме «Подобные треугольники» | | Комбинированный | Работа по группам | | | | | Гл 7§1-4 |
89 | Повторение по теме «Окружность» | 2 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 8§1-4 |
90 | Повторение по теме «Окружность» | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, самостоятельная работа | | | | | Гл 8,12 |
91 | Повторение по теме «Векторы» | 1 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 9§1 -4 |
92 | Итоговая контрольная работа | 1 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 10§1-3 |
93 | Повторение по теме «Метод координат» | 1 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, самостоятельная работа | | | | | Гл 10§1-3 |
94 | Повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 11§1-3 |
| Начальные сведения из стереометрии | 8 | | | | | | | |
95 | Многогранники | 4 | Урок освоения новых знаний | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, самостоятельная работа | | | | | Гл 11§1-3 |
96 | Многогранники | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 12§1-3 |
97 | Многогранники | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, самостоятельная работа | | | | | Гл 12§1-3 |
98 | Многогранники | | Урок контроля знаний | Проверить знания, умения и навыки по темам 9 класса | | | | | Гл 10§ |
99 | Тела и поверхности вращения | 4 | Урок освоения новых знаний | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 10§ |
100 | Тела и поверхности вращения | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 12§1-3 |
101 | Тела и поверхности вращения | | Комбинированный | Устный опрос, опрос в ходе решения задач, | | | | | Гл 12§1-3 |
102 | Тела и поверхности вращения | | Комбинированный | Проверить знания, умения и навыки по темам 9 класса | | | | | |
Всего 102ч. | | | | | | | | |
Средства контроля и учебно-методические средства обучения
Для проведения контрольных и проверочных работ, а также для организации текущего контроля используется:
Контрольные работы из Программы общеобразовательных учреждений по геометрии. Сост. Т.А.Бурмистрова
Поурочные разработки по геометрии 8,9 класс. Дифференцированный подход. Н.Ф.Гаврилова, изд. Москва «ВАКО» 2009 г.
Сборник задач и контрольных работ для 8, 9 класса. А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, и др. / «ИЛЕКСА» «ГИМНАЗИЯ» МОСКВА-ХАРЬКОВ 2004 г.
Математика. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7-9, Е.М.Рабинович «ИЛЕКСА» «ГИМНАЗИЯ» МОСКВА-ХАРЬКОВ 2005 г.
Геометрия. Дидактические материалы. 8, 9 классы. Б.Г. Зив.- М.: Провещение. 2009.
Геометрия. Тематические тесты. 8, 9 класс. Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков.-М.: Просвещение. 2008
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии. Ершова А.П. и др. «ИЛЕКСА» «ГИМНАЗИЯ» МОСКВА-ХАРЬКОВ 2004 г.
Зив Б.Г., Меллер В.М., Бакинский А.Г. Задачи по геометрии для 7-11классов. М.:Просвещение,2008г.
Атанасян Л.С. Геометрия 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. М.:Просвещение,2011г.
Математика. Энциклопедия для детей. Т. 11.
Кукарцева Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7-9 классы. М.:Просвещение,2005г.
Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах. М.:Просвещение,2002г.
Звавич Л.И. и другие. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 классы. М.:Просвещение,2001г.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю.А., Юдин И.И. Рабочая тетрадь для 8 классов. М.:Просвещение,2010г.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю.А., Юдин И.И. Рабочая тетрадь для 9 классов. М.:Просвещение,2010г.
Литература
Геометрия, 7-9.Атанасян Л.С. и др. Изд. Просвещение, 2006-2010
Геометрия. Доп. Главы к учебнику 8 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. Изуч. Математики/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 5-е изд. -М. Вита-Пресс, 2011.
Геометрия. Доп. Главы к учебнику 9 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. Изуч. Математики/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 5-е изд. -М. Вита-Пресс, 2011- 176с.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9классах. М.:Просвещение,2002г.
Зив Б.Г., Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. М.:Просвещение,2009г.
Зив Б.Г., Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. М.:Просвещение,2009г.
Зив Б.Г., Меллер В.М., Бакинский А.Г. Задачи по геометрии для 7-11классов. М.:Просвещение,2008г.
Математика. Энциклопедия для детей. Т. 11.
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Кукарцева Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7-9 классы. М.:Просвещение,2005г.
Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах. М.:Просвещение,2002г.
Звавич Л.И. и другие. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 классы. М.:Просвещение,2001г.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю.А., Юдин И.И. Рабочая тетрадь для 8 классов. М.:Просвещение,2010г.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю.А., Юдин И.И. Рабочая тетрадь для 9 классов. М.:Просвещение,2010г.