Программа логопедического сопровождения учащихся первого класса с расстройством аутистического спектра

0
0
Материал опубликован 8 July






Программа индивидуального логопедического сопровождения учащегося 1 класса с ОВЗ (РАС)





















Составитель программы: учитель-логопед: Андреева Е.Н







С.Новая Заимка,2023 год









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; -Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ »; -АООП НОО для детей с РАС; -Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

.


Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Расстройства аутистического спектра являются одним из самых часто встречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности. Ребёнок с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.

Направленность программы

Формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений обучающихся с РАС в различных социальных ситуациях, подготовка их к жизни в современном обществе.

Развитие слухового внимания и восприятия.

Развитие понимания речи через эмоционально-смысловой комментарий, как необходимый элемент занятий. Выполнение инструкций.

Формирование двигательных навыков и жестикуляции. Формирование подвижности органов речи. 5. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).

Программа реализуется для обучающихся 1-х классов (средний возраст 7 лет) сроком на 1 учебный год.

Общая характеристика речи обучающихся с РАС

У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.


Цели программы:

-создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС, - преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.



Задачи программы: 1. Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире.  2. Обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого: - обогащать и активизировать словарный запас, - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся, использование мимики и жестов в общении 3. Развивать устную речь: -развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы -формирование правильного физиологического дыхания -создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся -уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной; - развивать фразовую и связную речь. 4. Подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение): - формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма; 5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление. 6. Формировать пространственно-временные представления и понятия. 7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

Методологические и теоретические основы программы. Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; - системного подхода -рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; -рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития - реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы - деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту - индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Организация работы по программе.

Логопедические занятия в первом классе проводятся индивидуально  Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 34 недели, логопедических занятий в 1 классе отводится 2 занятия в неделю (68 занятий в год).

Основные этапы логопедической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном кабинете для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе коррекции важной задачей является целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся индивидуальные занятия, построенные на основании логопедического заключения, возраста и тяжести речевой патологии.

Цель занятий по коррекции звукопроизношения: формирование у детей правильной устной речи.

Задачи:

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.

4. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

5. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его. 6. развивать связную речь на материале обогащенном автоматизированными звуками,

Направленность работы по коррекции звукопроизношения имеет следующие разделы:

подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

постановка звука

Цель: постановка звука изолировано наиболее приемлемым способом

автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи по схеме в слогах, в словах в предложениях

дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.

Эффективность программы.

В структуру каждого занятия, как правило, входят: - упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика; - коррекция произношения; -упражнения, направленные на развитие фонематических процессов; - работа по активизации речевого общения, - работа над расширением и уточнением словарного запаса, - работа над предложением; - развитие связной речи.

Содержание логопедической программы:

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей. Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации. Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» в речевой ситуации. Составление связного высказывания. Выбор атрибутов. Развитие артикуляционной моторики.. Практические грамматические упражнения и развитие речи. Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Слоги. Слова. Предложение. Текст. (Закрепляющий компонент по упрочению связей звук-буква пройденных в классе).



Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

Личностные результаты должны отражать:

1)осознание себя как ребёнка;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Предметные результаты:

Устная речь. Минимальный уровень:

Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;

Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;

Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;

Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;

Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка



Тематический план:

I период: Диагностический (10 ч.)

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии, первичная диагностика. Обследование импрессивной и связной речи. Обследование речи на уровне понимания слов и построения предложений. Обследование звуко-произносительной стороны речи. Выявление наличия нарушений звукопроизношений. Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Обследование словарного запаса, точности употребления лексических значений слов

II Пропедевтический: (Добукварный) период.

«Это — я», (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.

«Я- ребёнок» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

«Ребёнок в семье» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.

«Моя семья» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Формирование представления о звуках речи. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.

«Ребёнок и его дом» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.



III Букварный период.

1 этап: изучение гласных звуков и букв.

«Ребёнок и его игрушки» (3 ч.)

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Постановка и автоматизация звуков.

«Ребёнок в школе» (2 ч.)

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.) Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.

«Ребёнок в мире цвета» (2ч.)

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.

«Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур» (1ч.)

Повторить пройденные звуки и буквы. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

«Ребёнок в мире цвета и звука» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторить пройденные звуки и буквы. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.

«Ребёнок и эмоции» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы); Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.

2 этап: изучение согласных звуков и букв.

«Ребёнок, одежда, обувь» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.

«Ребёнок и мир домашних животных»(2)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.

«Ребёнок и мир диких животных » (3)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир животных» (3ч.)

Учить устанавливать родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Повторить пройденные звуки и буквы. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа СГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир растений» (3ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок в семье» «Я и мама» (1ч.)

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир птиц» (2ч.)

Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Работа с альбомом «Развитие представлений об окружающем мире». Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Находить картинки по теме «Времена года». Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребенок и путешествия». (3ч.)

Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе, деревне. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребенок в городе» (2)

Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Составление, чтение слов типа ССГС. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и техника» (2)

Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа ССГС и ССГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и машины» (3)

Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Звуки и буквы повторение. Составление, чтение слов типа СГСС и СГССГ. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко» Рисуем пальчиками на песке. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир вокруг» (1)

Повторение. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.

Диагностика (6-8ч.)

Обследовать речь, звукопроизношение, слоговую структуру, понимание слов и построение предложений, связную речь. Выявить динамику развития.



Индивидуальный календарно-тематический план коррекционного курса:

«Логопедические занятия» в комплексе программы: АООП НОО с РАС (вариант 8.3) Класс: 1

Срок: 2023-2024уч. год.

Количество занятий: 2 раза в неделю, 68 занятий в год

1класс (68ч.)

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Звук и буква

Развитие мелкой моторики

По плану


1.








Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

Провести первичную

Диагностику.










01.09 04.09 05.09.

2.




Обследование импрессивной и связной речи .

Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений.







06.09 07.09 08.09.

3.




Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Выявить наличие нарушений звукопроизношений.








11.09. 12.09 13.09

4.


Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса.


Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов






14.09

5






«Это — я»,

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.

Формирование представления о речевых и неречевых звуках

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»


6



«Это — я»,

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.

Формирование представления о речевых и неречевых звуках

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»


7

«Я- ребёнок»




Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми.

Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»


8

«Я- ребёнок»




Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»


9

«Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги»


10

«Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги»


11

«Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги»


12

«Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги»


13

«Ребенок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги»


14

«Ребенок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»


15




«Ребёнок и его игрушки»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Звук/ а. /и буква А а.


Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»


16




«Ребёнок и его игрушки»






Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук/ о /и буква О о.


Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»


17

«Ребёнок и его игрушки»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Активизация артикуляционной моторики.

Звуки и буквы А - О

Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотво­рения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

Упражнения для развития мелкой моторики«Пальчиковые шаги»


18.

«Ребёнок в школе»
























Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

.Звук У. и букваУу. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотво­рения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

«Дружба»


19

«Ребёнок в школе»


Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звуки и буквы У -О.


«Капуста»


20

«Ребёнок в мире цвета »

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук И и буква И


«Строим дом»


21

«Ребёнок в мире цвета »

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ы. и буква Ы.

«Строим дом»


22

«Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.


Звук Э и буква Э э

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

«Фруктовая ладошка»


23

«Ребёнок в мире цвета и звука»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.



Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.


Звук м и буква Мм.

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

«Ёжик»


24

«Ребёнок в мире цвета и звука»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Звук С и буква С

.


«В гости»


25

«Ребёнок и эмоции»

вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.






Звук Х и буква Х

«Моя лошадка»


26

«Ребёнок и эмоции»


вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);Повторить пройденные звуки и буквы.






Звук Ш и буква Ш

«Бык у забора»


27

«Ребёнок, одежда, обувь»


Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Л и буква Л

«Весна»


28

«Ребёнок, одежда, обувь»

Работа с альбомом.

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Н и буква Н

Рисуем пальчиками на песке.




29

«Ребёнок и мир домашних животных»


Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);



Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Повторить пройденные звуки и буквы. Учить различать пройденные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке.


30

«Ребёнок и мир домашних животных»




Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Р и буква Р


Рисуем пальчиками на песке.


31

«Ребёнок и мир диких животных»


Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук К и буква К

Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке


32

«Ребёнок и мир диких животных»




Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Т и буква Т

Рисуем пальчиками на песке


33

«Ребёнок и мир диких животных»


Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук П и буква П

Рисуем пальчиками на песке


34

«Ребёнок и мир животных»


Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук В и буква В

Рисуем пальчиками на песке


35

«Ребёнок и мир животных»


Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук З и буква З

Рисуем пальчиками на песке.


36

«Ребёнок и мир животных»


Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Д* и буква Д д

Кинезиологические упражнения


37

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звуки Ж и буква Ж

Кинезиологические упражнения


38

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Б и буква Б

Кинезиологические упражнения


39

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Г и буква Г г

Кинезиологические упражнения


40

«Я в семье. Я и мама. Эмоции.»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Д и буква Д

Кинезиологические упражнения


41

«Ребенок и мир птиц»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Й и буква Й

Кинезиологические упражнения


42

«Ребенок и мир птиц»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Ь

Кинезиологические упражнения


43

«Ребёнок и мир рыб, морей и океанов»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Е

Кинезиологические упражнения


44

«Ребёнок и мир рыб, морей и океанов»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Ё

Кинезиологические упражнения


45

«Ребёнок и явления природы».

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Кинезиологические упражнения


46

«Ребёнок и явления природы».

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Я

Кинезиологические упражнения


47

«Ребенок и путешествия».

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

буква Ю

Рисуем пальчиками на песке.


48

«Ребенок и путешествия».

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Кинезиологические упражнения


49

«Ребенок в городе»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ц и буква Ц

Рисуем пальчиками на песке.


50

«Ребёнок и техника.»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ч и буква Ч

Кинезиологические упражнения


51

«Ребёнок и техника»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Щ и буква Щ

Рисуем пальчиками на песке.


52

«Ребёнок и машины»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ф и буква Ф

Кинезиологические упражнения


53

«Ребёнок и машины»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке.


54

«Ребёнок и машины»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Кинезиологические упражнения


55

«Ребёнок и мир вокруг»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам

Рисуем пальчиками на песке.


56

Обследование речи

Обследовать речь на уровне всех компонентов. Выявить динамику развития.



16.05. 17.05. 18.05. 21.05. 22.05. 23.05. 24.05. 25.05.



Направления коррекционной работы:

1. Диагностическая работа

Позволяет выявлять особенности развития и здоровья обучающихся с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы и предполагает осуществление:

психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей;

мониторинга динамики развития обучающихся с РАС, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;

анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

Использование форм и методов работы:

-сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), -психолого-педагогический эксперимент, -наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, --изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. оформление документации (речевая карта).

Задачи (направления деятельности)


Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодич-ность в течение года)

Ответственные


Психолого-педагогическая диагностика

Углубленная диагностика детей с РАС


Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля

Диагностирование.

Заполнение Речевой карты, протокола обследования

сентябрь

Учитель-логопед


Проанализиро-вать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности

Сбор данных о поведенческих особенностях.

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка индивидуального образователь-ного маршрута

До 15.10

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Учитель

Соц.педагог

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты


Виды и формы деятельности, мероприятия


Сроки (периодич-ность в течение года)

Ответственные


Консультирова-ние педагогичес-ких работников по вопросам обучения и воспитания детей с РАС

1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с ребенком, родителями, классом

Индивидуальные, групповые, тематические консультации


По отдельному плану-графику

Учитель – логопед


Консультирова-ние обучаю-щихся по выявленных проблемам, оказание превен-тивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации




По отдельному плану-графику

(в период школьных каникул)


Учитель – логопед


Консультирова-ние родителей по вопросам обучения детей с РАС, выбора стратегии воспитания, психолого-фи-зиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации


По отдельному плану-графику

Учитель – логопед


2. Консультативная работа

Позволяет обеспечить непрерывность специального сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

логопедическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;

консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении образовательной программы.

Формы и методы консультативной работы: беседа, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Соблюдаются принципы анонимности, доброжелательности и безоценочного отношения.

3. Информационно-просветительская работа

Осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями процесса обучения и воспитания учащихся с РАС, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и включает:

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей;

оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;

психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной компетентности.

Задачи (направления) деятельности


Планируемые результаты


Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные


Информирова-ние родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам


Участие в работе семинаров, тренингов по вопросам обучения и воспитания детей с РАС

Информацион-ные меропри-ятия

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед


Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий

Информацион-ные меропри-ятия

По отдельному плану-графику






Учитель – логопед










Список используемых источников:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.

Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса

Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.

Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

Л.Б. Баряева, «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007

Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005

Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.

Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.

Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.

Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29.

Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.

Информационно- методическое сопровождение:

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г

Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации