12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Беляева Лариса28

Лариса Владимировна Беляева,

учитель музыки,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61» г. Курска

Предмет

музыка и русский язык

Класс

4

УМК

1 Сергеева Г.П., Критская Е.Д программа по музыке для общеобразовательных учреждений 1-4 классы- М.: Просвещение, 2018 г.,

2 Канакина В.П., Горецкий В.Г. программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 1-4 классы – М.: Просвещение, 2015 год.

Тип урока

комбинированный

Форма урока

бинарный

Раздел

«В концертном зале», « Имя прилагательное как часть речи»

Тема урока

«Царит гармония оркестра, царит гармония в словах»

Цель по предмету музыка

познакомить учащихся с составом симфонического оркестра

Цель по предмету русский язык

закрепить навыки работы с текстом; формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях

Планируемые результаты


Регулятивные: понимать смысл инструкций учителя и вносить в неё коррективы; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; эмоционально откликаться на музыку; осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Познавательные: передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; соотносить содержание презентации с музыкальными впечатлениями;

Метапредметные: применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, в анализе языковых явлений на межпредметном уровне; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам

Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества. чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

Предметные планируемые результаты по предмету музыка:

дать представление о группах симфонического оркестра.

познакомить со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра.

развивать музыкальное мышление, умения сравнивать и сопоставлять музыкальные инструменты в процессе звучания симфонического оркестра.

развитие импровизации в доступных для детей формах;

совершенствовать певческие умения и навыки.

создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.

Предметные планируемые результаты по русскому языку:

знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологические признаки и синтаксическую роль;

употреблять прилагательные в речи;

определять морфологические признаки прилагательного.

Межпредметные связи

музыка, русский язык, литература

Формы работы

диалог, работа с художественным текстом, коммуникативные игры, групповая

Музыкальный материал

Б. Бриттен « Путеводитель по оркестру», муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина «Ты-человек»

Литература

1 Критская Е.Д. Музыка : Учеб.для учащихся 4 кл. нач.шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2004,-127с.:ил.-ISBN 5-09-013511-8.

2 Литературное чтение. 4 класс Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на эдектрон. носителе. В 2 ч. Ч 1/ ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). -3-е изд.-М.: Просвещение, 2015. – 223с.: ил.-(Школа России). – ISBN 978-5-09-035620-6.

3 Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.П. Канакина ,В.Г. Горецкий.- М.: Просвещение, 2013.-160 с., (2)л.ил.: ил.- (Школа России).- ISBN 978-5-09-023196-1.





Сценарий урока:

I Организационный этап

Учитель музыки: Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята-здравствуйте учитель».

II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель музыки: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое подскажет нам тему урока. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: « О чём мы будем говорить сегодня на уроке?»

Дирижер рукой взмахнул, 
И раздался странный гул, 
А за ним протяжный звон, 
Грохот, гул со всех сторон.
Взмах еще — и тишина, 
И струна звучит одна, 
Это скрипочка запела, 
Неуверенно, несмело.
Снова взмах — и скрипок море 
Забурлило в дружном хоре. 
А затем раздались трели, 
Это звук виолончелей.
Взмах рукой — поет валторна, 
Взмах — мы слышим звуки горна, 
Где-то арфы перезвон, 
И трубы призывный стон.
Звуки все наперебой, 
Но не хаос здесь, не сбой, 
Здесь звучит произведенье — 
Оркестровое творенье.


Обучающиеся: Об оркестре.

Учитель музыки: Посмотрите на тему урока: «Царит гармония оркестра, царит гармония в словах..». Да, вы правильно ответили. Наш урок посвящён оркестру. Но у нас на уроке 2 учителя. Посмотрите на вторую строчку темы урока. О чём мы ещё будем говорить?

Обучающиеся: О словах

Учитель музыки: На урок посвящён двум предметам музыке и русскому языку.

III Актуализация знаний.

Учитель музыки: В каждом театре перед представлением можно приобрести программку. У нас тоже есть программка урока. Давайте выполним 1 задание: вставьте пропущенные слова и прочитайте определение слова «оркестр».

(Обучающиеся выполняют задание)

Учитель музыки: Правильно, оркестр -это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Откуда появился оркестр нам сейчас расскажет Дима.

Сообщение учеников:

Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры.

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на различных инструментах.

Учитель музыки: Какие оркестры мы чаще слушаем на уроке?

Обучающиеся: народный и симфонический.

IV Первичное усвоение новых знаний.

Учитель музыки: Симфония-с греческого «созвучие». В состав симфонического оркестра входят от 60-100 музыкантов бывает и больше. Это зависит от конкретного музыкального произведения.

А что должно звучат гармонично в оркестре?

Обучающиеся: музыкальные инструменты.

Учитель музыки: Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга. И это создает согласованное звучание. Кто нужен, чтобы оркестр играл слажено и гармонично?

Обучающиеся: Дирижёр.

Учитель музыки: В оркестре много инструментов, но есть родственные, которые объединены в группы. Посмотрите какая группа самая большая и нам уже знакомая?Когда появились эти инструменты? Как извлекается звук при игре на этих инструментах?

Обучающиеся: группа струнно-смычковая. В эту группу входят скрипки, альты, виолончели и контрабас. Появились эти инструменты 500 лет назад в Италии. Смычком по струнам играют.

Учитель музыки: II группа инструментов это деревянно-духовые -флейта, фагот, кларнет и гобой. III группа –медные духовые: труба, тромбон, туба, валторна. Как извлекается звук в каждой группе инструментов?

Обучающиеся: нужно дуть воздух.

Учитель музыки: IV группа инструментов- ударные: барабаны, тарелки, треугольник. Как извлекается звук в этой группе инструментов?

Обучающиеся: при помощи удара по инструментам.

Учитель музыки: но есть инструменты, которые не входят в состав симфонического оркестра, они называются одиночные: рояль, арфа, орган, челеста. Сегодня мы познакомимся с композитором Бенджамином Бриттеном и его произведением «Путеводитель по оркестру для молодёжи». Бенджамин Бриттен-английский композитор 20 века. Это произведение Бенджамин Бриттен написал в 1946 году для того, чтобы познакомить всех людей с инструментами симфонического оркестра.

Выполним 3 задание -запишите в программку название произведения.

Прослушайте произведение «Путеводитель по оркестру для молодёжи» композитора Бенджамина Бриттена.

Ответьте на вопросы (на слайде):

1 Запишите в программке: в какой последовательности играют группы инструментов?( где все играют инструменты, а где отдельная группа)

2 Как изменяется мелодия?

3 Как называется изменение мелодии?

(Обучающиеся выполняют задание)

Обучающиеся: Мелодия одинаковая звучит, но у разных инструментов.

Обучающиеся: Вариации

Учитель музыки: Представьте, что вы - музыканты оркестра. Предлагаю сейчас изобразить вам игру на музыкальных инструментах.

1 ряд: изображают игру на струнно- смычковых инструментах;

2 ряд изображают игру на деревянно-духовых инструментах;

3 ряд – изображают игру на медно-духовых инструментах, а 4 группу ударных инструментов изобразят наши гости.

(Повторное прослушивание + физминутка)

( обучающиеся выполняют задание)

V Первичное проверка понимания

Учитель начальных классов: «…Царит гармония в словах»:

Вопросы:

Как вы понимаете это выражение?

Когда можно сказать, что слова звучат гармонично?

Я предлагаю вам вспомнить сказку замечательного советского писателя Константина Георгиевича Паустовского. (На доске нарисован один из главных героев сказки). Как называется сказка?

Обучающиеся: на рисунке изображён воробей. Сказка «Растрёпанный воробей»

Учитель начальных классов: давайте проведем эксперимент. Перед вами в программке 5 задание. Прочитайте текст. Что вы можете сказать о тексте?

(Обучающиеся выполняют задание)

Учитель начальных классов: теперь посмотрите 6 задание в программке. Прочитайте текст. Что теперь можете сказать о тексте. Что изменилось в нем?

Обучающиеся: в тексте нет прилагательных.

Учитель начальных классов: какую же роль играют имена прилагательные в речи?

Обучающиеся: дополняют, украшают, делают текст выразительнее.

Учитель начальных классов: выполним задание. Выписать словосочетания имя существительное + имя прилагательное, указать род, число, падеж, обозначить главное слово.

(Обучающиеся выполняют 7 задание)

Учитель начальных классов: Давайте попробуем к нашему герою подобрать имена прилагательные. Воробей какой? (ответы обучающихся)

Учитель начальных классов: Как вы думаете- можно все ваши слова отнести к людям? Бывают такие люди?

Обучающиеся: да, бывают.

Учитель музыки: Давайте споём о таких хороших людях.

(Обучающиеся исполняют песню)

VI Первичное закрепление

Учитель начальных классов: Как в русском языке, так и в музыке всё должно быть гармонично. Давайте составим синквейн к слову «Оркестр». Постарайтесь подобрать красивые интересные слова.( дети выполняют задание 8 в программке)

VII Информация о домашнем задании

Учитель музыки: ваше домашнее задание у вас на столах. Возьмите карточки посмотрите. Задание разной сложности.

Самый простой уровень с 1 звёздочкой: нарисовать музыкальный инструмент любой группы инструментов.

Средний уровень: найти загадку про инструмент музыкальный с наибольшим количеством прилагательных, и красивым оформлением.

Сложный уровень: составить кроссворд из слов и терминов нашего урока.

По вашим программкам мы оценим вашу работу и на уроке.

Спасибо всем за урок.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.