Урок музыки в 4 классе «Царит гармония оркестра, царит гармония в словах»
Лариса Владимировна Беляева,
учитель музыки,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61» г. Курска
Предмет | музыка и русский язык |
Класс | 4 |
УМК | 1 Сергеева Г.П., Критская Е.Д программа по музыке для общеобразовательных учреждений 1-4 классы- М.: Просвещение, 2018 г., 2 Канакина В.П., Горецкий В.Г. программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 1-4 классы – М.: Просвещение, 2015 год. |
Тип урока | комбинированный |
Форма урока | бинарный |
Раздел | «В концертном зале», « Имя прилагательное как часть речи» |
Тема урока | «Царит гармония оркестра, царит гармония в словах» |
Цель по предмету музыка | познакомить учащихся с составом симфонического оркестра |
Цель по предмету русский язык | закрепить навыки работы с текстом; формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях |
Планируемые результаты | Регулятивные: понимать смысл инструкций учителя и вносить в неё коррективы; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; эмоционально откликаться на музыку; осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Познавательные: передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; соотносить содержание презентации с музыкальными впечатлениями; Метапредметные: применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, в анализе языковых явлений на межпредметном уровне; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества. чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. Предметные планируемые результаты по предмету музыка: дать представление о группах симфонического оркестра. познакомить со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра. развивать музыкальное мышление, умения сравнивать и сопоставлять музыкальные инструменты в процессе звучания симфонического оркестра. развитие импровизации в доступных для детей формах; совершенствовать певческие умения и навыки. создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся. Предметные планируемые результаты по русскому языку: знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологические признаки и синтаксическую роль; употреблять прилагательные в речи; определять морфологические признаки прилагательного. |
Межпредметные связи | музыка, русский язык, литература |
Формы работы | диалог, работа с художественным текстом, коммуникативные игры, групповая |
Музыкальный материал | Б. Бриттен « Путеводитель по оркестру», муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина «Ты-человек» |
Литература | 1 Критская Е.Д. Музыка : Учеб.для учащихся 4 кл. нач.шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2004,-127с.:ил.-ISBN 5-09-013511-8. 2 Литературное чтение. 4 класс Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на эдектрон. носителе. В 2 ч. Ч 1/ ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). -3-е изд.-М.: Просвещение, 2015. – 223с.: ил.-(Школа России). – ISBN 978-5-09-035620-6. 3 Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.П. Канакина ,В.Г. Горецкий.- М.: Просвещение, 2013.-160 с., (2)л.ил.: ил.- (Школа России).- ISBN 978-5-09-023196-1. |
Сценарий урока:
I Организационный этап
Учитель музыки: Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята-здравствуйте учитель».
II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Учитель музыки: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое подскажет нам тему урока. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: « О чём мы будем говорить сегодня на уроке?»
Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.
Взмах еще — и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.
Снова взмах — и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели,
Это звук виолончелей.
Взмах рукой — поет валторна,
Взмах — мы слышим звуки горна,
Где-то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.
Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье —
Оркестровое творенье.
Обучающиеся: Об оркестре.
Учитель музыки: Посмотрите на тему урока: «Царит гармония оркестра, царит гармония в словах..». Да, вы правильно ответили. Наш урок посвящён оркестру. Но у нас на уроке 2 учителя. Посмотрите на вторую строчку темы урока. О чём мы ещё будем говорить?
Обучающиеся: О словах
Учитель музыки: На урок посвящён двум предметам музыке и русскому языку.
III Актуализация знаний.
Учитель музыки: В каждом театре перед представлением можно приобрести программку. У нас тоже есть программка урока. Давайте выполним 1 задание: вставьте пропущенные слова и прочитайте определение слова «оркестр».
(Обучающиеся выполняют задание)
Учитель музыки: Правильно, оркестр -это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Откуда появился оркестр нам сейчас расскажет Дима.
Сообщение учеников:
Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры.
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на различных инструментах.
Учитель музыки: Какие оркестры мы чаще слушаем на уроке?
Обучающиеся: народный и симфонический.
IV Первичное усвоение новых знаний.
Учитель музыки: Симфония-с греческого «созвучие». В состав симфонического оркестра входят от 60-100 музыкантов бывает и больше. Это зависит от конкретного музыкального произведения.
А что должно звучат гармонично в оркестре?
Обучающиеся: музыкальные инструменты.
Учитель музыки: Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга. И это создает согласованное звучание. Кто нужен, чтобы оркестр играл слажено и гармонично?
Обучающиеся: Дирижёр.
Учитель музыки: В оркестре много инструментов, но есть родственные, которые объединены в группы. Посмотрите какая группа самая большая и нам уже знакомая?Когда появились эти инструменты? Как извлекается звук при игре на этих инструментах?
Обучающиеся: группа струнно-смычковая. В эту группу входят скрипки, альты, виолончели и контрабас. Появились эти инструменты 500 лет назад в Италии. Смычком по струнам играют.
Учитель музыки: II группа инструментов это деревянно-духовые -флейта, фагот, кларнет и гобой. III группа –медные духовые: труба, тромбон, туба, валторна. Как извлекается звук в каждой группе инструментов?
Обучающиеся: нужно дуть воздух.
Учитель музыки: IV группа инструментов- ударные: барабаны, тарелки, треугольник. Как извлекается звук в этой группе инструментов?
Обучающиеся: при помощи удара по инструментам.
Учитель музыки: но есть инструменты, которые не входят в состав симфонического оркестра, они называются одиночные: рояль, арфа, орган, челеста. Сегодня мы познакомимся с композитором Бенджамином Бриттеном и его произведением «Путеводитель по оркестру для молодёжи». Бенджамин Бриттен-английский композитор 20 века. Это произведение Бенджамин Бриттен написал в 1946 году для того, чтобы познакомить всех людей с инструментами симфонического оркестра.
Выполним 3 задание -запишите в программку название произведения.
Прослушайте произведение «Путеводитель по оркестру для молодёжи» композитора Бенджамина Бриттена.
Ответьте на вопросы (на слайде):
1 Запишите в программке: в какой последовательности играют группы инструментов?( где все играют инструменты, а где отдельная группа)
2 Как изменяется мелодия?
3 Как называется изменение мелодии?
(Обучающиеся выполняют задание)
Обучающиеся: Мелодия одинаковая звучит, но у разных инструментов.
Обучающиеся: Вариации
Учитель музыки: Представьте, что вы - музыканты оркестра. Предлагаю сейчас изобразить вам игру на музыкальных инструментах.
1 ряд: изображают игру на струнно- смычковых инструментах;
2 ряд изображают игру на деревянно-духовых инструментах;
3 ряд – изображают игру на медно-духовых инструментах, а 4 группу ударных инструментов изобразят наши гости.
(Повторное прослушивание + физминутка)
( обучающиеся выполняют задание)
V Первичное проверка понимания
Учитель начальных классов: «…Царит гармония в словах»:
Вопросы:
Как вы понимаете это выражение?
Когда можно сказать, что слова звучат гармонично?
Я предлагаю вам вспомнить сказку замечательного советского писателя Константина Георгиевича Паустовского. (На доске нарисован один из главных героев сказки). Как называется сказка?
Обучающиеся: на рисунке изображён воробей. Сказка «Растрёпанный воробей»
Учитель начальных классов: давайте проведем эксперимент. Перед вами в программке 5 задание. Прочитайте текст. Что вы можете сказать о тексте?
(Обучающиеся выполняют задание)
Учитель начальных классов: теперь посмотрите 6 задание в программке. Прочитайте текст. Что теперь можете сказать о тексте. Что изменилось в нем?
Обучающиеся: в тексте нет прилагательных.
Учитель начальных классов: какую же роль играют имена прилагательные в речи?
Обучающиеся: дополняют, украшают, делают текст выразительнее.
Учитель начальных классов: выполним задание. Выписать словосочетания имя существительное + имя прилагательное, указать род, число, падеж, обозначить главное слово.
(Обучающиеся выполняют 7 задание)
Учитель начальных классов: Давайте попробуем к нашему герою подобрать имена прилагательные. Воробей какой? (ответы обучающихся)
Учитель начальных классов: Как вы думаете- можно все ваши слова отнести к людям? Бывают такие люди?
Обучающиеся: да, бывают.
Учитель музыки: Давайте споём о таких хороших людях.
(Обучающиеся исполняют песню)
VI Первичное закрепление
Учитель начальных классов: Как в русском языке, так и в музыке всё должно быть гармонично. Давайте составим синквейн к слову «Оркестр». Постарайтесь подобрать красивые интересные слова.( дети выполняют задание 8 в программке)
VII Информация о домашнем задании
Учитель музыки: ваше домашнее задание у вас на столах. Возьмите карточки посмотрите. Задание разной сложности.
Самый простой уровень с 1 звёздочкой: нарисовать музыкальный инструмент любой группы инструментов.
Средний уровень: найти загадку про инструмент музыкальный с наибольшим количеством прилагательных, и красивым оформлением.
Сложный уровень: составить кроссворд из слов и терминов нашего урока.
По вашим программкам мы оценим вашу работу и на уроке.
Спасибо всем за урок.