Сюжетный урок как способ повышения мотивации младших школьников. Статья.
Сюжетный урок как способ повышения мотивации младших школьников.
Потамошнева Н. А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 69 г. Воронеж
Аннотация: в статье рассматривается проблема снижения интереса к обучению младшими школьниками, предлагаются примеры мотивирующих приемов в обучении.
«Дети родились не для того, чтобы злить своих педагогов, мешать им обучать и воспитывать их самих. Надо верить, что каждый из них таит в себе практически безграничные возможности и способности познавать действительность, таит в себе стремление, может быть страсть, к познанию».
(из книги «Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амонашвили)
В последние годы стало заметным снижение учебной мотивации (Мотивация учебной деятельности учащихся — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности) у обучающихся начальных классов. Если ранее это свойственно было в основном обучающимся среднего звена, то сейчас проблема повышения мотивации коснулась и учителей начальной школы. Обучение становится неэффективным, если нет мотивации или она снижена.
Каждый учитель стремится дать обучающимся глубокие, прочные знания, раскрыть важность изучаемого предмета не только для общего развития, но в тесной взаимосвязи с жизнью, т.е. как и где можно применить полученные знания и навыки в реальной жизни. Еще одна из главных задач современного учителя – научить детей мыслить критически, добывать самостоятельно знания, показать ученикам их внутренние ресурсы (помочь раскрыть таланты и способности каждого).
Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей? Основным источником побуждения младших школьников к умственному труду может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к изучаемому предмету.
Беспроигрышным во все времена (какие бы Стандарты мы не реализовывали: первого поколения, второго, третьего) является метод включения в урок сюжетных игр, построение сюжетных уроков. Нельзя исключать игру из жизни младших школьников, учитель сам должен включаться в игру, корректируя правила, изобретая игровые ситуации.
Кто из вас не играл в «Школу»? А в «Магазин»? Сюжетные задачи в учебнике математики Моро М. И. построены на основе этих игр.
Уроки-путешествия, уроки-экскурсии требуют от учителя большей подготовки, чем традиционный по форме урок, но положительный настрой, командный дух, присутствующий на таких уроках, стоят потраченных сил учителя. Сейчас, в век компьютерных технологий и нейросетей, подготовка сценария значительно упрощается. Можно найти подходящий урок, отредактировать под свой класс – и, готов сюжетный урок! Отмечу, что простое воспроизведение урока по чужому сценарию не будет эффективным без учета уровня накопленных знаний и умений каждого конкретного класса.
В ходе сюжетных уроков можно предлагать детям задания разного уровня сложности, например, при изучении темы «Глагол» в 4 классе – урок-путешествие в страну Глаголия:
- одни ученики выписывают из текста глаголы,
- другие подчеркивают их в тексте, обозначая их роль в предложении,
- третьи должны дополнить текст глаголами подходящими по смыслу.
Создание сюжетных уроков, игровой атмосферы развивают у младших школьников воображение, логическое мышление, творческие способности, практические умения, навык самоконтроля. Все это способствует усилению развивающей направленности процесса обучения с учетом интересов и потребностей младших школьников.
Литература:
Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! – Пособие для учителя, - М., Просвещение. 1983г.
Дементьева Н.Н. Технологические приёмы построения сюжетных уроков математики. Начальная школа 2009г.№12.
Текст статьи.DOCX / 15.58 Кб
Пояснительная записка.DOCX / 12.66 Кб
Потамошнева Наталья Алексеевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна