Конспект проведения образовательной деятельности с воспитанниками средней группы по экологии «Царица – водица»
Конспект проведения образовательной деятельности с воспитанниками средней группы по экологии «Царица – водица»
Материалы и оборудование: стаканчики, вода, молоко, сок и мелкие игрушки, сахарный песок, песок, трубочки, краски, схемы
Ход проведения:
Ребята, сегодня к нам в гости пришли Эколята - Дошколята Елочка, Умница, Тихоня и Шалун. Они хотят знать, как вы относитесь к нашей природе, как заботитесь о ней.
Воспитатель: Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей). Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
Ребята, а без чего не может прожить человек (ответы детей). Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? (в помещении, на улице). Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Те капельки, которые мы пьем, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
Посмотрите, ребята, наши друзья сегодня утром умывались и вот что обнаружили: Из крана вытекла вот эта капелька. Какая она? (грязная, мутная, мертвая …)
Почему случилась такая беда? ( труба засорилась, туристы мусор оставили, забыли кран закрыть, прорвало трубу, кислотный дождь)- беда в природе! Экологическая катастрофа (словарь)! Готовы помочь?
5
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. А что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить проведем с вами несколько опытов.
Опыт №1 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать: чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.
Опыт №2 «У воды нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Можно дать попробовать для сравнения молоко или сок.
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком - нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».
Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?
Вывод: в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются.
Итог эксперимента: вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем, принимает форму любого сосуда, может окрашиваться, прозрачная, превращается в лед на морозе, а в тепле тает.
Мы узнали много интересного о свойствах воды. А теперь нам пора отправляться дальше.
Игра «Веселые человечки»
Давайте поможем человечкам найти свои домики.
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит.
В каком виде мы можем увидеть воду? (жидком, твердом, парообразном)
( схемы человечков)
Давайте поможем человечкам найти свои домики:
в лужу
на тучку
в лед
на дорогу
в речку
Физминутка:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Без нее нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
7
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница -
вода
Подошли к истоку реки - пока это маленький ручеек. Но скоро он выведет нас к широкой реке.
Ходьба по плоскости разной ширины.
Вот мы и вышли к реке, но она такая грязная! Что же делать?
Ответы детей (Собрать мусор в ведро)
(Река выложена на полу и в ней разный мусор)
Мы очистили речку от мусора и наша капелька изменилась. Какая капелька стала? Она была:
грустная, а теперь? Веселая
мертвая - живая
вредная - полезная
грязная - чистая
мутная – прозрачная
« Эколята – Дошколята»:
-Вы сделали очень хорошее дело - очистили реку. И из крана потекла чистая вода. Попробуйте, какая она вкусная (в пластмассовых стаканчиках кипяченая вода)
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться:
Ни природой, ни пейзажем.
Без воды угаснет каждый!
–Давайте вспомним, что нельзя делать у реки?
- мыть машину
- выливать грязную воду
- бросать мусор
- спускать мазут с кораблей
- заводам надо ставить очищающие фильтры
Рефлексия: Вы такие молодцы! Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей). Что было сложным? Почему? Что было легким? Почему? Какие были опыты?
«Эколята – Дошколята»:
Ребята, мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля. Теперь мы знаем, что вы заботливо относитесь к нашей природе. Значит, нам экологическая катастрофа не грозит.