Сюжетный урок как способ повышения мотивации младших школьников. Статья.

12
7
Материал опубликован 3 November в группе

Сюжетный урок как способ повышения мотивации младших школьников.

Потамошнева Н. А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 69 г. Воронеж

Аннотация: в статье рассматривается проблема снижения интереса к обучению младшими школьниками, предлагаются примеры мотивирующих приемов в обучении.

«Дети родились не для того, чтобы злить своих педагогов, мешать им обучать и воспитывать их самих. Надо верить, что каждый из них таит в себе практически безграничные возможности и способности познавать действительность, таит в себе стремление, может быть страсть, к познанию».

(из книги «Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амонашвили)

В последние годы стало заметным снижение учебной мотивации (Мотивация учебной деятельности учащихся — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности) у обучающихся начальных классов. Если ранее это свойственно было в основном обучающимся среднего звена, то сейчас проблема повышения мотивации коснулась и учителей начальной школы. Обучение становится неэффективным, если нет мотивации или она снижена.

Каждый учитель стремится дать обучающимся глубокие, прочные знания, раскрыть важность изучаемого предмета не только для общего развития, но в тесной взаимосвязи с жизнью, т.е. как и где можно применить полученные знания и навыки в реальной жизни. Еще одна из главных задач современного учителя – научить детей мыслить критически, добывать самостоятельно знания, показать ученикам их внутренние ресурсы (помочь раскрыть таланты и способности каждого).

Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей? Основным источником побуждения младших школьников к умственному труду может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к изучаемому предмету.

Беспроигрышным во все времена (какие бы Стандарты мы не реализовывали: первого поколения, второго, третьего) является метод включения в урок сюжетных игр, построение сюжетных уроков. Нельзя исключать игру из жизни младших школьников, учитель сам должен включаться в игру, корректируя правила, изобретая игровые ситуации.

Кто из вас не играл в «Школу»? А в «Магазин»? Сюжетные задачи в учебнике математики Моро М. И. построены на основе этих игр.

Уроки-путешествия, уроки-экскурсии требуют от учителя большей подготовки, чем традиционный по форме урок, но положительный настрой, командный дух, присутствующий на таких уроках, стоят потраченных сил учителя. Сейчас, в век компьютерных технологий и нейросетей, подготовка сценария значительно упрощается. Можно найти подходящий урок, отредактировать под свой класс – и, готов сюжетный урок! Отмечу, что простое воспроизведение урока по чужому сценарию не будет эффективным без учета уровня накопленных знаний и умений каждого конкретного класса.

В ходе сюжетных уроков можно предлагать детям задания разного уровня сложности, например, при изучении темы «Глагол» в 4 классе – урок-путешествие в страну Глаголия:

- одни ученики выписывают из текста глаголы,

- другие подчеркивают их в тексте, обозначая их роль в предложении,

- третьи должны дополнить текст глаголами подходящими по смыслу.

Создание сюжетных уроков, игровой атмосферы развивают у младших школьников воображение, логическое мышление, творческие способности, практические умения, навык самоконтроля. Все это способствует усилению развивающей направленности процесса обучения с учетом интересов и потребностей младших школьников.




Литература:

Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! – Пособие для учителя, - М., Просвещение. 1983г.

Дементьева Н.Н. Технологические приёмы построения сюжетных уроков математики. Начальная школа 2009г.№12.


Текст статьи.DOCX / 15.58 Кб ​​​​​​​


Пояснительная записка.DOCX / 12.66 Кб
f1730657108.jpg
Антиплагиат, проверка
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Аннотация: в статье рассматривается проблема снижения интереса к обучению младшими школьниками, предлагаются примеры мотивирующих приемов в обучении. (добавляла в текст, но почему-то не вижу ее там)::smile6::

3 November

Спасибо за интересную статью, Наталья Алексеевна! Аннотация появилась.

3 November

Благодарю, Раиса Поликарповна, за поддержку. Ценю Ваше внимание и мнение! ::smile64::

3 November

Наталья Алексеевна, подпишусь под каждым словом Вашей статьи! Сама на днях выступала с подобной темой сначала не методическом объединении, потом на методическом семинаре. И вижу много сходства Вашей публикации и моего выступления. Интерес, разнообразные формы проведения уроков - это одно из важнейших методов мотивации младших школьников. Спасибо за интересное содержание!

4 November

Ольга Анатольевна, спасибо за поддержку и развёрнутый комментарий. Конечно, много сходств, потому как проблемы одинаковые, причем независимо от статуса ОУ. Да, безусловно, в лицее, гимназии дети более мотивированы на учёбу.

4 November

Спасибо за грамотную работу по актуальной проблеме!

4 November

Марина Юрьевна, спасибо за внимание и поддержку!

4 November

Похожие публикации